Патриотизм в системе нравственных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель- изучить патриотическое воспитание современной молодежи.
Задачи:
1.Выяснить, какими методами и способами проводиться патриотическое воспитание в учреждениях образования.
2.Узнать,какую роль играют молодежные организации и объединения в воспитании патриотизма.
3.Определить место патриотизма в системе ценностей молодежи.

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………
2.Патриотизм в системе нравственных ценностей………………………………………………………………
3.Патриотическое воспитание…………………………………………
3.1.Школа………………………………………………………………
3.2.Средне-специальные учреждения………………………………..
3.3.Вузы………………………………………………………………..
4.Роль молодежных организаций и объединений
в воспитании патриотизма………………………………………………...
5.Заключение…………………………………………………………….
6.Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Содержание

1.Введение………………………………………………………………

2.Патриотизм  в системе нравственных ценностей………………………………………………………………

3.Патриотическое  воспитание…………………………………………

  3.1.Школа………………………………………………………………

  3.2.Средне-специальные  учреждения………………………………..

  3.3.Вузы………………………………………………………………..

4.Роль молодежных  организаций и объединений 

в воспитании патриотизма………………………………………………...

5.Заключение…………………………………………………………….

6.Список литературы…………………………………………………....

 

Введение

В настоящее  время проблемы патриотизма имеют особое значение. Это связано как с объективными, так и субъективными факторами. Возникновение на постсоветском пространстве свыше десятка независимых государств стало катализатором, постоянно подталкивающим людей к поиску ответов на вопросы, связанные с самоидентификацией нации, функционированием ее самосознания. При этом далеко не всегда дается правильная оценка деятельности предшествующих поколений, что негативно сказывается на формировании патриотического мировоззрения, в т.ч. и в нашей республике. Проблема патриотизма приобрела весьма актуальный характер. В настоящее время этнополитическая реальность Республики Беларусь требует формирования новой патриотической парадигмы, поиск новых духовных оснований, при помощи которых можно было бы обосновать свою национальную неповторимость, уникальность, независимость, свои патриотические ценности. Более того, проблемы патриотических ценностей для Республики Беларусь имеют особое значение, поскольку наша страна -многонациональное и поликультурное государство, в котором проживают многочисленные этнические группы. В новой исторической ситуации как никогда важна разработка патриотической идеи, в которой молодое поколение черпало бы цель и смысл своей социально полезной, творческой деятельности.

Для начала необходимо рассмотреть основные понятия используемые в данной работе -патриотизм и патриотическое воспитание.

Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и  политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Патриотическое  воспитание- это систематическая  и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое  воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной  культуры, формирование отношения к  стране и государству, где живёт  человек.

Объектом в  данной курсовой работе является молодежь, предметом- патриотическое воспитание молодежи.

Цель- изучить патриотическое воспитание современной молодежи.

Задачи:

1.Выяснить, какими  методами и способами проводиться  патриотическое воспитание в  учреждениях образования.

2.Узнать,какую  роль играют молодежные организации  и объединения в воспитании патриотизма.

3.Определить  место патриотизма в системе ценностей молодежи. 
 

 

 
Глава 1. Патриотизм в системе нравственных ценностей

  В настоящее время задача возрождения  национального самосознания граждан решается в условиях общества, в значительной степени теряющего прежние социально-нравственные ориентиры. Стала более заметной утрата определенными слоями молодежи патриотического сознания, ее неспособность ориентироваться в мире событий, на рынке услуг и предложений и в информационно-психологическом противостоянии.

    Все это сказывается на отношении  молодежи к жизни, семье, своему народу, государству и его институтам. Медленно восстанавливается престиж воинской службы, имеют место отдельные факты уклонения от выполнения конституционного долга по защите Отечества. В этих условиях очевидна необходимость усиления роли воспитания, прежде всего воспитания у молодежи чувства патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

    Наполнение  патриотического воспитания новым  содержанием должно осуществляться на основе аксиологического подхода. Новая иерархия ценностей, в которой общечеловеческое стоит на первом месте, - методологическая идея, заложенная в национальные законы, концепции, программы в сфере воспитания и образования подрастающего поколения. Это, в свою очередь, следует из Конституции Республики Беларусь, где подтверждается приверженность народа республики национальным и общечеловеческим ценностям. Одна из таких ценностей - патриотизм.

    Патриотическое  воспитание сегодня рассматривается  как организованный и управляемый целенаправленный процесс развития патриотических чувств, формирования патриотического сознания и поведения детей и учащейся молодежи.

Чем большие  задачи социально-экономического, культурного  и духовно-нравственного развития стоят перед белорусским государством, тем активнее к их решению привлекается молодежь- один из многочисленных и перспективных слоев населения. Однако в современных условиях, решая повседневные дела народнохозяйственного значения, органы власти, общественные объединения, учебные заведения порой упускают вопросы идеологического обеспечения своей деятельности, её патриотическую направленность. Принимая в качестве аксиомы то обстоятельство, что в силу ряда объективных и субъективных причин молодежь оказалась в какое-то время одной из социально слабо защищенных категорий населения, представители властных структур на местах многое делают для трудоустройства, ликвидации безработицы, строительства жилья, организации культурного досуга юношей и девушек. Эта благородная деятельность заслуживает всяческого одобрения и поддержки. В тоже время, как показывают социологические исследования, в психологии некоторых молодых людей проявляются сугубо потребительские черты, суть которых в том, что им всегда «все должны», что они «имеют права», но, оказывается, не хотят понимать своих обязанностей перед ближними и дальними, перед обществом в целом.(24,стр.136)

Воспитательная  работа среди молодежи усложняется  в силу размытости идеалов общественного  устройства и личности. Тем не менее, молодые люди любят, когда их приглашают к совместным размышлениям. В самом деле- что может стать объединительной идеей?

В многонациональной, поликонфессиональной, имеющей богатую  духовно-нравственную культуру и традиции, суверенной Беларуси идея патриотизма может и должна стать организующей, мобилизующей, превратиться в нравственный принцип всеобщего согласия и поведения.

Патриотизм (греч. Patris-родина) - высокоблагородное чувство и моральный принцип, включающий: уважение к историческому прошлому и традициям народов, населяющих территорию Беларуси; гордость за её социально-экономические, политические, культурные и духовно-нравственные достижения; заботу об интересах, независимости и будущем единого белорусского народа; стремление к суверенитету страны и укреплению её Союза с Россией, сотрудничеству со всеми миролюбивыми странами мира во имя социального и научно-технического прогресса; обеспечение гражданину Республики Беларусь гарантированных Конституцией всех прав и свобод личности; любовь к родным местам, своим ближним.

В Республике Беларусь патриотизм правомерно отнесен к  важнейшей духовно-нравственной ценности, которая формирует у широких  слоев молодежи готовность к исполнению гражданского долга во всех сферах общественной и государственной  деятельности. Любопытная деталь: хотя патриотическое воспитание проводилось постоянно(некоторый спад в этой работе в начале 90-х годов здесь можно проигнорировать),а нашу молодежь в антипатриотизме не упрекнешь, при социологических опросах последнего десятилетия не такой уж и большой процент респондентов, ставящих этот моральный принцип в верхнюю шкалу ценностей. По мнению профессиональных социологов, объясняется это тем, что молодые люди, особенно учащиеся и студенты, не любят «лобовых» вопросов, предпочитают более утонченные «косвенные».Это касается и других социально весомых категорий и чувств. С точки зрения тех же социлогов, уровень знаний и профессионализма молодежи в нашей стране достаточно высокий,чему способствует реформа общеобразовательной, профессионально- технической средней школы, системы высшего и последипломного образования, современные СМИ. Естественно, молодежь представляет, какое содержание включает в себя такое ценностное понятие как патриотизм.

    Под ценностью мы понимаем философскую  категорию, применяемую для обозначения предметов и явлений духовного и материального мира, включенных в систему жизненно важных потребностей людей, способствующих их прогрессивным устремлениям и гуманности.(24,стр. 142) Ценности - это высшие стимулы человеческой деятельности. Они определяют мотивы и поступки субъекта. Ценности проявляют себя как оценка всех действующих сил и обстоятельств в общественной жизни индивида, как осознание того, чем является для него тот или иной объект.(книга м,стр.13)

Ценности молодежи- индикатор общей культуры общества и семьи, показатель эффективности воспитательной работы в среде, где живут и общаются юноши и девушки, свидетельство действенности средств массовой информации и  коммуникаций. Известно, что молодежь сейчас духовно и нравственно раскрепощена; потому ответы молодых респондентов при социологических опросах достаточно искренние. Сравнивая их по одним и тем же параметрам сегодня с ответами пятнадцатилетней давности, видим, что у всех слоев молодежи на первые места в шкале ценностей выдвинулись те, что связаны с личностным благополучием: любовь, семья, здоровье, дружба, материальное благосостояние и бытовое благоустройство, комфортность; зато показатель степени рвения к исполнению общественного долга, патриотических обязанностей значительно снизился. Однако не следует усматривать в этом проявление какой-то потребительской позиции, социальной индифферентности или нравственной инфантильности молодежи: в конечном счете вся политика цивилизованного государства и его долгосрочных программ преследует цель максимального обеспечения благосостояния человека-  труженика и гражданина; и чем больше будет благоустроенных людей в личной жизни, тем более патриотичным будет само общество и отдельный человек. В самом деле, каким патриотом может быть бездельник, вор или антисоциальный тип? И в то же время труженик, честный и добропорядочный гражданин патриотичен по своей сути.

Показательно, что  на вопрос социологов : «Какое значение, по Вашему, имеет в жизни человека работа?» -ответы молодых людей распределились так: это возможность содержать свою семью (79,0%), реализовать свои знания (33,5%), быть в коллективе (30,4%), стать профессионалом (24,8%), быть полезным обществу (18,9%), сделать карьеру (18,9%), исполнить долг гражданина (12,2%). Однако, если правильно понимать, что означает долг гражданина, то не только последний процент отражает это понятие, а все 100%, ибо обеспеченно содержать семью, быть полезным обществу, коллективу и проявить себя в учебно-познавательной и профессионально-трудовой сфере- это фактически продемонстрировать уровень гражданственности и, в конечном счете, степень патриотичности. Таковым должен быть рациональный взгляд по сути.

Кстати, на вопрос социологов: «Что, по-Вашему, заставляет молодых людей уезжать за границу?»- получены ответы: низкая оплата труда (88,1%), стремление посмотреть мир (30,8%), невозможность реализовать свои творческие способности(19,8%).

Патриотизм не может и не должен быть созерцательным, как раз наоборот: это чувство- показатель социальной активности личности, которой не безразлично все происходящее сегодня и рассчитанное на перспективу. Иногда решение сугубо практических задач: наведение и поддержание образцового порядка в подъезде дома, лифте, общежитии, дворе, местах массового отдыха юношей  и девушек, борьба с хулиганством и т.д.- свидетельство подлинного хозяйского отношения к делу, патриотизма.

Вся социальная среда, вовлеченная в процесс  личностного воспитания и самореализации, так или иначе подпитывает  патриотические чувства и настроения молодежи. По мнению молодых респондентов, любви к Отчизне и уважению к законам своего государства учит семья (62,0% ответов), телепрограммы по данной тематике (57,0%),газетные материалы, журнальные публикации (18,0%-19,8%), радио (17,5 %),литература (17,0%), встречи с именитыми людьми (7,6%),армия (6,3%), иной ответ-2,7% респондентов.

58,2% опрошенных  юношей и девушек гордятся  своей страной-Республикой Беларусь (затруднились определиться- 20,2%). Живут  надеждами (60,3%) и уверенностью (26,2%) большинство юношей и девушек,  каждый четвертый испытывает чувство неопределенности.(24,стр.144)

    Развитие  патриотических ценностей идет не путем плавного наслоения новых ценностей на старые, а через периодическую коренную трансформацию и смену ведущих ценностных ориентации. На каждом этапе исторического развития социума доминирует определенная парадигма. В условиях социальных трансформаций всех сфер жизнедеятельности нашего общества наблюдается очередная смена патриотической ценностной парадигмы. Ее содержание все больше и больше наполняется общечеловеческими ценностями: сохранением самобытности, уникальности, неповторимости различных национальных культур, их взаимопроникновением и взаимодополнением, непримиримостью к проявлению разного рода национализма и шовинизма.В сознании молодежи превалируют материальные ценности над духовными. Можно было бы приветствовать такие жизненные установки, если бы источником материального благосостояния они считали труд. «Красиво жить» хочется за счет нетрудовых доходов. Стремление «красиво жить» сформировано у молодежи во многом под влиянием средств массовой информации. А это уже серьезные симптомы социальной незрелости у части молодежи.

Информация о работе Патриотизм в системе нравственных ценностей