Патриотизм в системе нравственных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель- изучить патриотическое воспитание современной молодежи.
Задачи:
1.Выяснить, какими методами и способами проводиться патриотическое воспитание в учреждениях образования.
2.Узнать,какую роль играют молодежные организации и объединения в воспитании патриотизма.
3.Определить место патриотизма в системе ценностей молодежи.

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………
2.Патриотизм в системе нравственных ценностей………………………………………………………………
3.Патриотическое воспитание…………………………………………
3.1.Школа………………………………………………………………
3.2.Средне-специальные учреждения………………………………..
3.3.Вузы………………………………………………………………..
4.Роль молодежных организаций и объединений
в воспитании патриотизма………………………………………………...
5.Заключение…………………………………………………………….
6.Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

    Не  менее важной проблемой социального  становления молодежи является проблема ее политической незрелости. Это вызвано  следующими причинами: свободное распространение различной по своему характеру информации; плюрализм мнений в обществе; наличие большого числа партий, общественных движений, программ; сложность социально-экономических процессов, происходящих в обществе приводит к тому, что значительная часть молодежи не способна к самостоятельному анализу, оценке происходящего, а это способствует скепсису, неверию. Отсюда политическая наивность, аполитичность, склонность к критиканству.

    Если  сюда добавить глубину и остроту  проблемы свободного времени молодежи, то вырисовывается следующая картина: 14% старшеклассников в свободное время предпочитают играть в азартные игры, 32% смотрят телевизор или видео, 29% проводят время на дискотеках, 25% любят побродить по улицам, не зная, чем заняться, 18 % - любое общение с друзьями сопровождают употреблением алкоголя.

Из круга  чтения у молодежи вытесняется историческая, военно-патриотическая тема, а 43 % увлекаются любовными романами, 29 % - детективами, 14 % - эротической литературой, 11 % - литературой ужасов. Понятно, что герои этих произведений и становятся зачастую ценностной моделью поведения юношей и девушек. А отсюда - развязность, грубость, демонстрация силы, стремление к получению удовольствий, сексуальная распущенность,      нецензурные      выражения.      Все      это свидетельствует о серьезной трансформации сознания у значительной части молодежи, о ее нравственной незрелости.

Как видно, процесс трансформации ценностных установок протекает сложно и противоречиво, оказывая разное влияние на формирование новых патриотических приоритетов всех групп и слоев населения, в особенности на воспитание патриотической культуры молодежи, существенной чертой которой выступает актуализирующееся чувство гражданского повзросления, стремление к самостоятельному принятию решений. Современная молодежь - это то поколение людей, на формирование ценностных ориентации которых оказывают влияние информационно-технологический бум, телевидение, высокий уровень технологий, свобода перемещения и нравственный выбор. И хотя многие из молодых людей достаточно критично относятся к сложившимся традициям, ценностям и нормам поведения, тем не менее, именно социального опыта, позволяющего выбрать общественно значимые ориентиры (включая и патриотические), им порой и не хватает, они зачастую не разделяют традиционных приоритетов своего народа, далеки от социально-возвышенных устремлений прошлых поколений.(м,стр.20)

 

Глава 1. Патриотическое воспитание в системе образования.

    Особая  роль в формировании системы идей, взглядов, представлений в воспитании гражданских, духовно-нравственных качеств принадлежит национальной системе образования. Образование-это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства. Образование утрачивает свою ценность, если оно не связано с воспитанием -это стороны единого процесса образования. На Западе говорят, что самые лучшие инвестиции-инвестиции в образование, так как система образования формирует не только специалиста, но и гражданина с определенными моральными устоями. Если с формированием специалиста мы справляемся, то с воспитанием гражданина дело обстоит значительно хуже.

    Суть  идеологической работы в школе - воспитание гражданина, а понятие «гражданин»  всегда ассоциируется с понятием «патриот». Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость Родины. Патриотизм - это духовно-нравственная ценность, социальная ценность.

    В арсенале учебной и внеклассной  работы есть немало возможностей привить  школьникам чувство любви к Родине. Существует ряд научно-педагогических журналов (таких, например, как «Пралеска», «Пачатковая школа» и «Минская школа»), в которых регулярно публикуются планы комплексных занятий, анкеты, сценарии утренников, мероприятий, маршруты экскурсий и множество методических рекомендаций, способствующих формированию патриотизма у школьников.

В Минске, в 2005-2006 гг.были изданы две книги по патриотическому воспитанию: «Мая Айчына» и «Беларусь - наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А. Р. Лукашэнкі першакласніку». Хрестоматия «Мая Айчына», выпущенная издательством «Пачатковая школа», предназначена для учителей, воспитателей и родителей младших школьников.  

   Хрестоматия состоит из нескольких тематических блоков и содержит тексты на белорусском  и русском языках. Литературные произведения, объединенные в блоки «Дзяржаўныя сімвалы Рэспублікі Беларусь», «Радзіма», «Беларуская даўніна», «Асобы», «Навекі ў памяці», посвящены соответствующим темам и помогут преподавателю в воспитании патриотизма у младших школьников.

  Практика  показала, что эффективности в работе по воспитанию патриота, гражданина своей Родины, формированию в сознании молодежи уважения к культурно-историческому наследию своего народа можно добиться, используя системные и долгосрочные организационные формы работы с детьми, а не отдельные разовые мероприятия. В 2008/2009 учебном году продолжится республиканская акция учащейся молодежи «Жыву ў Беларусі i тым ганаруся» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 января 2006 г. № 4), в рамках II этапа которой будет актуальной деятельность по систематизации знаний учащихся по истории, культуре и природе родного края; составлению родоводов; созданию летописей родных мест; дополнению и обновлению информационных стендов в учреждениях образования информацией об историко-культурных и природных объектах.

  Большое внимание в новом учебном году  уделяется вопросам подготовки и проведения мероприятий по празднованию 65-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и 64-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

    В учреждениях образования  используются разнообразные формы патриотического воспитания подрастающего поколения, такие как: взаимодействие с ветеранским активом и воинскими подразделениями, приобщение представителей оборонно-спортивных организаций к осуществлению работы по подготовке юношей к службе в Вооруженных силах Республики Беларусь, участие школьников в проведении «Вахты памяти», проведение месячников и недель Памяти и Славы, забота о ветеранах, уход за захоронениями, а также занятия школьников в клубах патриотической направленности. Учащиеся общеобразовательных учреждений в 2008/2009 учебном году получили возможность принять участие в республиканском конкурсе рисунка, посвященном 65-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и 64-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

  Большую роль в гражданском и патриотическом воспитании детей и учащейся молодежи играют музеи учреждений образования. В настоящее время действует 1459 музеев различной направленности (историко-краеведческие, боевой и трудовой славы, этнографические, литературные, природы и др.), которые играют роль не только учебно-воспитательного, но информационного центра для учащихся.  
 
 
 

 

2.2.Средне-специальные  учреждения

    Процесс патриотического воспитания учащихся не является изолированным процессом, он включается в общую систему воспитания. Но вместе с тем, это сложный, многогранный и длительный процесс целенаправленного и систематического воздействия на сознание и поведение учащихся, обеспечивающий формирование у них политической сознательности и убеждённости, воспитания глубоких патриотических чувств и моральных качеств. Он помогает учащимся овладевать трудовыми умениями и навыками в целях подготовки к активному участию в общественной жизни и выполнению долга по защите Отечества.

    Убеждения человека, его моральные качества формируются в течение всей жизни. Однако наиболее интенсивно этот процесс протекает в юношеские годы. Возраст учащихся колледжей и училищ - это период социально-психологического, интеллектуального и физического созревания, интенсивного формирования мировоззрения, идеалов и убеждений, морально-волевых черт характера, духовных качеств гражданина и патриота Родины.

    В этом возрасте осознается личная ответственность  учащихся перед Родиной, коллективом, родителями, значительно расширяется сфера их общественно- политической и трудовой деятельности.

Характерной чертой учащихся этого возраста является критический подход к изучаемому материалу, к высказываниям товарищей и старших, критика у старевшего, желание что-то улучшить.Они уже пытаются подвергать логическому анализу не только окружающую действительность, но и мир внутренних переживаний. Как показывают исследования психологов, в этом возрасте возникает потребность разобраться в окружающем и самом себе, найти смысл происходящего и своего собственного существования.

    В юношеском возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования патриотической убеждённости, благодаря таким особенностям учащихся, как осознанный интерес к знаниям, ответственности за свою учёбу и поведение, стремление определить перспективы в свете высоких идеалов и требований морали.

    Одновременно  с этим разный уровень зрелости сознания и развития мировоззрения, сочетание непосредственности и силы, недостаток жизненного опыта -делают учащихся очень сложным и подчас противоречивым объектом воспитания. Поэтому в процессе патриотического воспитания учащихся колледжей и  училищ важен терпеливый и умелый подход. Юноши и девушки, как отмечает И. С. Кон, ещё только вступают в жизнь и объектами общественных отношения в достаточной мере себя не осознают. Потому их социальная активность нередко принимает форму критики: рассмотрение общественных отношений как бы со стороны, забывая, что сами они являются продуктом того же общества, которое, по их мнению, их не устраивает. Это еще раз

убеждает  в том, что учащихся необходимо как  можно раньше включать в сложные общественные отношения, в общественно значимую ответственную деятельность. Приобщение молодёжи к общественно-патриотической деятельности является важнейшим условием формирования их патриотических убеждений и норм поведения.

Для процесса патриотического воспитания характерна не сумма разрозненных

влияний, а система организованной и управляемой  деятельности. Управление процессом патриотического воспитания - это научно обоснованный отбор и использование содержания, форм и методов, которые не только на данной стадии патриотического развития  личности и коллектива будут наиболее эффективными, но приведут к росту общего уровня патриотической воспитанности.

    В системе средств воспитательного воздействия на учащихся видное место занимает внеаудиторная работа. Основанная на инициативе и самодеятельности учащихся, она открывает широкие возможности для всестороннего удовлетворения и развития их интересов, творческой активности, содействует формированию морально-политических качеств будущего специалиста. Во внеаудиторной работе создаются условия для совместных коллективных переживаний учащихся, удовлетворения их запросов в соответствии с их устремлениями и идеалами.

    Постоянное совершенствование содержания, форм и методов организации внеаудиторной работы по патриотическому воспитанию - необходимое условие повышения ее эффективности.

Формы и методы внеаудиторной работы по патриотическому воспитанию учащихся многообразны. В практике работы школ и средних специальных учебных заведений широко используются тематические вечера и встречи с ветеранами войны и труда, которые не только знакомят юношей и девушек с прошлым нашей Родины, но и вызывают глубокое уважение к носителям славных традиций нашего народа, гордость за свою Родину и народ.

    Велико  воспитательное значение походов по родному краю, местам боевой славы, участия в туристско-краеведческих экспедициях. Сила их воздействия заключается в том, что воспитание учащихся в данном случае основывается не на общих рассуждениях о патриотизме, а на конкретных судьбах людей, фактах, событиях, примерах.

    Любая задача воспитания, в том числе  и патриотического, должна решаться общими усилиями учебного заведения, семьи и общественности, действующими сообща в одном направлении. Объединение этих усилий - необходимое условие в обеспечении систематичности процесса патриотического воспитания юношей и девушек, единства всех воспитательных воздействий на учащихся 
 
 

 

2.3.Высшие  учебные заведения

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. Вопросы, касающиеся патриотического воспитания молодежи, являются самыми актуальными в настоящее время. От того, какого молодого человека воспитаем мы сегодня, зависит наше будущее, будущее нашей страны. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания учащейся молодежи.

Информация о работе Патриотизм в системе нравственных ценностей