Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 19:18, курсовая работа
Целью исследования является комплексный анализ совокупности теоретических разработок по проблемам источников гражданско-правового регулирования.
Указанная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
Конкретизировать понятия источника права и источника гражданско-правового регулирования;
Определить и раскрыть содержание понятия «Гражданское законодательство»;
Раскрыть соотношения источников гражданско-правового регулирования с системой гражданского законодательства;
Систематизировать всю совокупность источников гражданского права;
Раскрыть содержание, порядок действия источников гражданско-правового регулирования;
Изучить применение гражданского законодательства по аналогии;
Выявить проблемы применения источников гражданско-правового регулирования
Введение……………………………………………………………………………………......3
1 Теоретические аспекты (категории) исследования источников
гражданско-правового регулирования…………………………………………………........5
2 Виды и порядок применения источников гражданско-правового
регулирования. …………………………………………………………………………........12
3 Современные проблемы применения источников гражданского права……………..…..23
Заключение………………………………………………………………..……………….…26
Список использованных источников……………………………………………….……...
Другой вид источника гражданско-правового регулирования – это федеральные законы, которые также как и Конституция имеют верховенство на всей территории РФ, прямое действие и высшую юридическую силу по отношению к остальным нормативно-правовым актам, издаваемым по вопросам, отнесенным к ведению РФ либо совместному ведению РФ и ее субъектов. Законы обязательно должны соответствовать Конституции РФ. Принимаются федеральные законы Государственной Думой с соблюдением установленной процедуры. Примерами данных законов являются ФЗ: «Об акционерных обществах»[11]; «О приватизации государственного и муниципального имущества»[12], а также ряд других законов.
Хотелось бы отдельно обратить внимание на Федеральный закон 2007 года ФЗ «Об исполнительном производстве»[9], который также является источником гражданско-правового регулирования. Как уже говорилось - предмет гражданского права составляют столь многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как Гражданский кодекс. Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его правила и институты.
Закон «Об исполнительном производстве» относится к нормам Гражданско-процессуального права, так как указанный закон определяет порядок и процедуру исполнения решений судов и пр. Но нельзя не заметить, что данный Закон, наряду с процедурами действий определяет права и обязанности сторон в исполнительном производстве, что относиться к «компетенции» Гражданского права. Сторонами в данном случае являются граждане и юридические лица. В частности в Законе содержатся такие правовые нормы как: права и обязанности должника, взыскателя, способы делегирования полномочий для участия в исполнительном производстве отсылают в части составления доверенностей к нормам гражданского права. Принятие Федерального закона «Об исполнительном производстве», регулирующего порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, позволило значительно укрепить гарантии защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве. В процессе его разработки необходимо было, прежде всего, восполнить пробелы в законодательстве, определяющем правила обращения взыскания на денежные средства и имущество граждан и организаций-должников, а также устранить противоречия, возникшие, в частности, между нормами ст. 411-413 (говорящими о принудительном исполнении решения иностранного суда ГПК[13]) и ст. 56 (регламентирующий вопросы ответственность юридических лиц ГК РФ[6]), а устраняя их, он создает универсальную норму, которая может считаться источником права.
Таким образом, можно говорить, что Закон «Об исполнительном производстве содержит редакционно слитые нормы, принадлежащие к двум различным отраслям права, а именно к гражданскому процессу и к гражданскому праву[14,с.32].
Как я уже упоминала ранее в своей работе, особое место в системе гражданского законодательства занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты. «Отраслевые кодифицированные нормативные акты призваны, в принципе, урегулировать все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, и являются базой для развития всего текущего гражданского законодательства на территории РФ»[1, с.27].
Центральным, стержневым кодифицированным актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс. Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нем правил, но и требованию о том, чтобы все иные гражданские законы, а также законы, содержащие нормы гражданского права, хотя бы и принятые после введения в действие Гражданского кодекса, соответствовали его предписаниям. Следовательно, при коллизии норм ГК и других федеральных гражданских законов необходимо руководствоваться правилами Кодекса.
Среди нормативных актов источниками гражданско-правового регулирования являются правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ, а также федеральными органами исполнительной власти. Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер.
Наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов обладают президентские указы. В сфере, прямо не урегулированной нормами закона, правила указов у нас, по сути, имеют такое же значение, что и закон (разумеется, если они не содержат прямых противоречий ему). Указы Президента РФ могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента, круг которых определён статьями 83-89 Конституции РФ [10]. Среди многочисленных указов Президента РФ немало и таких, которые содержат нормы гражданского права, например: «О жилищных кредитах»[15].
Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим федеральным законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь «на основании и во исполнение» [16,с.47] перечисленных актов более высокой силы, что закреплено п.4 ст.3 [6]. При несоблюдении этого ограничения они не подлежат применению согласно с п.5 ст.3 [6]. Важно, что речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение.
В сфере хозяйственной деятельности федеральное правительство принимает большое количество нормативных актов, главным образом комплексного характера, содержащих нормы гражданского права. Ряд правительственных постановлений принят по вопросам, которые согласно ГК могут регулироваться только законами. В этом случае они, как и президентские указы, сохраняют силу до принятия соответствующего закона и в части, не противоречащей Кодексу[1, с. 22].
Гражданско-правовые нормы могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, к примеру, нормативных актах федеральных органов налоговой полиции, министерства юстиции (ведомственные нормативные акты). Под ведомственным нормативным актом следует понимать правовой акт, изданный центральным учреждением, возглавляющим какую-либо отрасль государственного управления. Акты федеральных органов исполнительной власти это нормативные акты, которые могут быть выражены в форме приказов, инструкций, положений, указаний[16, с.47]. В соответствии с нормой, предусмотренной п.7 ст.3 ГК РФ «министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами»[6]. Примером ведомственного акта может служить Указание Центрального Банка России от 27 июня 2001 г. № 986-У «Об отдельных нормативных актах Центрального банка Российской Федерации (Банка России)».
Однако следует учитывать, что, для того, чтобы акты, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер стали обязательными к применению всеми субъектами, т.е. приобрели нормативный характер, необходимо прохождение правовой экспертизы в Министерстве юстиции и их опубликование[8,c.35]. Официальное опубликование производится в Бюллетене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Контроль над правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Следует отметить, что в настоящее время источниками гражданско-правового регулирования могут быть законы (а также иные нормативные акты) СССР, РСФСР, при условии, что они: не отменены позднее принятым нормативным актом Российской Федерации и не противоречат нормативным актам Российской Федерации. Не будучи отмененными или признанными не подлежащими принятию нормы законов бывших СССР и РСФСР применяются лишь поскольку, поскольку они не противоречат Конституции и ГК РФ.[1, с.19]. Также сохраняется действие некоторых постановлений Правительства СССР, принятых по вопросам, пока прямо не урегулированным российскими законами или иными правовыми актами. Названные постановления действуют на том же основании и с теми же ограничениями, что и сохраняющие силу союзные законы, т. е. до принятия соответствующих российских актов и в части, не противоречащей российским законам и иным правовым актам[1, с.20].
Особо в качестве источников гражданско-правового регулирования ГК РФ выделяет нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Российская Федерация является частью мирового сообщества, поэтому гражданское законодательство Российской Федерации не может не считаться с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, в которых участвует Российская Федерация. В силу этого Конституция РФ устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» в соответствии с п.4 ст.16 [10].
Нормы и принципы международного права содержатся в документах международных организаций, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного Суда, например, Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» 1980 года[17].
Нормы международных документов обычно применяются к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, определяют их гражданско-правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории РФ, порядок совершения внешнеэкономических сделок и т.д. При этом они подлежат применению и в отношениях между российскими физическими и юридическими лицами, например, при международных перевозках пассажиров и багажа[18, с.7].
Важно, что международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, входящим в предмет гражданского права, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.
Среди международных актов особое место занимают многосторонние договоры (конвенции), имеющие прямое отношение к регулированию гражданских отношений. В качестве примера можно привести Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности 1883 года, которая установила, что страны Союза обязуются «…отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами настоящей Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов…»[19]. В соответствии с данной конвенцией в России был принят закон в 1992 году «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» [20], данный закон стал первым шагом российского законодателя в этой сфере, но стоит сказать, что на сегодняшний день существует целый пласт нормативных документов, регулирующих вопросы охраны промышленной собственности. К примеру, в 2008 году вышло постановление Правительства, регулирующее вопросы государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на объекты интеллектуальной собственности (к коей относиться и промышленная собственность) [21].
Гражданский Кодекс РФ в п.2 ст.7 [6] предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства. Вопрос решается в пользу первого: «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора». В настоящее время соответствующая норма о приоритете международного договора по отношению не только к гражданским правоотношениям, но и к любой иной отрасли права включена в Конституцию РФ п.4 ст.15 [10].
Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования [18,с.8].
Международные договоры могут быть межгосударственными, межправительственными и межведомственными и именоваться договором, соглашением, конвенцией, протоколом, обменом письмами или нотами и т.д.
Международные договоры, заключенные ранее СССР, по общему правилу обязательны для Российской Федерации как его правопреемника, если не было объявлено о прекращении действия таких договоров или изменении их условий[18,с.8].
Подписанные Российской Федерацией международные договоры публикуются в Собрании законодательства РФ (если согласие на такой договор было дано в форме федерального закона) или в ежемесячном Бюллетене международных договоров. Международные договоры Российской Федерации межведомственного характера публикуются в официальных изданиях этих органов, например, транспортные конвенции - в «Сборнике правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта» и в виде отдельных тарифных руководств. Сложилась также практика публикации некоторых международных договоров в «Российской газете» (в еженедельных приложениях).
В нормах ГК и других актах гражданского законодательства Российской Федерации восприняты многие положения универсальных международных договоров, отражающие современную практику регулирования имущественных отношений рыночной экономики.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, будучи составной частью правовой системы Российской Федерации, образуют, тем не менее, в рамках этой единой системы «самостоятельный правовой блок»[18,с.8], имеющий практически важные юридические особенности. Это выражается, во-первых, в особом порядке официальной публикации международных договоров и их изменений и, во-вторых, в особенностях их толкования, которое должно осуществляться с учетом их международного характера и особых правил толкования. При применении международных договоров должны также учитываться их понимание и практика применения другими государствами.
Информация о работе Понятие и система источников гражданско-правового регулирования