Понятие конституционного строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 12:05, контрольная работа

Краткое описание

Конституционный строй - система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции.

Файлы: 1 файл

конституционное право.docx

— 33.34 Кб (Скачать)

7. Российская Федерация как суверенное  государство обладает международной правосубъектностью. В соответствии со ст. 79 Конституции РФ: “Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации”.

8. Важным государственно-правовым  признаком Российской Федерации  является установление государственного языка. В соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Статус государственного на всей территории России в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями имеет русский язык как основное средство межнационального общения народов Российской Федерации.

9. Как и всякое суверенное государство  Российская Федерация имеет свои государственные символы: флаг, герб, гимн и столицу. Описание и порядок использования символов устанавливаются федеральным конституционным законом (ст. 70 Конституции РФ).

Правовое государство

Российское государство определяется Конституцией РФ как правовое. Правовым государством называется такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах. Смысл правового государства раскрывается в ст. 2 Конституции РФ, со гласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, a признание, соблюдение и защита прав и свобод че­ловека и гражданина представляет собой обязанность государства. Для правового государства также характерна взаимная ответст­венность государства и личности: нарушитель закона, независимо от его личности, должен быть привлечен к юридической ответствен­ности. В правовом государстве последовательно проводятся в жизнь принципы верховенства права во всех сферах жизни общества, а также принцип разделения властей.

Признание российского государства правовым означает подчинение любых действий государственных органов праву, прежде всего Конституции РФ. Основными признаками (принципами) правового государства являются: принцип верховенства закона, принцип соблюдения и охраны прав и свобод человека, принцип разделения властей, принцип взаимной ответственности государства и личности.

Принцип верховенства закона означает, что все госу­дарственные органы, должностные лица, общественные объеди­нения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь, законы в правовом государ­стве также должны быть правовыми, а именно:

          а] максимально соответствовать представлениям общества о справедливости;

б] приниматься компетентными органами, уполномочен­ными на то народом;

в] приниматься в соответствии с законно установленной процедурой;

г] должна соблюдаться и иерархия законов: они не должны противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные подзакон ­ные нормативно-правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их.

Согласно принципу соблюдения и охраны прав и сво­бод человека, государство должно не только провозгласить при­верженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике.

Принцип разделения властей предполагает раздельное функционирование трех независимых властей - законодательной, исполнительной и судебной, а также их взаимный контроль.

Принцип взаимной ответственности государства и гражданина означает, что за нарушение закона должна обяза­тельно последовать предусмотренная законом мера ответственности, невзирая при этом на личность правонарушителя.

Форма правления в России

Республиканская форма правления в России, определяющая организацию высших органов государственной власти и порядок их деятельности, установлена в соответствии со ст. 1 Конституции Российской Федерации. Главным определяющим признаком такой формы правления является выборность главы государства. Этим главным признаком республиканская форма правления отличается от монархии, характеризующаяся наследованием статуса главы государства.

Конституция РФ, устанавливая республиканскую форму правления в России, одновременно закрепила следующие ее признаки:

    1. отказ от какого-либо независимого и длительно обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве;
    2. создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством и незыблемостью гражданских свобод;
    3. формирование государственных органов на основе свободных выборов и на определенный ограниченный срок и так далее.

Российской Федерации, как и некоторым другим государствам, присущи черты парламентской и президентской республики. Это находит свое выражение в установлении сильной президентской власти при сохранении ряда типичных признаков парламентской формы (наличие председателя (премьер-министра) правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти правительства Федеральным Собранием РФ парламентом) и роспуск парламента Президентом РФ).

С момента своего становления в качестве конституционного государства Российская Федерация постоянно движется в сторону усиления черт президентской республики.

По ряду формально-юридических признаков к республике смешанного типа можно отнести и Российскую Федерацию.

Особенностью формы правления в Российской Федерации является то, что в силу своего федерального характера она имеет в своем составе 21 республику в качестве субъектов Федерации. Согласно пункту 2 статьи 5 Конституции РФ 1993 года, республика в составе РФ является государством, имеющим свою Конституцию и законодательство.

Федеративный договор, за которым Конституция РФ признает качество источника конституционного права Российской Федерации, называют республики суверенными.

Они имеют собственное гражданство, собственную государственную символику, а также имеют право свободного выхода из Российской Федерации. Если Россию относят к республике смешанного типа, то среди республик в ее составе имеются как республики смешанного типа, так и республики с президентской формой правления.

В Российской Федерации большую роль играет власть Президента. Ее трудно отнести к исполнительной или законодательной власти. Это особая форма, самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы государства как гаранта Конституции.

Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом, правительством и парламентом, но и созданием при президенте специальных органов (администраций, управлений делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, аппарата представителей и так далее), содействующий президенту Российской Федерации и осуществления его полномочий главы государства. Гаранта Конституции, в реализации его законодательной инициативы.

Отсюда возникает сложность с определением того, к какой республике все же относится Россия - смешанной или президентской. Так, например, в докладе Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькина на конференции 29 октября 2003 года мы видим отнесение России к смешанной республике, а в выступлениях президентов России мы видим упоминание о президентской республике.

Президент России В.В. Путин, в 2007 году, выступая на официальном завтраке, данном от имени Премьер-министра Австралии Джона Говарда говорил: «…у нас не парламентская, а президентская республика». Д.А. Медведев на встрече с представителями Совета по международным отношениям 16 ноября 2008 года, будучи президентом говорил: «…наша Конституция в целом, на мой взгляд, очень удачная. Она современная, она содержит именно тот набор прав и свобод, которые сегодня являются актуальными, современными.

Экономические основы конституционного строя

Экономическими основами российского государства являются:

- свобода хозяйственной деятельности;

- разнообразие и равенство всех форм собственности, ее неприкосновенность;

- защита конкуренции;

- единство экономического пространства.

 

В Конституции РФ закладываются основы развития рыночной экономики, гарантии осуществления хозяйственной деятельности. При этом государство осуществляет правовое регулирование экономических отношений, может создавать собственные (государственные) предприятия и учреждения, контролирует деятельность всех субъектов рынка.

Свобода экономической (хозяйственной) деятельности проявляется в беспрепятственном создании юридических лиц, осуществляющих хозяйственную (коммерческую и некоммерческую) деятельность, способствующую развитию различных секторов экономики. Ведение предпринимательской деятельности может быть ограничено на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Граждане могут осуществлять хозяйственную деятельность и без образования юридического лица, например в форме крестьянских фермерских или личных подсобных хозяйств, ведении дачного хозяйства в индивидуальном порядке. Индивиды вольны приобретать и осуществлять свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей па основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется ГК РФ, Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

 

Разнообразие и равенство всех форм собственности, ее неприкосновенность. Согласно ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Таким образом, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (например, лесные участки в составе земель лесного фонда, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, равно как и изъятые из оборота земли).

Поддержка и защита конкуренции осуществляется на основе антимонопольного законодательства. Конкуренцией называется соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает единые правовые основы защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках. Его положения направлены на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, устранение противодействия конкуренции со стороны органов власти и управления. Законом в этой сфере запрещено:

o распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки  хозяйствующему субъекту либо  нанести ущерб его деловой  репутации;

 

o введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

o некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом производимых  или реализуемых им товаров  с товарами, производимыми или  реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

o продажа, обмен или иное  введение в оборот товара, если  при этом незаконно использовались  результаты интеллектуальной деятельности  и приравненные к ним средства  индивидуализации юридического  лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

o незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей  коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств предполагает, что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. На территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов или каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. На территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации установлена единая таможенная территория таможенного союза, где действует Таможенный кодекс Таможенного союза.

Информация о работе Понятие конституционного строя