Политико-правовая мысль в России во второй половине XIX – начале ХХ вв
Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 07:29, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность темы. С течением времени трансформировалось общество, государство и право. Соответственно менялись и взгляды передовых мыслителей на сущность, генезис и дальнейшие перспективы развития собственности, государства и права. Отражением этих взглядов стало появление политико-правовых учений, как в зарубежных странах, так и в России. Особенности возникновения и общественного прогресса природы права, собственности и государстваналожили свой отпечаток на содержание политико-правовых теорий, причем у различных групп населения мировоззрение в корне отличалось друг от друга в силу социальных, экономических и политических причин
Оглавление
Введение.........................................................................................................3 Глава 1. Политические и правовые учения в России в период укрепления абсолютизма…………………………………………………………8 1. 1 Политико-правовая идеология феодального абсолютизма…………8 1. 2 Политико-правовая идеология купечества…………………………18 Глава 2. Политические и правовые учения в России в период второй половины XVIII – первой половины XIXвв.…………………………………25 2. 1 Идеология «просвещенного абсолютизма»………………………25 2. 2 Политико-правовая идеология феодальной аристократии………..29 2. 3 Политико-правовые идеи просветительства и либерализма………32 2. 4 Политические и правовые учения в России первой половины XIX в……………………………………………………………………………...……34 Глава 3. Политико-правовая мысль в России во второй половине XIX – начале ХХ вв…………………………………………………………………...38 3. 1 Утопический социализм……………………………………………..38 3. 2 Охранительное направление в политико-правовой мысли………..45 Заключение………………………………………………………………..48 Список литературы……………………………………………………….5
Но Посошков вовсе не противник
крепостного права, напротив, он за его
расширение. Печалясь о нищете крестьянства.
Посошков писал: «Крестьянское житие скудостно
ни от чего иного, только от их лености,
а потом от неосмотрительности правителей
и от помещичьего насилия и от их небрежения».
Посошков предлагал обязать помещиков
неусыпно следить за тем, чтобы крестьяне
работали все дни недели, кроме праздничных,
– на помещика ли, на себя ли, – лишь бы
не «лежебочили», а своим трудом умножали
богатство; в тех же целях рекомендовалось
применять строгие наказания, ввести паспортную
систему для пресечения побегов26.
Наряду с этим Посошков предлагал
меры для защиты крестьянского хозяйства
от разорения помещиками, от произвольных
поборов, подрывающих всякие стимулы крестьян
к труду. Обращая особое внимание на положение
помещичьих крестьян, Посошков с тревогой
писал, что помещики забирают у крестьян
все, что те производят, «и тем излишеством
крестьянство в нищету пригоняют, и который
крестьянин станет мало посытее быть,
то на него и подати прибавят» – «и тако
творя, царство пустошат, потому так их
обирают, что у иного и козы не оставляют».
Для защиты хозяйства от окончательного
разорения Посошков считал необходимым
ограничить царским указом крестьянские
повинности (оброк, барщину) в пользу помещика
и государственной казны. Размер крестьянских
повинностей должен определить специально
для того созванный съезд дворян, а после
этого утвердить царь. Посошков не брался
предопределять этот размер. Он должен
быть таким, «чтобы крестьянству было
не тягостно»; главное в том, чтобы помещик
не имел права требовать сверх положенного.
Право царя издать указ о крестьянских
повинностях Посошков обосновывает тем,
что «царю паче помещиков надлежит крестьянство
беречь, понеже помещики владеют ими временно,
а царю они всегда вековые».
Большое внимание Посошков
уделял положению купечества. «Торг дело
великое! ...Купечеством всякое царство
богатится, а без купечества никакое не
только великое, но и малое царство стоять
не может. Купечество и воинству товарищ.
Воинство воюет, а купечество помогает...
Как душа без тела не может быть, так и
воинство без купечества пробыть не может...
Царство воинством расширяется, а купечеством
украшается»27.
В духе политики полицейского
государства Посошков призывает царскими
указами регламентировать порядок торговли,
занятия промышленностью и ремеслами,
определять цены на товары, стоимость
самих денег, строго контролировать соблюдение
царских указов. Купечество должно стать
единственным торговым и промышленным
сословием. Посошков – за «торг свободный»,
но свобода торговли им понимается очень
своеобразно: не как свобода конкуренции,
а как свобода от конкуренции со стороны
иностранных купцов, а также всех других
сословий. Торговля должна быть запрещена
всем, кто не принадлежит к купечеству.
Своеобразие взглядов Посошкова и в том,
что обеспечение предприятий рабочей
силой мыслилось им на основе крепостнической
системы – он за сохранение прав купечества
владеть крепостными, за насильственное
приобщение к труду здоровых нищих, за
использование на заводах и фабриках труда
крепостных в зимнее время.
Возлагая все надежды на царскую
власть, Посошков был далек от мысли о
всесилии царских указов: «Сколько новых
статей издано, а немного в них действа,
ибо всех их древностная неправда одолевает».
Довольно резко порицая «обветшавшие
и искаженные неправыми судьями древние
уставы», Посошков предлагал «сочинить
правосудную книгу с подлинным рассуждением
на всякие дела».
Для этого предлагалось следующее.
Подготовку проекта Уложения нужно поручить
собранию представителей всех сословий
и чинов (по 2 – 3 от каждого), в том числе
«не худо бы выбрать из крестьян, кои в
старостах и сотских бывали б и во всяких
нуждах перебывали, и в разуме сильнее».
В проекте должны быть собраны и согласованы
положения старых и новых указов. По категориям
дел, не предусмотренным ни старыми, ни
новыми указами, должна быть учтена практика
решения таких дел. Предлагалось использовать
иноземные уставы, взяв те статьи, которые
«будут к нашему правлению пригодны».
Подготовленный проект следует
передать на обсуждение всех сословий:
«Всем народом освидетельствовать самым
вольным голосом, а не под принуждением».
Предоставление каждому возможности свободно
высказаться, пока книга не завершена,
– предпосылка высокого авторитета будущего
Уложения: «Того ради и дана свободность,
дабы потом не жаловались на сочинителей
той новосочиненной книги, для того и надлежит
вольным голосом освидетельствовать».
Предлагаемый порядок принятия
нового Уложения, по мнению Посошкова,
никак и ничем не ограничивает царской
власти; как царь решит, так оно и будет;
проверка проекта «многонародным советом»
имеет целью лишь устранение ошибок, пробелов,
более совершенное воплощение «правды»;
правовую силу Уложению придаст лишь царское
утверждение.
Наряду с проблемой беспробельности
права Посошкова тревожит проблема обеспеченности
его исполнения системой гарантий. Первостепенное
значение Посошков придавал не только
совершенствованию содержания права,
но и созданию прочного правопорядка,
хотя бы и на феодально-правовой основе.
Так, размер крестьянских повинностей
предлагалось определить съездом дворян,
решение которого будет утверждено соответствующим
указом царя. Главное, по Посошкову, в том,
чтобы этот указ реально исполнялся; для
этого предлагалось контроль за соблюдением
указа помещиком возложить на суды. Крестьянин,
донесший суду, что помещик требует и берет
сверх положенного указом, получает волю
и 50 руб.; за недонесение о нарушении помещиком
указа крестьянин будет наказан кнутом;
у помещиков, уличенных в нарушении указа,
отбираются крестьяне и земли: «На то смотря,
и самый ядовитый помещик сократит себя,
и крестьян разорять не станет».
Важное место в системе обеспечения
правопорядка должен занять суд. Одной
из причин отсталости страны Посошков
называл «закоренелую древнюю неправду»,
неправосудие, волокиту, взяточничество.
Для наведения порядка в правосудии он
предлагает уличенного во взятке судью
или чиновника на первый раз подвергать
штрафу, на второй раз – «за рубль по двести
рублев, наказание на козле; а за третью
вину либо смерть, либо в вечную работу
к рудокопным делам».
Поскольку произвол, взяточничество,
ябедничество, высокомерие, пренебрежительное
отношение к людям проистекают, как писал
Посошков, из господства в суде и управлении
дворян с их круговой порукой и безнаказанностью,
реформа суда предполагает изменение
его состава: «Лучше сначала ради установления
правды в судьи посадить из низких чинов,
прежде всего из приказных людей, которые
в делах искусны и страх божий в себе имеют.
И с ними посадить, где пристойно, и из
военного (чина), которые от службы отставлены,
и из купечества, у которых есть острота
ума». «И тем низкородным судьям надлежит
дать такое величество, чтобы они никаких
лиц не боялись, кроме бога да царя, и дела
бы все свои делали по новосочиненному
его императорского величества указу
неизменно и от своего ума бы не мудрствовали...
а за нарушение новоизложенного указа
– смерть»28.
Реформа суда должна сделать
его доступным всем сословиям: «Суд устроите
един, каков земледельцу, таков и купецкому
человеку, убогому и богатому... И чтоб
суд учинить близостный, чтоб всякому
и низкочинному человеку легко было его
доступать»29.
Большое внимание Посошков
уделял такой гарантии правопорядка, как
обучение народа грамоте. Чиновники и
сборщики податей, писал Посошков, «чинят
крестьянам пакости великие, а они оспорить
не могут, так как неграмотны». От произвола
и беззакония особенно страдает население
нерусских деревень – туда приезжают
солдаты, приставы, подъячие, с указом
или без указа, что хотят, то и делают, обирают
нерусских крестьян, «потому что они люди
безграмотные и беззаступные». Для ограничения
произвола Посошков предлагал принудительно
обучать крестьянских детей грамоте: «Не
худо бы так учинить, чтобы не было и в
малой деревне безграмотного человека».
Обучать грамоте надо и нерусское население:
«И у мордвы детей брать и грамоте учить
отдавать, хотя бы и насильно»30.
Совершенствование права и
его гарантий Посошков считал составной
частью и основой государственной политики.
«Без насаждения правды нельзя и народ
весь обогатить»; когда народ «обогатится»,
рассуждал Посошков, «вражды и обиды все
истребятся», а «высокомнимые дворяне
могут превратиться в кротких овчат и
будут иметь любовь с простым народом».
Некоторые предложения Посошкова
болезненно затронули интересы господствующего
дворянства. Вскоре после издания и посылки
царю «Книги о скудости и богатстве» Посошков
был арестован и заключен по «важному
секретному государственному делу» в
Петропавловскую крепость, где и скончался.
Глава 2. Политические
и правовые учения в России в период второй
половины XVIII – первой половины
XIX вв.
2. 1 Идеология «просвещенного
абсолютизма»
Первые годы правления Екатерины
II ознаменованы разработкой новой официальной
идеологии, использующей для апологии
самодержавия и крепостничества ряд идей
Просвещения. Усвоение либеральной фразеологии
и контакты с просветителями (переписка
с Вольтером и Даламбером, приглашение
в Россию Дидро и др.) имели цель не только
оправдать в глазах просвещенной Европы
незаконное воцарение Екатерины II, но
и повысить общеевропейский престиж Российской
империи, обосновать активную и независимую
внешнюю политику31.
В 1767 г. была созвана Комиссия
для сочинения проекта нового Уложения
(Уложенная комиссия), в которой были представлены
все сословия, кроме крепостных крестьян.
Екатерина II подготовила для этой Комиссии
обширный «Наказ», большая часть текста
которого (примерно три четверти) воспроизводит
фразы, идеи, тексты западноевропейских
просветителей, преимущественно Монтескье
и Беккариа; первоначальный текст «Наказа»
по желанию императрицы более чем наполовину
сокращен ее приближенными.
В «Наказе» содержится ряд декларативных
положений, не осуществимых в самодержавно-крепостнической
стране: равенство граждан, состоящее
в подчинении общим для всех законам, свобода
как зависимость только от закона, уверенность
граждан в своей безопасности, ограничение
государственной власти пределами, ею
же положенными, власть законов и др. Декларативные
положения «Наказа» должны были свидетельствовать
о «просвещенности» российского монарха
и способствовать приобщению России к
числу ведущих цивилизованных держав.
Воспроизводя в «Наказе» тексты
книги Монтескье «О духе законов», Екатерина
II местами существенно их искажает, заменяя
слово «деспотизм» словом «самодержавие».
Искажена и запутана в «Наказе» концепция
разделения властей как гарантии политической
свободы; оно подменено разграничением
компетенции различных ведомств и государственных
органов, представляющих «протоки, через
которые изливается власть государева».
Самодержавное правление, говорится в
«Наказе», стремится не лишить людей «естественной
их вольности», а направить их действия
к «общему благу». В этих целях оно поддерживает
промышленность и торговлю, развивает
просвещение; в «Наказе» даны торжественные
обещания издать законы, улучшающие положение
народа. «Самодержавных правлений намерение
и конец есть – слава граждан, государства
и государя»32.
В окончательном тексте «Наказа»
крепостничество («рабство», «неволя»)
берется как факт, не подлежащий критике;
для его обоснования приспосабливаются
даже отдельные высказывания западноевропейских
просветителей. Беглое замечание Монтескье
о беспорядках, связанных с освобождением
сразу большого количества рабов в Древнем
Риме, в «Наказе» превращено в рассуждение
о невозможности законодательной отмены
крепостного права: «Не должно вдруг и
через узаконение общее делать великого
числа освобождение»33.
В некоторых статьях «Наказа»
предлагались отдельные меры по стимулированию
труда земледельцев; было сформулировано
положение: «Законы могут учредить нечто
полезное для собственного рабов имущества».
Это положение «Наказа» весной
1768 г. стало поводом к острой дискуссии
в Комиссии. Депутат Коробьин высказал
мнение, что причиной крестьянских побегов
являются разорение и чрезмерное притеснение
крепостных помещиками; для предупреждения
побегов и для подъема земледелия он предложил
определить законом размер крестьянских
повинностей и вообще «какую власть имеют
помещики над имуществом своего крестьянина».
С поддержкой мнения Коробьина выступило
несколько депутатов. Никто из выступавших
не предлагал отменить или ослабить господскую
власть помещика над крепостным; эта власть,
заявлял Коробьин, «остается полная, как
и ныне». В процессе обсуждения крестьянского
вопроса было даже выдвинуто новое обоснование
помещичьей власти как особой государственной
службы, заменившей отмененную обязанность
службы военной или статской: «Всякий
помещик, – рассуждал депутат Козельский,
– как член тела или общества, помогая
главному правительству, должен по закону
быть обязан наблюдать за своими крестьянами,
чтобы они прилежнее работали, принуждая
ленивых». Однако само лишь обсуждение
проблемы отношений между помещиками
и крепостными больно затронуло чувства
и интересы основной массы крепостников;
с яростными выпадами против Коробьина
выступили князь Щербатов и другие депутаты.
Противодействие дворянства
вызвало проводимое тогда же (1766–1768 гг.)
Вольным экономическим обществом обсуждение
конкурсной темы о целесообразности «ради
общего благоденствия» предоставить крестьянам
право какой-нибудь собственности, темы,
постановка которой была воспринята как
проблематичность крепостного права вообще.
Первой премии было удостоено сочинение
под красноречивым девизом: «В пользу
свободы вопиют все права, но есть мера
всему»34 (26, с. 40).
В результате обсуждения крестьянского
вопроса выявилось, что дворянство в целом
крайне болезненно воспринимает любое
порицание и какой бы то ни было намек
на возможность изменений и реформ, касающихся
собственности и власти помещиков над
крепостными; поэтому деятельность Уложенной
комиссии была прекращена, а Вольное экономическое
общество ориентировано на составление
инструкций о способах повышения доходности
помещичьего хозяйства (27, с. 42).
Встревожившие дворян толки
о возможности государственного облегчения
крестьянских тягот, обуздания произвола
злых и расточительных помещиков сменились
официальной точкой зрения, что таких
помещиков нет, поскольку в отличие от
крестьян Запада крестьяне в России «в
большинстве случаев довольны своими
помещиками» (князь Щербатов).