Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 19:18, курсовая работа
Целью исследования является комплексный анализ совокупности теоретических разработок по проблемам источников гражданско-правового регулирования.
Указанная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
Конкретизировать понятия источника права и источника гражданско-правового регулирования;
Определить и раскрыть содержание понятия «Гражданское законодательство»;
Раскрыть соотношения источников гражданско-правового регулирования с системой гражданского законодательства;
Систематизировать всю совокупность источников гражданского права;
Раскрыть содержание, порядок действия источников гражданско-правового регулирования;
Изучить применение гражданского законодательства по аналогии;
Выявить проблемы применения источников гражданско-правового регулирования
Введение……………………………………………………………………………………......3
1 Теоретические аспекты (категории) исследования источников
гражданско-правового регулирования…………………………………………………........5
2 Виды и порядок применения источников гражданско-правового
регулирования. …………………………………………………………………………........12
3 Современные проблемы применения источников гражданского права……………..…..23
Заключение………………………………………………………………..……………….…26
Список использованных источников……………………………………………….……...
Особо гражданское право освещает вопросы относительно делового обыкновения, которое некоторые цивилисты относят к источнику гражданско-правового регулирования, что весьма спорно. Под деловыми обыкновениями понимается в гражданском обороте правила поведения. Сами по себе деловые обыкновения не являются источником гражданского права. Однако в тех случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему гражданского законодательства[1, с.20].
В настоящее время из всех деловых обыкновений законодатель особо выделяет обычаи делового оборота, которые применяются исключительно в сфере предпринимательской деятельности. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе[22,с.13]. Обычаи делового оборота в настоящее время получили значительно более широкое распространение по сравнению с другими деловыми обыкновениями. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.
Гражданский кодекс РФ в ст.5 придает обычаю в области предпринимательской деятельности значение источника гражданско-правового регулирования и именует его обычаем делового оборота [6]. Система обычаев делового оборота в Российской Федерации еще не сложилась (исключение - обычаи морских портов), однако по мере упрочения рыночных отношений обычаи в этой области должны получить развитие и применение. Для определения обычая делового оборота необходимо наличие определенных признаков:
- Устойчивое и достаточно определенное содержание;
- Широкое применение;
- Не предусмотренное
- Действует в области предпринимательства.
Названные признаки, в особенности критерий широкого применения, могут вызывать при разрешении практических вопросов неясности, которые в случае спора должны разрешаться судом[22,с.14], но подробнее об этом в следующем разделе.
Особенностью данного источника права является его ненормативный характер: обычаи не принимаются государственными органами в установленном порядке, а складываются стихийно, в силу частого применения.
Интересен, на мой взгляд, тот факт, что обычай делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в письменном документе, хотя нередко они имеются и являются желательными, ибо это вносит определенность в отношения сторон и исключает возникновение коммерческих споров.
Национальные торгово - промышленные палаты (в Российской Федерации действуют федеральная и региональные торгово - промышленные палаты) изучают существующие обычаи и публикуют их для сведения заинтересованных лиц. В РФ были опубликованы обычаи морских портов и обычаи в области внешней торговли, в настоящий момент они также вошли в Кодекс торгового мореплавания РФ. В ряде статей ГК имеются прямые отсылки к обычаям делового оборота, если отношения сторон не определены нормами законодательства и условиями связывающего стороны обязательства. Наиболее часто такие отсылки встречаются в гл. 22 «Исполнение обязательств» (ст. 309, 311, 314, 315, 316), гл. 30 «Купля – продажа» (ст. 474, 478, 508, 510, 513), гл. 45 «Банковский счет» (ст. 848, 863, 867, 874), гл. 51 «Комиссия» (ст. 992, 998) и другие.
Однако поскольку обычай признается ГК РФ ст.5 [6] источником гражданско-правового, его применение следует считать возможным и при отсутствии в соответствующих правовых нормах прямой отсылки к обычаю, если налицо пробел в законодательстве и в условиях заключенного сторонами договора.
Говоря об различных
Порядок применения некоторых источников гражданско-правового регулирования был освещен мною ранее, к примеру, международных договоров, ведомственных нормативных актов, поэтому особо остановлюсь на тех источниках, чей порядок применения мною ранее не освящался. Начну с гражданско-правовых нормативных актов, которые, будучи федеральными, вступают в силу одновременно на всей российской территории. Нормы Федеральных законов вступают в силу по правилам, установленным ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» [23]. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. При этом по общему правилу, закрепленному в п.1 ст.4 ГК РФ [6], они не имеют обратной силы и применяются лишь к тем отношениям, которые возникли после введения акта в действие. Это традиционное для всякого развитого правопорядка положение знает, однако, и ряд необходимых исключений. Прежде всего, сам гражданский закон может предусмотреть распространение своего действия и на отношения, возникшие до вступления его в силу. Другая ситуация связана с длящимся характером многих гражданских правоотношений. Если, например, закон изменил продолжительность давностного срока по какому-либо требованию, возникшему до введения его в действие, но предъявленному в суд после этого момента, то какой срок (старый или новый) должен в этом случае применяться (разумеется, при отсутствии специальных прямых указаний закона на этот счет)? В соответствии с общим правилом, предусмотренным п.2 ст.4 Гражданского кодекса РФ [6] новый закон применяется также к правам и обязанностям, которые возникли хотя и после введения его в действие, но на основе существовавших до этого момента правоотношений. Следовательно, требование, предъявленное в суд после введения в действие нового закона, подпадает под действие новых давностных сроков, хотя его основой и служит ранее возникшее правоотношение.
Как
уже отмечалось, федеральный характер
гражданского законодательства предопределяет
его действие на всей российской территории.
Ограничение территориального действия
правил, регулирующих имущественный оборот,
может вводиться лишь федеральным законом
и только в случаях, когда это необходимо
для обеспечения безопасности, защиты
жизни и здоровья людей, охраны природы
и культурных……….ценностей.
Если говорить про
круг субъектов, то правила гражданского
законодательства распространяются на
соответствующие отношения российских
граждан, юридических лиц и публично-правовых
образований. Вместе с тем они применяются
также к гражданским правоотношениям
с участием иностранцев, лиц без гражданства
и иностранных юридических лиц, если иное
не предусмотрено федеральным законом
[6].
Важно, что нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, подлежат обязательному официальному опубликованию. Такое опубликование важно и для определения момента вступления соответствующего акта в силу, и для ознакомления с содержанием его правил всеми участниками правоотношений. Кроме того, официальное опубликование содержит и официальный (общеобязательный, общепринятый) текст такого акта, которым и надлежит руководствоваться.
Заканчивая второй раздел своей работы, посвященный видам источников гражданско-правового регулирования, хотелось бы подытожить выше изложенное:
Во-первых, круг источников гражданско-
Во-вторых, если кратко характеризовать источники гражданско-правового регулирования, то среди источников гражданско-правового регулирования наиболее высшей юридической силой обладает Конституция РФ. Будучи основным законом нашей страны, Конституция РФ содержит нормы различных отраслей права. Среди них есть нормы и гражданского права.
Особое место в системе гражданского законодательства занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты, в частности, Гражданский Кодекс. Наряду с кодифицированными нормативными актами - источниками гражданского права являются специальные законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящие в предмет гражданского права.
Среди нормативных актов источниками гражданского-правового регулирования являются правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов обладают президентские указы. Важно помнит, что Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим федеральным законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК).
Гражданско-правовые нормы могут содержаться также и в нормативных актах министерств и ведомств и иных федеральных органах исполнительной власти.
Нормы гражданского права содержатся также в комплексных нормативных актах.
Источником гражданского права РФ также являются нормы международного права, международные договора РФ. Как источник гражданского права международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее гражданским законодательством.
Деловые обыкновения не являются источником гражданского права. Однако в тех случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему гражданского законодательства.
Можно сделать вывод о том, что источники
гражданско-правового регулирования разнообразны
по своей природе, юридической силе, но
при этом они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Источники гражданско-правового регулирования
составляют весьма значительный по объему
законодательный массив. Их неизбежное
обилие вызвано широтой и сложностью самого
предмета гражданско-правового регулирования.
3 Современные проблемы применения источников гражданско- . правового регулирования.
На данный момент продолжает существовать множество дискуссионных вопросов относительно источников гражданско-правового регулирования. Некоторые вопросы гражданского законодательства в нашей стране требуют дальнейшей разработки и решения. Можно выделить ряд проблем в этой сфере.
Во - первых, вопрос о видах источников гражданско-правового регулирования слабо решен в Гражданском Кодексе. Главенствующая роль Гражданского Кодекса в системе гражданского законодательства не решает всех проблем, связанных с применением норм гражданского права, поскольку отношения, регулируемые гражданским правом, очень объемные и постоянно изменяются, развиваются. В этой связи является актуальным применение иных источников гражданско-правового регулирования, что в свою очередь вызывает определенные трудности с их применением.
Во-вторых, производится усложнение системы источников гражданского права нормативными актами Союза ССР и РФ, что зачастую приводит к коллизиям в праве.
В-третьих, входящие в гражданское законодательство нормативные акты составляют весьма значительный по объему законодательный массив. Их неизбежное обилие вызвано широтой и сложностью самого предмета гражданско-правового регулирования. Вместе с тем это обстоятельство затрудняет ознакомление с действующим гражданским правом и значительно усложняет установление необходимых взаимосвязей между составляющими его различными актами. Поэтому именно для гражданского законодательства, на мой взгляд, первостепенное значение имеет решение проблемы его систематизации и упорядочения.
Другой проблемный вопрос связан с договорами. В соответствии с принципом диспозитивности договоры и иные сделки в гражданском праве являются не только юридическим фактом, но и источником прав и обязанностей для данных субъектов[24, c.29]. В этом отношении они являются категориями, близкими к источникам права. В ряде случаев договоры могут продолжать действовать и в тех ситуациях, когда по соответствующему вопросу издается закон (если закон не касается именно данных конкретных отношений).
Определенный научный интерес представляет вопрос об отнесении таких понятий как обыкновения, обычай, обычно предъявляемые требования к источникам гражданского права. Изучение литературы по данной проблеме, как зарубежной, так и отечественной, приводит к выводу о том, что все перечисленные категории по своему содержанию в целом, направлены на вспомогательное регулирование общественных отношений, и могут считаться разновидностью правовых обычаев. Но в связи с тем, что по этому вопросу нет единства мнений, я решила вынести его на самостоятельное рассмотрение, а также предложить свое видение проблемы. Обычное право как источник гражданского права основывается на «силе факта», то есть многократном и единообразном повторении известного поведения. Образец такого поведения должен вырабатываться авторитетными лицами общества или социальной группы для того, чтобы иметь социально-принудительный характер. Для образования обычая требуется определенный промежуток времени, длительность которого устанавливается в каждом конкретном случае.
Информация о работе Понятие и система источников гражданско-правового регулирования