Эволюции идей патриотизма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:46, реферат

Краткое описание

Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.
Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.).

Оглавление

Введение 2
1. Эволюции идей патриотизма в России 4
1.1 Патриотизм в дореволюционный период развития России 4
1.2 Патриотизм в послеоктябрьский период 5
1.3 Патриотизм в период социалистического строительства 6
1.4 Патриотизм в годы Великой Отечественной войны 7
2. Формирование патриотизма в историческом плане 9
Заключение 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

патриотизм в совет период.docx

— 38.01 Кб (Скачать)

2

Содержание

  • Введение 2
    • 1. Эволюции идей патриотизма в России 4
    • 1.1 Патриотизм в дореволюционный период развития России 4
    • 1.2 Патриотизм в послеоктябрьский период 5
    • 1.3 Патриотизм в период социалистического строительства 6
    • 1.4 Патриотизм в годы Великой Отечественной войны 7
    • 2. Формирование патриотизма в историческом плане 9
    • Заключение 18
    • Список литературы 20

Введение

Историческое значение каждого... человека измеряется его  заслугами родине, а человеческое достоинство - силою его патриотизма.

Н.Г. Чернышевский

Идея патриотизма во все времена занимала особое место  не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его  деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. В силу этого понимание современного российского патриотизма, сформировавшегося  на протяжении многовековой истории  русской общественной мысли, является исходной задачей для выяснения  его основ.

Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими  общественную жизнь поколений.

Роль и значение патриотизма  возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции  развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные  потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.).

Проявления патриотизма  в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью  во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме  как о сложном и безусловно неординарном явлении.

В настоящее время, когда  все еще продолжается этап выработки  ведущей национальной идеи в России, в трудах многих отечественных мыслителей излагаются различные точки зрения на явление патриотизма как стержневого  компонента Русской идеи, призванной служить объединению и упрочению  русской нации, российского общества и государства.

За последнее время, по мнению некоторых политологов, Русская  идея вновь может претендовать на роль духовно-нравственной и социальной ценности. Она вселяет надежды  определенной части российского  общества на возрождение национальных ценностей и традиций, торжество  соборности, равенство прав и возможностей граждан, укрепление семьи, выработку  общероссийского патриотического  идеала, "...способного вдохновить соотечественников  на многотрудные и славные cвершения во имя благосостояния и духовного преобразования Родины".

Вследствие этого, возникает  необходимость более глубокого  понимания сущности Русской идеи, ее осмысления не только в контексте  изменений, происшедших в России в конце 80-х и 90-х годах, но и  с учетом многовекового исторического  опыта развития нашего Отечества.

В этой связи имеет смысл  обратиться к наиболее характерным  моментам этой эволюции идей патриотизма  в России в русле Русской идеи.

1. Эволюции идей  патриотизма в России

1.1 Патриотизм  в дореволюционный период развития  России

В понимании  сущности Русской идеи многие известные  ученые, политические деятели, представители культуры и даже отечественного предпринимательства исходят из того, что наш общенациональный идеал сегодня - это возрождение России, которое немыслимо без обращения к ее глубинным истокам. Русская идея сегодня выступает в качестве одной из духовных основ возрождения Отечества, нашей исторической памяти, национального самосознания, стремления россиян к лучшей действительности, проявления ими высокой духовности, и истинного патриотизма.

В далеком прошлом в  основе Русской идеи было мессианство - быть главной, если не единственной носительницей  подлинно христианских ценностей, а  после падения Византии - и православной государственности. На протяжении веков  силы этой государственности были направлены на самосохранение русского народа, развитие у него национального самосознания и высших патриотических чувств. С расширением границ Русского государства, присоединением к нему новых народов Русская идея трансформируется в идею российскую. Многочисленные нерусские народы, получая от русской нации экономическую, культурную и иную помощь, военную защиту от врагов, стали считать Россию своей общей исторической родиной. Вследствие этого идея о роли и предназначении русского народа, то есть Русская идея "... стала общей для всех наций, народностей, этнических и национальных групп, населявших огромную Российскую империю".

Анализ Русской идеи основывается на взглядах отечественных  мыслителей, в особенности тех, которые  в той или иной степени выражали свое отношение к патриотизму  и проблеме его развития в обществе. Эти мыслители разрабатывали  теоретические основы патриотизма  в тесной связи с Русской идеей, в ее общем русле. Именно этим объясняется  то обстоятельство, что в существе их идей, подходов и позиций по проблеме русского и российского патриотизма  имеются общие, объединяющие моменты.

Когда, после петровских преобразований и разгрома Наполеона, Россия включилась в европейский  процесс общественного развития на качественно новом уровне, обострились  проблемы занимаемого ею положения  в мире и сосуществования с  западной цивилизацией. В рамках Русской  идеи обострилась борьба двух тенденций - западничества и славянофильства. Выбор пути, по которому предстояло идти стране и русским в XIX - начале XX века, оказался непростым. К его  осмыслению подключились лучшие умы  нации - А.С. Пушкин и Н.М. Карамзин, Ф.М. Достоевский и А.И. Герцен, И.В. Киреевский и Н.Е. Данилевский, И.А. Ильин и  П.А. Сорокин.

Обобщая вклад отечественных  мыслителей, разрабатывавших Русскую  идею в дореволюционный период развития России, можно отметить, что в  рассмотрении ими формирующих начал  национального самосознания, путей  приумножения блага Отечеству значительное место занимал патриотизм. Это  проявилось прежде всего в трех принципах становления и развития Русской идеи на протяжении рассматриваемого столетия (начало XIX в. - начало XX в). К этим принципам относятся: религиозный (православие, Киевская Русь), политический (самодержавие, "священное царство", Московская Русь) и социальный (европейская цивилизация, Российская империя).

1.2 Патриотизм  в послеоктябрьский период

В послеоктябрьский период развития страны произошло переподчинение собственно русских и российских интересов задаче интернационализации  отношений в обществе. Естественно, что это не могло не отразиться на русском самосознании, которое  деформировалось, ослаблялось, утрачивая  национальные корни. Вследствие преувеличения  значения в советском обществе социального, классового, идеологического был  резко ослаблен национальный фактор, что повлияло на направленность русского национального самосознания ("старший  брат обязан помочь младшим братьям").

В таких условиях большую  роль в создании предпосылок для  дальнейшего возрождения патриотической идеи сыграл субъективный фактор. По мере того, как привлекательность марксистской теории в российском обществе все  более ослабевала, общественность с  возрастающим интересом обращалась к работам отечественных мыслителей, которые в десятилетия советского периода продолжали творчески развивать  и обогащать патриотизм новыми идеями. Среди них выделяются, в частности, Н. Бердяев, Л. Карсавин, И. Ильин, и др.

1.3 Патриотизм  в период социалистического строительства

Период социалистического  строительства весьма активно повлиял  на развитие национального сознания советского общества, в котором идеологическое, классовое, интернациональное некоторое  время формировалось в ущерб  традиционным духовным, культурным, историческим ценностям нашего народа. Значительно  слабее стала преемственность поколений, нарастали тенденции маргинализации молодежи, ее отчужденности от героических свершений и славы великих предков Руси, России. Основная часть советского образованного общества стала активным проводником официальной политики, для которой были присущи деформации, а порой и умаление истинных национальных интересов как русского, так и других народов России.

Российская трагедия, проявившаяся в русской эмиграции после  гражданской войны, отражена в трудах целого ряда замечательных мыслителей, которые стремились сохранить наши национальные корни, найти опору  для возрождения новых всходов  на русской почве. Среди имен этих мыслителей, продолжавших разработку и развитие патриотизма в русле Русской идеи в сложный период жизни нашего общества в завершившемся XX в., можно выделить Иоанна Кронштадского, Н.И. Алексеева, Н.А. Бердяева, Г.В. Плеханова, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, А.В. Карташева, С.А. Левицкого, Н.О. Лосского, А.Н. Толстого, Л.И. Шестова, Е.С. Троицкого, О.А. Платонова и других.

По мнению одного из крупнейших философов России Л.П. Карсавина, наиболее ярким и стойким носителем любви к Отечеству, истинного патриотизма является армия. Это определяется ее "народною природою". На этом основании он делает вывод о том, что те остатки русской армии, которые подняли белое знамя, "тоже приняли участие в созидании новой России - своею самоотверженной гибелью за ее великодержавие".

Олицетворяя главное предназначение армии с высшим патриотическим долгом, с идеей наиболее самоотверженного и последовательного служения великой  России, Ильин писал, что "Русская  армия всегда была школой патриотической верности", выступает как "наша сила, наша надежда, основа нашего национального  существования". Армия невозможна без патриотизма и жертвенности. Ее лозунг: "Жить для России и умереть  за Россию".

Что же касается Красной, а  затем Советской армии, то большинство  ее представителей также являлись патриотами России. Однако это была уже не прежняя, а другая Россия в силу формирования и развития новых классовых, политических, идеологических и других признаков, благодаря которым Отечество  определялось прежде всего как социалистическое, олицетворявшее появление советской государственно-общественной системы.

1.4 Патриотизм  в годы Великой Отечественной  войны

Сформировавшийся в новых  исторических условиях патриотизм в  наибольшей мере показал свою жизненность  и силу в годы Великой Отечественной  войны. Именно в этот период тяжелейших за всю историю нашего Отечества  испытаний вся страна поднялась  на его защиту. И не было ничего выше и дороже этого поистине святого  понятия, которое вдохновляло многих людей на преодоление любых испытаний, жертв и лишений во имя спасения родной земли. Невиданная стойкость  и мужество советских воинов, массовый героизм на фронте и в тылу, огромное стремление наших людей отдать все, даже свою жизнь во имя Победы, позволили  поднять представление о патриотизме  советского народа на недосягаемую высоту.

В ходе Великой Отечественной  войны, когда решался вопрос о  судьбе нашего Отечества, армия и  народ проявили истинный, небывалый  по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства  над непобедимым доселе врагом. Этот исторический факт свидетельствует  о том, что форма власти, общественная система не в состоянии оказать  решающего воздействия на высшие духовные ценности народа в годы больших  испытаний. При определенных исторических условиях происходит очищение, обновление и проявление этих ценностей в  интересах всего Отечества, как "малой", так и "большой", а тем более  великой Родины, во имя всей России.

2. Формирование  патриотизма в историческом плане

Большой интерес для  понимания проблемы российского  патриотизма представляет научно-исследовательская  литература с конца 80-х годов XX столетия по настоящее время. Этот период связан с началом и развитием кардинальных преобразований во всех сферах нашей  жизни. Глубокие изменения претерпели не только основы нашего непосредственного  бытия, но и высшие ценности, среди  которых особое место занимает патриотизм. Именно он оказался в эпицентре борьбы самых различных, зачастую противоположных  взглядов, мнений, убеждений, позиций, дискуссий и т.п. В ходе этой полемики, острота которой лишь несколько  ослабла за последнее время, наряду со скандальными, конъюнктурно-спекулятивными публикациями появилось немало и  таких работ, которые характеризуются  творческим, исследовательским подходом к осмыслению патриотизма и проблем  его формирования в нашем обществе.

Плодотворность деятельности, осуществляемой в данном направлении, обусловлена тем, что авторы этих работ все чаще обращаются к богатому наследию отечественной мысли, стремятся  к более взвешенному, объективному анализу заслуживающих внимания трудов советского периода и, что  особенно важно, рассматривают проблему в тесной связи с изменениями, происшедшими в российском обществе за последнее время.

Наличие довольно значительного  массива литературы по рассматриваемой  проблеме свидетельствует о наметившемся прорыве в осмыслении ее наиболее существенных сторон благодаря активизации  соответствующих исследований в  области философских, исторических, политологических, социологических  и педагогических наук. Тем самым, создан определенный задел для продолжения  теоретических изысканий по целому ряду важнейших аспектов проблемы патриотизма, его развития в российском обществе и его Вооруженных Силах в  новых, изменившихся условиях.

В научно-исследовательской  литературе проблеме патриотизма уделяется  явно недостаточное внимание. В изучении его природы, сущности, содержания, с учетом важнейших изменений, происшедших  в нашем обществе, сделаны лишь первые шаги. Поэтому в период реформирования российского общества рассмотрение ряда важнейших сторон данной проблемы является одной из актуальных задач  отечественной науки.

Все многообразие подходов к пониманию патриотизма, имеющихся  в научно-исследовательской литературе, можно условно дифференцировать по ряду направлений.

К первому из них можно  отнести получившие наибольшее распространение  в научно-исследовательской и  публицистической литературе точки  зрения и суждения, определяющие патриотизм как возвышенное чувство любви  к родине, отечеству, что в значительной степени предопределяется понятием самого термина "патриотизм". Это  направление, характеризуется фиксацией  определенного, безусловно позитивного, нередко ярко выражаемого отношения к отечеству, ограничивающегося главным образом уровнем эмоционального отражения, проявления в абстрактной форме любви к природе, родному краю, отчему дому, к картинам детства и т.д. Именно таким является понимание патриотизма многими людьми, в том числе представляющими творческую интеллектуальную, культурную элиту. Данное направление может быть названо возвышенно-эмоциональным, которое представляется как многообразное проявление возвышенного чувства любви к Родине (Отечеству), особенно в духовном и нравственном смысле. В нем безотносительно к характеристике субъекта подчеркивается, выделяется направленность, сила, возвышенность самого чувства к объекту, который имеет для субъекта (кем бы он ни был), исключительное значение.

Информация о работе Эволюции идей патриотизма в России