Понятие и система источников гражданско-правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является комплексный анализ совокупности теоретических разработок по проблемам источников гражданско-правового регулирования.

Указанная цель предопределила необходимость решения следующих задач:

Конкретизировать понятия источника права и источника гражданско-правового регулирования;
Определить и раскрыть содержание понятия «Гражданское законодательство»;
Раскрыть соотношения источников гражданско-правового регулирования с системой гражданского законодательства;
Систематизировать всю совокупность источников гражданского права;
Раскрыть содержание, порядок действия источников гражданско-правового регулирования;
Изучить применение гражданского законодательства по аналогии;
Выявить проблемы применения источников гражданско-правового регулирования

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………......3

1 Теоретические аспекты (категории) исследования источников

гражданско-правового регулирования…………………………………………………........5

2 Виды и порядок применения источников гражданско-правового

регулирования. …………………………………………………………………………........12

3 Современные проблемы применения источников гражданского права……………..…..23

Заключение………………………………………………………………..……………….…26

Список использованных источников……………………………………………….……...

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ 2 КУРС.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

     Не являются источником права выводы ученых, которые признаются источниками в некоторых странах, к примеру, в Великобритании. В России они обычно представляют собой результат научного (доктринального) толкования закона и других источников, но не имеют обязательного характера.

     Не могут также считаться источниками права и индивидуальные акты или акты локального характера (например, договоры, уставы различных юридических лиц, правила внутреннего распорядка и др.), которые не содержат общеобязательных предписаний и имеют значение только для регулирования конкретных отношений, возникших между их участниками.

      Характеризуя источники различных правовых систем, я хотела показать все многообразие источников права, а также  выделить специфические источники нашей правовой системы.  К источникам гражданско-правового регулирования России можно отнести: законы (законодательные акты), подзаконные нормативные акты, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормы международного права, международные договоры. Как источник гражданского права международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее гражданским законодательством. Обычаи делового оборота, акты СССР и РСФСР, не противоречащие действующему законодательству РФ, также являются источниками гражданско-правового регулирования. Но о них более подробно в следующем разделе.     

     Стоит особо выделить тот факт, что нормы гражданского права содержатся также в комплексных нормативных актах. Под комплексными нормативными актами понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы различной отраслевой принадлежности. При этом комплексный характер нормативный акт приобретает только в том случае, когда он содержит сопоставимое по объему количество норм различных отраслей права[5,c.13].

       Так как данная глава посвящена теоретическим вопросам исследования источников гражданско-правового регулирования, то я не могла обойти стороной вопрос гражданского законодательства.  В доктрине гражданского права оно имеет основополагающее значение. Нормативные акты, содержащие нормы гражданского права в совокупности образуют гражданское законодательство в широком смысле. В соответствии с п.2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ «…гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации», оно «…состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов…». «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» [6]. Пожалуй, последнее предложение и раскрывает особую значимость гражданского законодательства. Стоит заметить, что  недопустимо применение законов в области гражданского права, не названных в Гражданском Кодексе РФ, если они противоречат его положениям, до внесения необходимых изменений либо дополнений в текст самого Кодекса, предусматривающих возможность их применения.

      Гражданско-правовые нормативные акты (гражданское законодательство) составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего законодательства). Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства. Такое построение нормативных актов гражданского законодательства имеет не только теоретическое, но и важное практическое значения. В виду многочисленности нормативных актов гражданского законодательства и не совершенства законодательной техники встречаются ситуации, когда различные нормативные акты поразному решают один и тот же вопрос. В таком случае применяются нормативные акты, имеющие большую юридическую силу.   

      Необходимо отметить, что система источников гражданского права и система гражданского законодательства – понятия неравнозначные. В настоящее время ГК РФ под гражданским законодательством понимает лишь сам Кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы. То есть, понятие источников гражданско-правового регулирования шире, чем понятие гражданского законодательства.

      Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы. В актах гражданского законодательства гражданско-правовые нормы преобладают, но весьма редко полностью вытесняют нормы иной юридической природы. К примеру, нормативные акты ГК РФ, связанные с правом собственности на земельные участки, тесно связаны с нормативными актами Земельного Кодекса РФ. Это вызвано тем, что законодатель обычно думает о содержательной стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых им актов.  

       Интересно, что принципиальной особенностью гражданского законодательства является наличие в нем большого числа диспозитивных правил, действующих только в том случае, если сами участники регулируемого отношения не предусмотрят иной вариант своего поведения. Такие нормы преобладают в регулировании договорных отношений, т. е. имущественного оборота. В них проявляются особенности гражданского (частного) права, которое обычно разрешает, позволяет участникам регулируемых отношений самим выбрать наиболее приемлемый вариант поведения в общих рамках, установленных законом, наделяя их для этого соответствующими правовыми возможностями. Диспозитивная норма обычно содержит определенное правило поведения, снабженное оговоркой «если иное не установлено договором», которая и позволяет сторонам урегулировать свои отношения иначе, нежели это по общему правилу предусматривает закон[1,с.28].

     Однако в гражданском законодательстве имеется и значительное количество общеобязательных, императивных норм, не допускающих никаких отступлений от своего содержания. Это ярко проявляется при определении статуса субъектов и режима объектов гражданских правоотношений, а также содержания вещных и исключительных прав. Более того, в случае сомнения в юридической природе конкретной гражданско-правовой нормы следует исходить из ее императивного характера, ибо диспозитивность должна быть прямо, недвусмысленно выражена в ней, будучи все-таки особенностью, а не общим правилом правового, в том числе гражданско-правового, регулирования [1,с.29].

       В данном разделе моей работы хотелось бы осветить еще один теоретический вопрос: вопрос об аналогии закона и аналогии права. Так как широта и сложность регулируемых гражданским правом отношений могут вызвать к жизни ситуации, прямо не урегулированные гражданско-правовыми нормами. Такой пробел, не восполняемый ни условиями заключенного договора, ни обычаями делового оборота, а устраняется с помощью аналогии закона, которая прямо предусмотрена ГК РФ п.1 ст.6 [6]. Аналогия закона выражается в том, что к соответствующим отношениям применяются нормы гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения.

     Она допустима при наличии определенных условий. Во-первых, это существование пробела в законодательстве, не восполняемого с помощью предусмотренных законом средств, включая обычаи имущественного оборота. Во-вторых, наличие законодательного регулирования сходных отношений. Так раньше, «трастовые операции» банков до принятия специальных правил о договоре доверительного управления имуществом фактически регулировались нормами о сходных договорах — поручения и комиссии, которые и применялись к «трастовым договорам» при отсутствии в них каких-либо необходимых условий [5,с.47]. Или вот пример действующей практики: Постановление Пленума ВАС РФ, дающее разъяснения ст. 174 ГК РФ «Последствия ограничения полномочий совершения сделки», указывает на то, что данная норма не содержит положений об одобрении сделок лицом, в интересах которого установлены ограничения, и в силу аналогии закона к таким отношениям следует применять пункт 2 статьи 183 «Заключение сделки неуполномоченным лицом» ГК РФ, регулирующий сходные отношения.[7,с.2].В-третьих, применение аналогичного закона к регулируемым отношениям должно не противоречить их существу. Нельзя, например, применять общие положения о сделках к большинству личных неимущественных отношений. Не является аналогией закона отсылка к регламентации сходных отношений, установленная законодательным порядком, например распространение правил о статусе обществ с ограниченной ответственностью на общества с дополнительной ответственностью. Ведь здесь речь идет не о пробеле в законе, а об особом  юридико-техническом приеме, способе регулирования[8,с.33].……………………………….

     При отсутствии сходного правового регулирования для конкретного отношения может использоваться аналогия права, которая также предусмотрена ГК РФ п. 2 ст.6 [6]. Смысл ее состоит в определении прав и обязанностей сторон правоотношения на основе не конкретных правовых норм, а общих начал и смысла гражданского законодательства, а также требований добросовестности, разумности и справедливости.

     Под общими началами гражданского законодательства следует понимать основные принципы гражданско-правового регулирования, а под его смыслом — отраслевые особенности, определяемые спецификой предмета и метода гражданского права. Критерии добросовестности, разумности и справедливости обычно применяются в негативном смысле: имея в виду, что решение, соответствующее началам и смыслу гражданского законодательства, не должно быть вместе с тем «недобросовестным», «неразумным» или «несправедливым»[5,с.45]. Таким образом, аналогия права допустима при наличии пробела в законе, невосполнимого с помощью аналогии закона (т. е. при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения), а также с соблюдением названных выше критериев. При этом реальное применение аналогии права в судебной практике является крайне редким.

     Стоит отметить, что аналогия закона, аналоги права это лишь способы преодоления пробелов, их восполнения, но, ни как не устранения. Но благодаря этим нормам ситуации, прямо не урегулированные гражданско-правовыми нормами, имеют правовое обеспечение

      Заканчивая первый раздел своей  работы, посвященный теоретическим вопросам исследования источников гражданско-правового регулирования, хотелось бы подытожить выше изложенное.

     Во-первых, под источником гражданско-правового  регулирования следует понимать  объективную форму внешнего выражения  гражданско-правовых норм либо правил поведения, санкционированных или установленных государством для регулирования общественных отношений.

     Во-вторых, важнейшее место в системе источников гражданско-правового регулирования занимает гражданское законодательство, которое включает в себя ГК РФ и иные, принятые в соответствии с ним федеральные законы. Система источников гражданского права и система гражданского законодательства – понятия неравнозначные, первое понятие включает второе, а также ряд других элементов. Гражданско-правовые нормативные акты (гражданское законодательство) составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего законодательства). Стоит заметить, что  недопустимо применение законов в области гражданского права, не названных в Гражданском Кодексе РФ, если они противоречат его положениям.

     В-третьих, в силу широты и сложности регулируемых гражданским правом отношений могут возникнуть ситуации в жизни, прямо не урегулированные гражданско-правовыми нормами и другими источниками гражданско-правового регулирования. Такой пробел,  восполняется с помощью аналогии права и аналогии закона.  
 

2    Виды и порядок применения источников гражданско-правового

       регулирования.

     Система источников гражданско-правового регулирования обширна, что, в свою очередь, способствует всеобщему и эффективному урегулированию общественных отношений. В первом разделе свой курсовой работы я уже обозначила круг общепризнанных источников гражданско-правового регулирования РФ, к коему принято относить законы (законодательные акты), подзаконные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, комплексные нормативные акты, нормы международного права, международные договоры, обычаи делового оборота, акты СССР и РСФСР, не противоречащие действующему законодательству РФ. В отдельности в моей работе будет освещается относительно новый Федеральный закон 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [9], который также является источником гражданско-правового регулирования. Во втором разделе своей работы я раскрываю содержание данных источников, определяю особенности их применения.

     Начну с того, что все нормативные акты  в зависимости от их юридической силы  делятся на законы и подзаконные нормативные акты. Законы как нормативные акты высших органов государственной власти  обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам.[1,с.22] Ст. 76 Конституции РФ разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой, по сравнению с ФЗ, что определяется содержанием данной статьи п.3 : «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам» [10].

     Среди федеральных конституционных законов наиболее высшей юридической силой обладает Конституция РФ. Будучи основным законом нашей страны, Конституция РФ содержит нормы различных отраслей права. Среди них есть нормы и гражданского права. В частности основу гражданско-правового регулирования отношений собственности на территории РФ составляет ст. 35,36 Конституции РФ. Основу гражданско-правового регулирования  личных неимущественных отношений, возникающих по поводу таких духовных ценностей, как честь, достоинство и доброе имя гражданина, его свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, тайна переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, составляют ст. 20-25 Конституции РФ. Вообще нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения,  находятся в ч.2 ст.6; ч.1 и 2 ст.8; ч.2 ст.9; ст.15; ч.1 ст.19; ч.1 ст.21; ч.1 ст.22; ч.1 и 2 ст.23; ст.25; ч.1 ст.27; ч.3-5 ст.29; ч.1 и 2 ст.30; ч.1 и 2  ст. 34 ст.35; ч.1-3 ст.36; ч.1 и 2 ст.37; ч.2 и 3 ст.38; ч.1 и 2 ст.40; ч.1 ст.41; ч.1 ст.44; ч.1 и 2 ст.45; ч.1-3 ст.46; ч.1 ст.48; ст.52; ст.53; ч.1 и 2 ст.54; ч.1-3 ст.55; ч.3 ст.56; ст.57; ст.60; ч.3 ст.62; ст.71; ч.1 ст72; ч.1 и 2 ст.74; ч.1 и 4 ст.75; ч.1-3 ст.118; ст..126; ст.127; ч.1 ст.130 Конституции РФ [10]. Столь подробное перечисление норм Конституции, имеющих хотя бы малейшее отношение к правам гражданским, выполнено исходя не только из важности, но и из того обстоятельства, что на практике эти нормы далеко не всегда принимаются во внимание. Нередко случается и так, что об этих нормах просто не знают.

Информация о работе Понятие и система источников гражданско-правового регулирования