Понятие, цели, задачи и принципы организации государственной службы в монархической России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:15, реферат

Краткое описание

Как публично-правовой институт государственная служба окончательно
оформилась в период абсолютной монархии императорской России
Петра I, когда кардинально изменилась схема органов и методов государственного управления. В указанный период основу чиновничества как главного элемента государственно-служебных правоотношений составляло дворянство.

Файлы: 1 файл

ГКП.docx

— 23.14 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт  менеджмента и бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра менеджмента

в отраслях ТЭК

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине: Государственная кадровая политика

на тему «Понятие, цели, задачи и принципы  организации государственной службы в монархической России»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент гр. УПб-12-2

 

Проверил: 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2012

Деятельности органов государственной власти Российской империи в период становления абсолютной монархии. В силу специфики становления и укрепления централизованного государства с монархической формой правления в России утвердился тип государственной службы как повинности. Государственная служба потому и называлась «государевой» службой, что чиновники служили, прежде всего, государю.

Как публично-правовой институт государственная  служба окончательно

оформилась в период абсолютной монархии императорской России

Петра I, когда кардинально изменилась схема органов и методов государственного управления. В указанный период основу чиновничества как главного элемента государственно-служебных правоотношений составляло дворянство.

Характерно то, что еще законодательством XVII в. были установлены

предпосылки к подобным преобразованиям  в сфере государственного аппарата и государственной службы. Так, Соборное Уложение 1649 г., ограничив права и привилегии боярства, обеспечило дворянскому сословию условия для того, чтобы подниматься по службе и принимать все большее

участие в делах государства. По утверждению некоторых авторов, со второй половины XVII в. Начинается закрепление безусловных привилегий будущего российского дворянства, началом которого принято считать нарушение традиционной связи между службой и землевладением в результате постепенного сближения правового статуса поместий и вотчин. В Уложении и последующем законодательстве ведущим становится не прежний принцип (по службе поместье), а новый: по поместью служба. Общее состояние поместно-вотчинного хозяйства рассматривалось законодателем как важнейшее доказательство служебной годности рода, члены которого были обязаны передавать друг другу профессиональные

навыки из поколения в поколение.

В данный период наряду с сохранившимися традициями вассальной

службы царю растет значение службы как «приказной» работы, связанной  с

выполнением профессиональных обязанностей в государственных учреждениях.

Следующим определяющим направлением дальнейшего развития законодательства в сфере государственно-служебных отношений стала отмена местничества – порядка замещения государственных должностей в зависимости от знатности рода и важности государевой службы предков. При

такой системе замещения должностей профессиональные, деловые качества

не имели существенного значения.

 Эта мера разрушила прежнее – родовое – основание лестницы чинов.

Окончательное упразднение влияния  на государственную службу породы,

предоставление возможности каждому  даровитому человеку выдвинуться

вперед, стало реальным посредством  издания «Табели о рангах всех

чинов воинских, статских и придворных…» от 24 января 1722 г., установившей новый принцип назначения на государственные должности – принцип служебной годности. Представители потомственного дворянства были обязаны для получения выслуги двигаться по чиновной лестнице «снизу вверх». Это диктовалось необходимостью как замещения всех должностей, так и достижения требуемой профессиональной подготовки и опыта. Стоит отметить, что в каждом классе нужно было послужить определенное количество лет. В низших классах – 3–4 года, при этом за особые заслуги при наличии вакансии срок службы мог быть сокращен. Преимущественным правом на занятие вакантной должности обладал старший в чине, а при равенстве чинов – старший по времени производства в него. Ранг обусловливался должностью. Все более частыми становились случаи, когда служащие выходцы из непривилегированных сословий занимали гражданские должности, не имея соответствующих, дающих право на их замещение, чинов, тогда как неслужащим дворянам присваивались чины, не соответствующие реальным должностям. Вместе с тем Табель о рангах, а также последующее законодательство эпохи Петра I о государственной службе усилили прежнюю организацию

дворянства, его служебную повинность. Хотя еще ранее, в Генеральном

Регламенте 1720 г. – документе, устанавливающем особенности функционирования государственных «коллежских» учреждений и основы чинопроизводства Российской империи, провозглашалось, что служба в канцелярии является сословной обязанностью дворянина.

Отныне служилое сословие рассматривалось  как подвижная социальная

группа, объединенная вокруг верховной  власти необходимостью несения

пожизненной службы.

Последнему обстоятельству способствовал  Указ Петра I 1714 г. о единонаследии, издание которого преследовало две цели: не допустить оскудения и раздела дворянских имений, а значит, стабилизировать финансовую политику и укрепить казну; и привлечь дворян, оставшихся без наследства, а значит, без источника существования, на государственную службу. Ряд норм Указа 1714 г. свидетельствует о стремлении монархии создать из большей части дворянства безземельных чиновников, поставленных в полную зависимость от невысоких денежных окладов за службу в нижних чинах. Тем самым «подневольность» лиц, занятых на государственной службе, усилилась.

Строгие меры против дворян, укрывающихся от службы, завершали

данную тенденцию формирования законодательства. Так, при Сенате была

учреждена особая должность герольдмейстера, обязанности которого провозглашались в Инструкции от 5 февраля 1722 г.4 Помимо надзорно-контрольных функций герольдмейстер вел списки всех дворян, осуществлял кадровое обеспечение и профессиональную подготовку для занятия службой

в гражданских ведомствах, ведал  родословными гербами. Он обязан

иметь о том «обстоятельные и  верные ведомости» и постоянно пополнять  и

проверять их сведения о служащих.

Эти и другие вспомогательные должности (например, фискалы), учрежденные в Сенате в целях упорядочения прохождения службы и обеспечения рационального государственного управления в целом, осуществляли надзор за деятельностью служащих, выявляли факты нарушений дисциплины и порядка несения службы. Законодательством была установлена ответственность за должностные преступления, за уклонение от службы, за неявки на смотры дворян, организованные самим императором.

Несмотря на обязательный характер службы и установленные санкции

против служащих, ни одно нововведение петровских времен не вошло так

скоро и крепко в русскую жизнь, как Табель о рангах. Важной особенностью нового закона являлось закрепление социальной неоднородности дворянства, что не было характерно для сословного законодательства предыдущего столетия.

. Финансовые интересы империи  были направлены на

укрепление мощи властного аппарата, достижение же указанной цели невозможно без систематических денежных поступлений от населения. Введение подушной подати в связи с тем правилом, что человек, поступивший на государственную службу, исключался из оклада, «сбора», привело к тому, что уже в конце царствования Петра для недворян возникали затруднения в деле повышения их по должности, что, по смыслу Табели, вело к дворянству.

Вместе с тем определенной демократической  характеристикой законодательной деятельности Петра I в сфере государственно-служебных отношений стала возможность получения сначала личного, а затем и потомственного дворянства лицами, не принадлежащими к высшему сословию, что, несомненно, являлось своеобразным стимулом поступления на «государеву» службу. Более одаренных и грамотных чиновников, отличившихся на службе, в том числе и выходцев из народа, монарх мог поощрить предоставлением имущественных прав на землю, которая закреплялась на праве собственности, а не владения, как ранее.

Все последующее развитие дворянского сословия как ведущего звена в деятельности по осуществлению государственной службы шло в значительной мере вопреки основным положениям петровского законодательства.

В 1736 г. был издан Указ об ограничении срока обязательной службы дворян 25 годами. С принятием Манифеста о вольности дворянской 1762 г. дворянство как основной источник комплектования государственных

должностей получило возможность  выбора: оставаться на службе

или заниматься своими хозяйственными и поместными делами, поскольку,

как отмечалось ранее, обязательность государственной службы, установленная Табелью о рангах, была отменена, что стало началом образования привилегированного дворянского сословия. В течение первых 9–10 лет после выхода в свет этого документа увольнение со службы оформили более 7 тыс. чиновников-дворян, что обострило дефицит чиновников в государственных административных органах и еще больше – нехватку канцелярских служителей. Правовым последствием таких обстоятельств стало издание правительством серии указов о комплектовании низших звеньев системы управления разночинцами, детьми приказных людей. Так, Указ Сената от 5 сентября 1765 г. «О порядке производства нижних канцелярских служителей в чины и определения на классные места; о приеме малолетних дворян в службу, и о производстве в судейские звания, а военных отставных в статские чины» устанавливал 12-летний срок выслуги для получения очередного классного чина коллежскими секретарями, «которые из приказных чинов, а не из дворян». Таким образом, не только канцелярские должности, но и низшие чиновничьи должности по Табели о рангах получили возможность занимать недворянские слои населения. В большинстве законодательных актов империи второй половины XVIII в., регламентирующих правовое положение персонала управления (особенно в указах Екатерины II), сконцентрирована «продворянская» политика Российского государства, направленная на создание льгот и преимуществ именно «благородному» сословию, занимавшему, как правило, высшие должности государственной службы в иерархии чинов (рангов) административного аппарата.

В последующем правовые основы функционирования российского чиновничества формировались под влиянием различных причин: личности

правителя, состояния внешней политики государства и др. Стоит отметить,

что социальная основа аппарата управления не изменилась: потомственное

дворянство продолжало преобладать на верхних ступенях служебной лестницы, поскольку оно было наиболее обеспеченное и образованное сословие. В заключении отметим, что модернизация российской государственности с учетом условий и требований современного периода содержит в себе элементы недавнего прошлого, определенные черты отдаленных исторических эпох в сфере государственного строительства, государственного управления и государственной службы. К ним относятся и тенденции постоянного роста численности служащих административного аппарата, и бюрократизация государственной службы. «Тогда и теперь государственная служба складывалась в условиях государственного строительства, мобилизации сил для защиты территориальной целостности страны от внутренних и внешних угроз». Иными словами, использование накопленного опыта правовой регламентации и практики реализации государственной службы, на мой взгляд, – неотъемлемое условие качественного реформирования отечественной системы государственной службы на современном этапе.


Информация о работе Понятие, цели, задачи и принципы организации государственной службы в монархической России