Понятие конституционного строя и его основ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:39, контрольная работа

Краткое описание

1.Понятие конституционного строя и его основ.
В нашей стране конституционное право зародилось и развивалось как право государственное.
2.Место и роль конституционного права в системе права Российской Федерации.
Место федерального закона в системе источников конституционного права определяется Конституцией РФ, однако его роль фактически менялась на протяжении последних лет, прошедших после принятия Конституции РФ.

Файлы: 1 файл

контрольная Конституционное право.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

Конституционное право

Контрольная работа

Вариант 3 (  Н – Т )

 

1.Понятие конституционного строя  и его основ.

 

 Понятие "конституционный строй" является одним из главных терминов в науке конституционного права. Существуют два наиболее известных определения конституционного строя:

1. Конституционный строй - система  социальных, экономических и политико-правовых  отношений, устанавливаемых и  закрепляемых нормами конституционного  права.

2. Конституционный строй - способ  функционирования государственной  власти и соответствующая ему система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых конституционным законом1.

 Эти определения отражают  сущность понятия "конституционный  строй". Согласно первому определению  конституционный строй представляется как упорядоченная совокупность общественных отношений, которые урегулированы нормами конституционного права. Данное определение позволяет заключить, что конституционный строй присутствует лишь в том обществе, где сформировались нормы права, т.е. в обществе, перешедшем из стадии потестарной власти в стадию, на которой образовались устойчивое государство и государственная власть. Общественные отношения закрепляются нормами конституционного права - правовыми нормами, определяющими организацию государственной власти, основные формы ее осуществления, отношения государства и гражданина, основные права и свободы личности2.

Второе определение представляет конституционный строй как способ функционирования государственной  власти, указывает на тесную связь понятия конституционного строя с понятиями формы правления, территориального устройства; здесь государственный строй также связывается как с основными общественными отношениями, так и с фактом их законодательного закрепления в нормах конституционного права.

1. Конституционный строй - это  определенная форма, определенный  способ организации государства,  закрепленный в его конституции.

2. Конституционный строй - это  форма (или способ) организации  государства, который обеспечивает  подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство3.

В последнем определении условие  подчинения праву и идентификации  государства как конституционного придает термину "конституционный  строй" значение, сходное с определением демократического режима. Напротив, определение конституционного строя как определенной формы, определенного способа организации государства, закрепленного в его конституции, сближает это определение с определением государственного строя.

 Считается, что понятие "конституционный строй" можно считать тождественным понятию "государственный строй", учитывая, однако, что оно шире4, чем понятие "конституционный строй", так как охватывает строй государств, система права которых основана на авторитарных началах и антиконституционализме, тогда как конституционный строй предполагает законодательное закрепление конституционных методов правления5 и соответствующих принципам демократического развития принципов устройства государства, организации в нем власти, взаимодействия последней с гражданами6. В дальнейшем анализе нормативной основы государственного строя и его политико-правовой составляющей мы, за редким исключением, будем обращаться с понятиями "государственный строй" и "конституционный строй" как с идентичными; мы также будем использовать определения, данные исследователями вышеуказанным терминам как взаимозаменяемые, насколько это возможно.

 Тот факт, что термины "государственный строй" и "конституционный строй" применяются по отношению к юридической конституции, "писаному" конституционному праву, и что эти термины выражают лишь законодательно закрепленную систему общественных отношений, заставляет обратиться к изучению источников права, содержащих нормы, относящиеся к государственному (конституционному) строю. Из общепринятых определений государственного строя следует, что общественные отношения, составляющие его систему, закреплены нормами конституционного права. То же можно сказать и о конституционном строе: В.Т. Кабышев считает, что конституционный строй является системой господствующих отношений "в их конституционной форме"; В.В. Мамонов утверждает, что этот строй - система отношений, "закрепленная народом в конституции"; согласно Большому юридическому энциклопедическому словарю конституционный строй закреплен "нормами Основного Закона и другими конституционно-правовыми актами". Таким образом, правовые институты, составляющие государственный строй, по мнению большинства исследователей, охватываются конституционным правом. Чтобы исследовать государственный строй как институт конституционного права, необходимо вспомнить, какие общественные отношения являются предметом конституционного права на современном этапе его развития.

По меткому замечанию Б.А. Кистяковского, "ни в какой другой науке нет  столько противоречащих друг другу  теорий, как в науке о праве"7. В этом смысле не является исключением и вопрос о содержании отрасли конституционного права. Многообразие мнений относительно предмета отрасли конституционного права исследуется в статье Ю.А. Дмитриева "К вопросу об определении предмета отрасли конституционного права"8.

Например, американские ученые считают, что конституционное право в  общем виде регулирует управление государством, отношения граждан и правительства. Обобщая мнения американских юристов, С.А. Егоров заключает, что сущностью  конституционного права в США является гарантия обеспечения в обществе "фундаментальной свободы", что предполагает разграничение сфер свободы индивида и пределов действия государственной власти9.

В нашей стране конституционное  право зародилось и развивалось  как право государственное. Например, учебник по советскому государственному праву под редакцией А.Я. Вышинского говорит: "Советское государственное право изучает социалистический общественный и государственный строй СССР, его возникновение и развитие, систему советских государственных учреждений и органов, их полномочия, обязанности, задачи, методы решения этих задач; оно изучает права граждан СССР, охраняемые советским законом, и возложенные на граждан советским государством обязанности перед страной, обществом, государством". В основе советского государственного права лежали "принципы победившего социализма"10.

 В послевоенный период проявилось различие мнений относительно предмета конституционного права. Так, советский ученый В.Ф. Коток считал, что предметом государственного права являются общественные отношения, определяющие основные черты социально-экономической системы и политической организации советского общества и выражающие суверенитет советского народа и советских наций11. Я.Н. Уманский дал такое определение предмета конституционного права: "Советское государственное право имеет своим предметом двуединый объект регулирования, ибо нормы данной отрасли права, с одной стороны, закрепляют основы экономической и политической организации общества (к ним относятся конституционные нормы, выражающие коренные устои общественного строя СССР), а с другой стороны, непосредственно и в полном объеме регулируют более конкретные общественные отношения, а именно: порядок организации и деятельности представительных органов государственной власти, их компетенцию, основы правового положения личности, национально-государственное устройство, различные формы осуществления непосредственной демократии и др."12. По мнению С.С. Кравчука, предмет конституционного права составляют "отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти"13, а именно "общественные отношения, составляющие основы полновластия советского народа, и общественные отношения, возникающие в процессе осуществления принадлежащей ему государственной власти"14.

Таким образом, согласно мнению большинства  исследователей конституционное право  закрепляет общественные отношения, составляющие государственный строй, основы социальной системы общества (общественный строй), основы социальной, экономической и  политической организации общества, порядок организации и деятельности органов государственной власти, основы правового статуса человека и гражданина, основы духовной (идеологической) жизни общества; отношения, возникающие в процессе реализации государственной власти, а также создания и функционирования образуемых в этих целях органов государственной власти.

Исследуя вопрос о месте государственного строя среди институтов конституционного права, мы исходим из определения  государственного строя как системы  отношений, закрепленных юридическими нормами конституционного права, следовательно, для изучения государственного строя следует обратиться не к фактической конституции, а к "писаному" конституционному праву.

Как мы говорили, государственный  строй есть система основных, главных экономических, социальных и политических отношений в их нормативно-правовой форме. Между тем, по словам В.Е. Чиркина, конституционное право регулирует как основы экономической, социальной, политической систем, так и основы духовной (идеологической) жизни общества. По нашему мнению, закрепление конституционным законодательством какой-либо идеологии как главенствующей либо утверждение идеологического многообразия есть закрепление определенных политических отношений, что охватывается понятием "государственный строй". Но основы духовной жизни общества как некие нравственные принципы могут быть отражены в конституционном законодательстве (например, в преамбулах конституций) как декларация и не входить в систему государственного строя; когда же эти принципы духовной жизни закрепляются как идеология, охраняемая силой государственного принуждения, и эта идеология с помощью "административного ресурса" оказывает влияние на политическую жизнь общества - тогда духовные основы жизни общества правильнее будет называть политическими отношениями в их конституционно-правовом оформлении, входящими в систему политико-правовых отношений государственного строя.

Кроме того, в предмет  конституционного права входят: отношения, возникающие в процессе "создания и функционирования органов государственной власти" (Ю.А. Дмитриев); отношения, определяющие "порядок организации и деятельности... органов государственной власти, их компетенцию... национально-территориальное устройство" (Я.Н. Уманский); отношения, регулирующие "систему... государственных учреждений и органов, их полномочия, обязанности, задачи, методы решения этих задач" (А.Я. Вышинский). При этом особенности структуры, организации и порядка работы государственных органов могут быть закреплены в нормах конституций. Подобным образом находят свое закрепление детали государственного (административно-территориального) устройства. Так, в ныне действующей Конституции Российской Федерации закреплена численность депутатов Государственной Думы в количестве 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ) и численность субъектов Российской Федерации, названных поименно (ст. 65 Конституции РФ). Мы считаем, что при изучении государственного строя следует рассматривать государственное устройство и устройство государственного аппарата в плоскости политических отношений. При таком подходе детальное исследование особенностей структуры и функций госаппарата и подобных вопросов представляется второстепенным; при исследовании государственного строя особенности системы учреждений и органов имеют значение только как выражение политических отношений. Так, например, численность парламентариев не имеет принципиального значения для характеристики государственного строя, но отсутствие кворума для принятия решений парламентом может быть выражением определенных политических отношений в рамках государственного строя.

Таким образом, государственный  строй является одним из многих институтов конституционного права. В уже упоминавшемся  определении В.Т. Кабышева государственный (конституционный) строй предстает  как "система господствующих экономических и социально-политических отношений в их конституционной форме... определяющих сущность общества в целом (выделено мной)", а Большой юридический энциклопедический словарь под государственным (конституционным) строем подразумевает "систему основополагающих (выделено мной) общественных отношений".

Вышеуказанное означает, что отношения, составляющие государственный  строй, являются основополагающими  общественными отношениями, следовательно, нормы права, закрепляющие эти институты, являются ядром конституционного права. Иными словами, государственный (конституционный) строй и конституционное право имеют одну и ту же сущность: они отражают соотношение социальных сил, закрепленное в законодательной форме в виде норм, определяющих и гарантирующих определенный тип государства и общества и соответствующих ему социальных, экономических и политико-правовых отношений. Более того, можно сказать, что ядром конституции (конституционного права) является закрепленный им государственный строй, а сущностью государственного строя - соотношение общественных сил, существующих в стране.

 Между тем, говоря о нормах юридической конституции, можно утверждать, что ядром конституции (конституционного права) является закрепляемая ими система основополагающих общественных отношений - государственный строй, сущностью которого, в свою очередь, является законодательно закрепленное стабильное соотношение социальных, или общественных, сил, сложившееся во взаимоотношениях между различными социальными классами, слоями, группами и нациями в ходе борьбы за осуществление политической власти. Закрепление общественных отношений в форме государственного строя означает открытое провозглашение и признание определенного соотношения общественных сил в конкретном государстве, охрану баланса этих сил от его резких изменений при помощи аппарата государственного принуждения.

 Несмотря на столь обширную информацию о конституционном строе, оснований для утверждения об единообразном его понимании нет. Этим объясняется потребность продолжения поиска объективного раскрытия данной основополагающей научной категории науки конституционного права.

В литературе, издаваемой в настоящее  время, понятие "конституционный  строй" несколько конкретизировано. По мнению авторов изданного в 2010 г. учебника "Конституционное право Российской Федерации", конституционный строй - это закрепленное в Конституции РФ устройство общества и государства, отличительным признаком которого является подчинение государства праву15. В данном определении конституционный строй вполне определенно раскрывается как устройство не только государства, но и общества. И это правильно. Ведь в Конституции РФ определены основы устройства и государства, и общества. Поэтому вполне справедливо характеризовать конституционный строй как научную категорию, охватывающую понятия "государственный строй" и "общественный строй". В то же время в данном определении, как и в предшествующих по годам издания учебниках16, в качестве отличительного признака конституционного строя выделяется подчиненность государства праву. Представляется, что при определении сущности конституционного строя следует подчеркивать не подчиненность государства праву, а то, что государство действует на основе права, понимая под таковым волю народа, выраженную и закрепленную в Конституции России и других нормативных правовых актах. Целесообразность такого уточнения обусловливается сущностью государства. Ведь государство как совокупность органов публичной власти - создатель и исполнитель норм права, гарант их исполнения всеми субъектами конституционно-правовых отношений. Поэтому характеризовать его как "подчиненного" вряд ли верно.

Информация о работе Понятие конституционного строя и его основ