Жизнь общества сегодня ставит
серьезнейшие задачи в области воспитания
и обучения нового поколения. Государству
нужны здоровые, мужественные, смелые,
инициативные, дисциплинированные, грамотные
люди, которые были бы готовы учиться,
работать на его благо и, в случае
необходимости, встать на его защиту.
В работе нашей школы одной
из главных задач является воспитание
подрастающего поколения. Важнейшая
составляющая процесса воспитания –
формирование и развитие патриотических
чувств. Без наличия этого компонента
нельзя говорить о воспитании по-настоящему
гармоничной личности.
В свете этих задач повышается
значимость военно-патриотического
воспитания молодежи, так как именно
оно должно внести весомый вклад,
а в некоторых случаях и
решающий вклад в дело подготовки
умелых и сильных защитников Родины.
Военно-патриотическое воспитание
тесно связано с воспитанием
патриотизма. Военно-патриотическое воспитание
– образовательная технология двойного
назначения, поскольку всеми доступными
формами вооружает юного гражданина
важнейшими морально-психологическими
качествами, необходимыми как будущему
защитнику Родины, так и вполне
мирному человеку. Ведь смелость, твердость
характера, физическая выносливость необходимы
как защитнику Родины, так и
врачу, инженеру. В школе, ребята получают
первую профориентацию, нередко и
практически знакомятся с будущей
военной специальностью связиста, кинолога,
водителя, санинструктора. Ведь освоение
штатной боевой техники в войсках
пойдет успешнее, если молодой человек
до призыва на службу в ряды Российской
армии уже ознакомился с устройством
и эксплуатацией мотоцикла, автомобиля,
трактора. Разве не укрепляют силу
воли, не вырабатывают у молодых
людей терпение походы, состязания,
военизированные игры.
Как видим, задача подготовки
защитников Родины, стоящая перед
нами, педагогами, весьма сложная и
ответственная. Каждый учитель в
школе должен пересмотреть как, с
помощью каких средств, методов
и приемов привить современному
школьнику чувство патриотизма,
которое гарантировало бы укрепление
территориальной целостности России;
любовь к ней; защиту Родины, как
в мирное, так и в военное
время (а не предательство и уклонение
от службы в армии).
Военно-патриотическая работа
со школьниками – это проверенный
временем способ внушения молодым поколениям
глубокого понимания нашей силы
и веры в планетарную устойчивость
России. Работа по военно-патриотическому
воспитанию в нашей школе идет
по трем системообразующим направлениям:
I направление. Воспитание на боевых
традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление
включает в себя следующие мероприятия:
- Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над братским захоронением; вахта памяти - выставление почетного караула на братском захоронении, над которым шефствует наша школа; выставление почетного караула у памятника генерал-лейтенанту Ефремову; возложение гирлянды Славы; проведение митингов и других патриотических мероприятий на братском захоронении и в других памятных местах).
- Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.
- Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
- Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.
Рисунок 1. Митинг на братском захоронении,
выставление почетного караула.
Рисунок 2. Вахта Памяти.
Рисунок 3. Встреча с ветераном Великой
Отечественной войны.
II направление. Военно-спортивные
игры.
Прежде всего, это “Зарница”
и “Орленок”, которые в комплексе
решают задачи почти всех компонентов
системы военно-патриотического
воспитания. Практическая значимость
игр четко прослеживается с помощью
обратной связи “ШКОЛА – АРМИЯ”. Опыт
проведения игры “Зарница” показал популярность
и важность этой формы военно-патриотического
и физического воспитания обучающихся.
“Зарница” оказывает положительное влияние
на организационное укрепление коллектива
класса, способствует развитию общественной
активности детей, формирует качества,
необходимые будущему воину, защитнику
Родины.
Рисунок 4. Военно-спортивная игра “Зарница”.
Не менее важную роль в
военно-патриотическом воспитании играют
месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной
работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные
праздники, День Защитника Отечества.
Рисунок 5. Месячник оборонно-массовой
и спортивно-оздоровительной работы.
III направление. Взаимосвязь школьного
и воинского коллективов.
Работа по данному направлению
осуществляется через руководство
военно-прикладными кружками и секциями,
совместную организацию оборонно-спортивных
лагерей, военно-полевых сборов, встреч
с военнослужащими. Данные направления
являются военно-патриотическими воспитательными
комплексами.
Рисунок 6. Учебные сборы.
Не умаляя роли внеклассной
и внешкольной работы с учащимися
по военно-патриотическому воспитанию,
считаю, что урок стоит во главе
всего воспитательного процесса.
Каждый общеобразовательный предмет
объективно располагает большим
патриотическим потенциалом. Специальный
раздел в предмете ОБЖ – ОСНОВЫ ВОЕННОЙ
СЛУЖБЫ призван закрепить уже имеющиеся
у обучающихся знания по допризывной подготовке,
привести их в систему, дополнив новыми
знаниями, научить применять на практике,
полученные на уроках знания и умения
– иными словами, сформировать умения
и навыки военно-прикладного характера.
Рисунок 7. Урок ОБЖ.
Уроки по разделу ОВС являются
особенным звеном в системе военно-патриотического
воспитания школьников, так как охватывают,
в отличие от других предметов, не
весь контингент учащихся школы. Кроме
того, программа ОВС предполагает
не только военную подготовку, но и
психологическую. Уроки носят как
обучающий, так и воспитывающий,
развивающий характер. Для обеспечения
более полной реализации целей учебно-воспитательного
процесса необходимо наличие хорошо
оснащенного кабинета по основам
военной службы.
Став работать преподавателем-организатором
ОБЖ, я столкнулся с такой проблемой
как отсутствие предметного кабинета.
Благодаря моим усилиям в кратчайшие
сроки в школе был создан кабинет
ОБЖ, который эстетично оформлен,
оборудован и оснащен современными
техническими средствами обучения
Рисунок 8. Кабинет ОБЖ
Созданный кабинет ОБЖ
является воспитательным центром военно-патриотической
работы в нашей школе. Наличие
в школе подобного воспитательного
центра военно-патриотической работы
способствует приданию всей проводимой
работе системности, закреплению позитивных
традиций. В кабинете ОБЖ имеется
уголок боевой Славы, где помещены материалы
по поисковой работе, способствующие
воспитанию школьников на героических
традициях старших поколений.
Рисунок 9. Уголок боевой Славы в кабинете
ОБЖ.
На базе кабинета ОБЖ проводятся:
- Уроки истории, литературы, а также других предметов по материалам военно-патриотической направленности. Это способствует тесной взаимосвязи военно-патриотического воспитания на уроках и вне уроков.
- Встречи школьников с военнослужащими, ветеранами. Осуществляется координация всей работы по воспитанию школьников на боевых традициях.
- Организуется учеба юнармейцев.
- Уроки Мужества, вечера, сборы, беседы, классные часы, просмотры видеофильмов, занятия военно-прикладных кружков.
Данная система военно-патриотического
воспитания, созданная в нашей
школе, реально помогает управлять
процессом подготовки обучающихся
к защите Родины, придает всей проводимой
работе системность, последовательность
и целенаправленность, обеспечивает
преемственность в организации и развитии
военно-патриотической деятельности школьников.
Понимая всю сложность вопроса патриотического
воспитания, я считаю, что школа должна
принять на себя основную нагрузку по
патриотическому воспитанию подрастающего
поколения, ведь именно здесь наше будущее,
будущее нашей Родины. Остаюсь при мнении,
что воспитание гражданина – патриота
стратегическая цель школы, была, есть
и будет. Патриотическое сознание наших
граждан остается важнейшей ценностью,
одной из основ духовно – нравственного
единства общества. Воспитать человека
любящим свою землю, свой народ, быть готовым
к защите своей Родины – очень непростая
задача. Но она, безусловно, осуществима,
если мы, педагоги, будем выполнять ее
с любовью и добротой, не забывая мудрых
слов: “Ученик – это не сосуд, который
нужно наполнить знаниями, а факел, который
нужно зажечь!”
Решая эту задачу, не стоит
повторять тех ошибок, которые
были допущены ранее в деле патриотического
воспитания.
От того, как будет поставлена
работа по патриотическому воспитанию
во всех школах нашей страны, и зависит
во многом выполнение этой сложной
проблемы современной жизни. Очень
хотелось, чтобы данная система военно-патриотического
воспитания была постоянно действующей
и направленной на конечный результат
– воспитывать гражданина – патриота
своей страны. Мне кажется, что
нам это удалось и мы на правильном
пути. Вся работа, проводимая по военно-патриотическому
воспитанию, дает свои положительные
результаты. Ребята учатся в школе
с увлечением, и это, пожалуй, радует
больше всего. За последние годы не
один выпускник нашей школы не
пытался уклониться от службы в Вооруженных
Силах России. При встрече с
выпускниками, которые проходят службу
в армии, курсантами военных училищ
приятно слышать лестные отзывы
о нашей работе в школе по военно-патриотическому
воспитанию.
Наши обучающиеся с
огромным желанием и интересом участвуют
в уроках мужества, Днях воинской славы,
в “Зарнице”, встречаются с ветеранами
войны и воинами запаса, участвуют
в военно-спортивных состязаниях
и других мероприятиях по военно-патриотическому
воспитанию.
Рисунок 10. Финал военно-спортивной игры
“Орленок”.
Дети хорошо усвоили главное,
что любовь
к Родине – это проявление патриотизма,
а защита Отечества
– это долг и обязанность патриота.