Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:08, контрольная работа
Для развития Российского государства исключительно важны положения преамбулы Конституции Российской Федерации о сохранении исторически сложившегося государственного единства, установлении гражданского мира и согласия: слишком долго нашу единую Родину разрывали, да, к сожалению, и сегодня мешают ее свободному развитию всякого рода конфликты, как социальные, так и национальные.
Это – стержневая идея российской Конституции. И как подлинно суверенное государство Россия самостоятельно приняла свою Конституцию на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции референдумом является существенной гарантией устойчивости нашего основополагающего Закон
Введение.
1. Основы конституционного строя: понятие и принципы, их развитие.
2. Политические основы конституционного строя Российской Федерации.
3. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации.
4. Социальные основы конституционного строя в Российской Федерации.
5. Российская Федерация – светское, федеративное, суверенное государство. Свобода совести.
Заключение.
Список используемой литературы.
5. Российская Федерация – светское, федеративное, суверенное государство. Свобода совести
В ст. 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством.
Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, существующие в таком государстве, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).
Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия согласно Конституции РФ (ст. 14) «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Содержание этого положения раскрывает Федеральный закон РФ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», где сказано, что все религии и религиозные объединения равны перед законом государства, и ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально, то есть не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения.
Поскольку Россия является светским государством, то запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Также запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Запрещаются общественные объединения, пропагандирующие расовую, национальную, религиозную, иную вражду и ненависть, насилие и войну, призывающие к насильственному изменению или ниспровержению конституционного строя Российской Федерации, созданию параллельных структур власти.
Государство – единственная нормативно-регулирующая инстанция для всех без исключения религиозных объединений. Иначе говоря, только от государства могут исходить обязательные нормы, определяющие исходный статус и основные правила «нахождения» в государстве и обществе любых вероисповедальных организаций.
Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их церквам и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.
Федеративная природа российской государственности отличается следующими признаками:
Российская Федерация как суверенное государство строит свои отношения с другими государствами, вправе участвовать в межгосударственных объединениях. Одновременно субъекты РФ имеют право внешнеполитических и внешнеэкономических связей, координация которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». 7. Отношения между Российской Федерацией и ее субъектами строятся на разграничении их предметов ведения. Причем Конституция РФ закрепляет исключительное ведение Российской Федерации (ст. 71) и совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Вне отмеченных предметов ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73).
Российская Федерация – суверенное государство. Суверенитет РФ – свойство государственной власти на основе воли многонационального народа России самостоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние и внешние функции государства.
Суверенитет РФ получил свое правовое закрепление и воплощение в Конституции РФ 1993 г. В ее нормах провозглашается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3), суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию (ст. 4), Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России (ст. 4), Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (ст. 67).
Суверенитет РФ характеризуется тремя неотъемлемыми чертами: самостоятельностью государственной власти, ее независимостью при осуществлении внутренних и внешних функций государства, дифференцированным содержанием государственной власти, осуществляемой на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Самостоятельность государственной власти заключается в том, что она реализует свое назначение без вмешательства в ее деятельность негосударственных структур.
Независимость государственной власти означает, что она по своему усмотрению, без вмешательства других государств, осуществляет внутренние и внешние функции Российской Федерации.
Дифференциация государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную имеет принципиальное значение, ибо она устраняет ее узурпацию со стороны соответствующих структур государства или должностных лиц и придает незыблемый характер конституционному положению, согласно которому носителем суверенитета в РФ является ее многонациональный народ.
Свобода вероисповедания означает беспрепятственную возможность каждого принадлежать к какой-либо религии, церкви, конфессии и свободную деятельность образуемых верующими религиозных объединений.
Политико-правовое содержание свободы совести и свободы вероисповедания, гарантированных ст. 28 Конституции РФ, заключается в праве каждого исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения.
Граждане, придерживающиеся материалистических убеждений, вправе создавать соответствующие объединения согласно законодательству об общественных объединениях, а также беспрепятственно осуществлять свою деятельность.
Наказываются по закону нарушения равноправия граждан по признаку отношения их к религии (ст. 136 УК РФ), нарушение свободы совести и вероисповедания и организация религиозных и общественных объединений, посягающих наличность и права граждан (ст. 239 УК РФ).
Человек, гражданин, народ – таковы главные действующие лица, которыми и во имя которых создается конституционный строй.
К основам конституционного строя, согласно Конституции Российской Федерации, относятся, прежде всего, основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляют признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осуществляются производство и распределение товаров и благ; социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства; и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия многообразием духовным; федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления.
Закрепление основ конституционного строя в конституционной форме имеет большое значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самым подчеркивается особая значимость основ конституционного строя, их верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие, качественные связи, которые свойственны ее организации.
Список используемой литературы
1. Бутусова Н.В. Основы конституционного строя Российской Федерации как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования //Вестник Московского университета. Серия 11 Право. 2003. – № 6.
2. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997г.
3. Козлова Е.И., Кутафин
О.Е. Конституционное право
4. Научно-практический
комментарий к Конституции
5. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России – М., Юрист, 1994.
6. Смоленский М.Б.
7. Сандуца Г.И. Применение общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России//Международное публичное и частное право, 2001. – № 3.
8. Федеральный закон РФ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», правовая система Гарант.
Информация о работе Понятие и содержание основ конституционного строя РФ