1) Понятие конституционного
строя
Конституционный строй - система
правовых отношений, закрепляющая способ
организации государства, при котором
признаются и гарантируются права и свободы
человека и гражданина, а государство
подчинено праву и, прежде всего, демократической
Конституции.
Понятие конституционного строя
обладает двумя основными признаками:
1) это способ организации
государства - совокупность признаков,
по которым одно государство
можно отличить от другого (форма
государственного устройства, форма
правления, политический режим и
др.);
2) это такой способ
организации государства, который
ставит его (государство) в подчинение
интересам человека, его естественным
правам и свободам через регламентирование
деятельности государства правовыми
ограничениями, рамками, за пределы
которых государство выходить
не должно. Важнейшую роль в
таком ограничении играет Конституция.
Конституционный строй закрепляется
всей системой правовых норм, различными
отраслями российского права. Конституционное
право регламентирует основы конституционного
строя - основополагающие принципы устройства
государства и его соотношения с человеком
и обществом, его (государства) существенных
характеристик, которые в совокупности
составляют упорядоченную и относительно
завершенную систему и которые проецируются
на все остальные нормативные установления
права. При этом вся дальнейшая регламентация
общественных отношений является отражением,
конкретизацией и развитием этих основополагающих
принципов. Эти главные принципы настолько
важны, что они содержатся в основном законе
государства - Конституции. В российской
Конституции основам конституционного
строя посвящена первая глава, имеющая
одноименное название.
Положения Конституции, определяющие
основы конституционного строя, обладают
наивысшей юридической силой среди всех
норм российской правовой системы. Статья
16 Конституции РФ устанавливает, что никакие
другие положения Конституции РФ (а следовательно,
и других актов) не могут противоречить
основам конституционного строя. Основы
конституционного строя призваны быть
ядром правового регулирования и поэтому
должны обладать повышенной стабильностью
своего содержания. На это направлен установленный
в Конституции РФ порядок изменения норм
первой главы. Эти нормы не могут быть
пересмотрены Федеральным Собранием,
а только Конституционным Собранием, которое
созывается по решению 3/5 от общего числа
членов Совета Федерации и депутатов Государственной
Думы. При этом невозможно внесение отдельных
изменений в основы конституционного
строя. Конституционное Собрание либо
подтверждает неизменность Конституции
РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции
РФ, который принимается двумя третями
от общего числа членов Конституционного
Собрания либо выносится на общероссийский
референдум.
2) Конституционные
характеристики российского государства
Основные конституционные характеристики
российского государства содержатся в
ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии
с ними Российская Федерация – это демократическое,
федеративное, правовое государство с
республиканской формой правления, а также
социальное и светское государство. Все
эти характеристики тесно связаны между
собой, равно как и с другими основами
конституционного строя.
Демократическое
государство
В соответствии с Конституцией
Российской Федерации (ст. 1) Российская
Федерация есть демократическое государство.
Его демократизм находит выражение прежде
всего в народовластии; разделении властей
на законодательную, исполнительную и
судебную; политическом многообразии;
местном самоуправлении.
В Конституции указывается
(ст. 3), что носителем суверенитета и единственным
источником власти в Российской Федерации
является ее многонациональный народ.
Это означает, что Россия провозглашается
государством народовластия, или демократическим
государством (народовластие - «демократия»
в переводе с древнегреческого).
Признание народа верховным
носителем всей власти является выражением
народного суверенитета. Народный суверенитет
означает, что народ, ни с кем не деля свою
власть, осуществляет ее самостоятельно
и независимо от каких бы то ни было социальных
сил, использует исключительно в своих
собственных интересах. Народный суверенитет
неделим, имеет и может иметь только одного
субъекта - народ.
Таким образом, народовластие
есть принадлежность всей власти народу,
а также свободное осуществление народом
этой власти в полном соответствии с его
суверенной волей и коренными интересами.
Согласно ст. 3 Конституции народ
Российской Федерации осуществляет свою
власть как непосредственно, так и через
органы государственной власти и органы
местного самоуправления.
В зависимости от формы волеизъявления
народа различаются представительная
и непосредственная демократия.
Представительная
демократия - осуществление народом власти
через выборных полномочных представителей,
которые принимают решения, выражающие
волю тех, кого они представляют (весь
народ, население, проживающее на той или
иной территории).
Выборное представительство - важнейшее средство, обеспечивающее
подлинное народовластие. Выборное представительство
образуют избираемые народом государственные
органы и органы местного самоуправления.
Непосредственная
демократия - форма непосредственного
волеизъявления народа или каких-либо
групп населения. «Высшим непосредственным
выражением власти народа, - указывается
в Конституции Российской Федерации (ст.
3), - являются референдум и свободные выборы».
Референдум проводится на основе всеобщего
равного прямого и свободного волеизъявления
граждан Российской Федерации при тайном
голосовании. Решения, принятые всероссийским
референдумом, обладают высшей юридической
силой, в каком-либо утверждении не нуждаются
и обязательны для применения на всей
территории Российской Федерации.
Суверенное федеративное
государство
Россия как суверенное федеративное
государство имеет все государственно-правовые
признаки, атрибуты государственности, элементы
конституционно-правового статуса.
1. Российская Федерация имеет
свою территорию —
пространственный предел распространения
ее суверенитета. Согласно ст. 4 Конституции РФ Российская Федерация
обеспечивает целостность и неприкосновенность
своей территории. Территория России едина
и состоит из территорий ее субъектов.
Определяя конституционные основы правового
режима территории, ст. 67 Конституции РФ устанавливает, что “территория
Российской Федерации включает в себя
территории ее субъектов, внутренние воды
и территориальное море, воздушное пространство
над ними”. Впервые в Конституции РФ в
этой статье установлены основы статуса
конституционного шельфа. Российская
Федерация, подчеркивается в п. 2 ст. 67 Конституции РФ, обладает суверенными
правами и осуществляет юрисдикцию на
континентальном шельфе и в исключительной
экономической зоне Российской Федерации
в порядке, определяемом федеральным законом
и нормами международного права.
Конституция
устанавливает, что границы между субъектами
Российской Федерации могут быть изменены
с их взаимного согласия (п. 3 ст. 67 Конституции
РФ).
2.
Важным государственно-правовым
признаком, элементом конституционно-правового
статуса суверенного государства
является наличие гражданства.
В Российской Федерации установлено федеральное
гражданство, которое в соответствии со ст. 6 Конституции РФ приобретается и прекращается
в соответствии с федеральным законом,
является единым и равным, независимо
от оснований его приобретения.
В
компетенцию органов государственной
власти Российской Федерации входит определение
оснований и процедуры приобретения, изменения
и прекращения гражданства; установление
административного и судебного порядка
обжалования решений по вопросам гражданства;
порядка решения спорных вопросов гражданства
между федерацией и субъектами.
Наличие
федеративного гражданства сочетается
в Российской Федерации с гражданством
республик, входящих в состав федерации.
Конституционный принцип единства гражданства
означает, что утрата федеративного гражданства
влечет за собой утрату гражданства республиканского.
3.
Россия как суверенное государство
имеет свою Конституцию и законодательство.
Конституция РФ принята 12 декабря 1993 г.
путем референдума. Она имеет высшую юридическую
силу, прямое действие и применяется на
всей территории Российской Федерации.
Законы и иные правовые акты, принимаемые
в Российской Федерации, не должны противоречить
Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 71 Конституции РФ, принятие и изменение
Конституции Российской Федерации, контроль
за ее соблюдением входят в предмет ведения
Российской Федерации.
Кроме
Конституции в общефедеральную законодательную
систему входят: федеральные конституционные
законы; Федеративный договор; Основы
законодательства Российской Федерации
по различным отраслям; федеральные законы;
кодексы; подзаконные правовые акты —
нормативные Указы Президента, постановления
Правительства, акты федеральных министерств,
комитетов, ведомств; соглашения о делегировании
полномочий Россией субъектам федерации;
межгосударственные договоры и межправительственные
соглашения Российской Федерации; акты,
связанные с реализацией договоров, конвенций,
соглашений; постановления Конституционного
суда Российской Федерации и др.
Суверенный
характер Российской Федерации обусловливает
верховенство и действие на всей территории
федерации не только Конституции, но и
всех иных нормативных федеральных актов
по вопросам исключительной компетенции
Российской Федерации и полномочиям совместного
ведения федерации и субъектов.
4.
Государственно-правовым признаком
России как суверенного государства
является наличие системы федеральных
органов государственной власти.
В содержание основ конституционного
строя входит норма, устанавливающая,
что “государственную власть в Российской
Федерации осуществляют Президент Российской
Федерации, Федеральное Собрание (Совет
Федерации и Государственная Дума), Правительство
Российской Федерации, суды Российской
Федерации” (ст. 11 Конституции
РФ).
Президент
Российской Федерации — это глава государства,
гарант Конституции РФ, прав и свобод человека
и гражданина.
Федеральное
Собрание (Совет Федерации и Государственная
Дума) — парламент Российской Федерации
— является представительным и законодательным
органом Российской Федерации.
Правительство
— это федеральный орган, осуществляющий
исполнительную власть Российской Федерации.
Суды
— органы, осуществляющие правосудие
в Российской Федерации. Федеральными
судебными органами являются Конституционный
Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации.
Наличие
общефедеральных органов государственной
власти сочетается с существованием этих
органов в субъектах федерации. Статья 11 п. 3 Конституции РФ устанавливает в этой
связи, что разграничение предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
субъектов осуществляется Конституцией
РФ, Федеративными и иными договорами
о разграничении предметов ведения и полномочий.
5.
Важнейшим государственно-правовым
признаком, элементом конституционно-правового
статуса Российской Федерации
является наличие единых Вооруженных
Сил, единой системы обеспечения обороны
и безопасности государства. Для осуществления
обороны с применением средств вооруженной
борьбы в Российской Федерации созданы
Вооруженные Силы и установлена воинская
обязанность граждан Российской Федерации.
Основы
государственно-правового статуса Вооруженных
Сил Российской Федерации сформулированы
в законах “О безопасности”, “Об обороне”,
“О воинской обязанности и военной службе”,
в военной доктрине Российской Федерации
и других актах.
Согласно ст. 10 Закона об обороне Вооруженные Силы Российской
Федерации — государственная военная
организация, составляющая основу обороны
Российской Федерации. Они предназначены
для отражения агрессии и нанесения ему
поражения, а также для выполнения задач
в соответствии с международными обязательствами
Российской Федерации.
Вооруженные
Силы комплектуются как в добровольном
порядке, так и по призыву по экстерриториальному
принципу, что обусловлено их единым общефедеративным
характером. Их верховным главнокомандующим,
согласно Конституции РФ, является Президент
Российской Федерации. К обороне с применением
средств вооруженной борьбы могут, согласно
Закону об обороне, привлекаться пограничные
войска, внутренние войска, войска федеральной
службы безопасности, войска федеральной
правительственной связи, железнодорожные
войска и др.
6.
Российская Федерация как суверенное
государство имеет свою государственную
федеральную собственность, денежную и кредитную систему, единое
экономическое пространство.
Ст. 8 Конституции РФ закрепляет существование
государственной собственности и ее равную
защиту с иными формами собственности.
Российская Федерация распоряжается имуществом,
которое по соглашению с субъектами отнесено
к федеральной государственной собственности,
в которой находятся промышленные и строительные
предприятия общероссийского значения,
имущество, приобретенное за счет средств
Российской Федерации, высшие общегосударственные
учебные заведения и объекты культурного
наследия народов России.
В
собственности Российской Федерации находятся
земельные участки, природные ресурсы.
Федеральной собственностью является
имущество Вооруженных Сил, пограничных
и внутренних войск, железнодорожных и
иных войск. К объектам федеральной собственности
относятся также объекты и имущество органов
государственной власти Российской Федерации.
В
соответствии со ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации
“гарантируются единство экономического
пространства, свободное перемещение
товаров, услуг и финансовых средств”.
На территории Российской Федерации не
допускается установление таможенных
границ, пошлин, сборов и каких-либо иных
препятствий для свободного перемещения
товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ).
В
Российской Федерации существует единое
рублевое пространство, денежной единицей
в России является рубль. Согласно Конституции
РФ, денежная эмиссия осуществляется исключительно
Центральным банком Российской Федерации.