Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа
Цель- изучить патриотическое воспитание современной молодежи.
Задачи:
1.Выяснить, какими методами и способами проводиться патриотическое воспитание в учреждениях образования.
2.Узнать,какую роль играют молодежные организации и объединения в воспитании патриотизма.
3.Определить место патриотизма в системе ценностей молодежи.
1.Введение………………………………………………………………
2.Патриотизм в системе нравственных ценностей………………………………………………………………
3.Патриотическое воспитание…………………………………………
3.1.Школа………………………………………………………………
3.2.Средне-специальные учреждения………………………………..
3.3.Вузы………………………………………………………………..
4.Роль молодежных организаций и объединений
в воспитании патриотизма………………………………………………...
5.Заключение…………………………………………………………….
6.Список литературы…………………………………
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у студенческой молодежи высокого патриотического сознания. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в воспитательном процессе. Создание системы патриотического воспитания в образовательном учреждении предполагает целенаправленное формирование у студентов активной жизненной позиции, готовности к активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Отечества, а личные интересы - с общественными.
Целесообразность повышения роли патриотического воспитания в вузовском образовании, в том числе и осуществляемом в условиях дистанционного образования, обусловлено прежде всего тем, что специфика информационного общества, в которое мы сейчас входим, ориентирует на необходимость обеспечивать использование возрастающих возможностей виртуальной среды и телекоммуникаций в воспитательном процессе. Развитие системы воспитания патриотизма и реализация Концепции патриотического воспитания способствует созданию таких условий в воспитательном процессе, при которых молодой человек самостоятельно формирует отношение к патриотическим ценностям, развивает у себя чувство ответственности за общественные дела, вырабатывает навыки самостоятельной работы, что ведет к индивидуализации процесса воспитания.
По проблеме патриотического воспитания были проведены соответствующие социологические исследования. Опрошено в общей сложности около двух тысяч студентов государственных вузов. Обобщающие выводы в этой части таковы:
учебно-воспитательный процесс в вузе в основном соориентирован на формирование профессиональных качеств будущих специалистов и не способствует в полной мере воспитанию у них гражданского долга, гражданской позиции, патриотизма в целом. Такой разрыв не может не ослаблять социально значимые мотивы профессиональной деятельности будущего специалиста. Между тем, учебный процесс является одним из важнейших составляющих элементов в патриотической социализации личности студента. Он имеет неоспоримое преимущество, скажем, по сравнению с воспитательной работой во внеучебное время, поскольку систематичен, упорядочен и контролируем;
значительная
часть преподавателей ограничивает
свою деятельность лишь передачей знаний,
упуская из вида, воспитательно-
в
философской, политологической, социологической
и другой
литературе отсутствует научно-методологические
разработки по
проблемам патриотического, национального
и интернационального
воспитания. В результате профессорско-преподавательский
состав, субъекты воспитательного процесса
в изменившихся условиях оказались
не готовыми к работе на должном научно-теоретическом
и идейно-
воспитательном уровнях в области патриотической
социализации
молодежи. Во многом по этому в сознании
студентов (а порой не только
у них), наблюдается явная методологическая
путаница, в том числе и в
понимании таких понятий и явлений, как
«патриотическое»,
«национальное», «
«интернационализм», «космополитизм»;
высшая
школа в недостаточной степени
способствует выработке ценностно-мотивационных
детерминант учебной деятельности нацеливающих
будущих специалистов на работу по избранной
специальности, самоотверженный труд
на благо своего Отечества. По- прежнему
количество и качество работы измеряется
объемом вложенных в студента знаний,
верностью ответов на экзаменах и зачетах,
числом выпущенных студентов. Проведенные
эмпирические исследования свидетельствуют
о необходимости интересоваться и заниматься
не только программами обучения и методами
преподавания, но и жизнью молодых людей,
степенью их самостоятельности, искать
ответ на вопрос, связывают ли они мотивацию
в учебной сфере с будущей профессией.
Ведь от качества системы профессионально-гражданской
подготовки студентов, ее интенсивности
и мобильности зависит будущее нашей страны,
ее процветание и положение на мировом
геополитическом пространстве. В этом
видится конечная цель патриотической
социализации личности студента.
Глава 3. Роль молодежных организаций и объединений
в воспитании патриотизма.
Молодежь - один из самых сложных и противоречивых социальных слоев населения.
Происходящие в стране в последние годы социально-экономические изменения, переход к рыночным отношениям значительно повлияли на условия жизни молодых людей, и не в лучшую сторону. Молодые люди столкнулись с материально-экономическими трудностями: безработица, проблема жилья, платность в сфере образования, медицины - все это в какой-то мере повлияло на их ценностные ориентиры, взгляды, образ жизни, поведение. Дальнейшее обострение проблем молодежи до критического уровня может стать существенным фактором формирования в молодежной среде антисоциальных настроений, а это детонатор антиобщественных выступлений. На сегодняшний день 80% молодых людей не входят в молодежные организации. У молодежи самый низкий рейтинг представителей государственных органов и политиков. Даже самый общий анализ государственной политики показывает, что ядром ее все больше становится молодежь. Но важно заботиться не только о материальных условиях, но и о душах молодых людей, прививать им ценностные ориентиры, патриотизм, высокую гражданскую и нравственную позицию, культуру поведении.
Самой массовой и влиятельной молодежной организацией является БРСМ. 6 сентября 2002 г. Делегаты от БПСМ и БСМ на 38 съезде приняли решение о создании Белорусского республиканского союза молодежи. Так произошло объединение двух самых влиятельных
организаций, стоявших на одних и тех же патриотических позициях. БРСМ является правопреемником комсомола Беларуси. БРСМ ставит своей целью создание условий для всестороннего развития молодежи, раскрытие её творческого потенциала, воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств. Основным принципом агитации за БРСМ должна быть агитация делом. Только интересные, увлекательные дела могут привлечь молодежь, дела, где молодые люди могут проявить себя, самореализоваться. Очень важно придать деятельности молодежных организаций общественно-полезную направленность. Деятельность молодежных организаций, их привлекательность, популярность во многом зависит от их лидеров. Сегодня нет необходимости доказывать, что лишь тот народ, который воспитывает молодежь на примере своей героической истории, может быть уверен в завтрашнем дне. С уходом из жизни ветеранов — главных носителей боевых традиций — в обществе может происходить ослабление общенационального морального и воспитательного потенциала. Именно поэтому понятия «патриотизм», «гражданственность», «патриотическое воспитание» приобрели сегодня новый смысл. Мероприятия Белорусского республиканского союза молодежи, направленные на героико-патриотическое, духовно-нравственное воспитание, должны носить системный характер, основываться на героическом прошлом белорусского народа с учетом современных тенденций, существующих в обществе. Эти задачи молодежный союз решает в тесном взаимодействии с Вооруженными Силами Республики Беларусь, органами и подразделениями внутренних дел, внутренними войсками МВД, пограничными войсками Республики Беларусь.
Пожалуй, лучше всего строить любые отношения не в школьных стенах,и не на производстве, где гораздо сильнее проявляются устойчивые стереотипные взгляды, а за их рамками, где нет давления, где сказанное легко воспринимается и утверждается. Ведь только в равном и свободном сотрудничестве рождается личность патриота и гражданина. И эту роль может взять на себя общественная организация, такая как Белорусский Патриотический Союз Молодежи.
Понятия «патриотизм», «гражданственность», «патриотическое воспитание» приобрели сегодня новый смысл. Воспитать молодого человека - значит подготовить его к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, выполнению функций организатора и исполнителя, защитника Родины и гражданина, который готов к сознательной и активной деятельности на её благо.
Идейный вакуум в сознании молодых людей заполняется далеко не безвредными догмами и псевдоучениями. Поэтому, глубоко проанализировав сложившуюся в молодёжной среде ситуацию, Гродненской областной организацией общественного объединения БПСМ была разработана и активно реализуется Программа патриотического и правового воспитания молодёжи, которая определяет содержание, принципы методы и формы воспитания молодого гражданина как патриота, человека долга, умеющего и желающего каждодневно приносить пользу государству и обществу и тем самым утверждающего своё истинное человеческое достоинство. В ней попытались объединить все внешние и внутренние факторы в комплекс воспитательных воздействий. Данная система работы предполагает всестороннее рассмотрение проблем воспитания патриотизма и гражданственности. Поэтому в программу включены как информационно-методическая обеспеченность, так и непосредственно воспитание культурное, военное, историко-патриотическое, профилактика преступлений и правонарушений в молодёжной среде.
В этой программе сочетаются традиционные, зарекомендовавшие себя методы -комплекс мероприятий патриотической направленности, согласованный по историческим событиям, памятным датам и государственным праздникам.
Не так давно был создан Центр общественных организаций по патриотическому воспитанию молодежи при Республиканском Доме БелОСТО Главная его цель - координировать усилия ветеранских и молодежных объединений в работе с подрастающим поколением, привлекать к ней как можно больше ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил, БелОСТО. По решению Совета Центра многие общественные организации приняли активное участие в подготовке и проведении научно-практической конференции «Роль преподавания истории в патриотическом и нравственном воспитании учащейся молодежи».
Центр способствует объединению усилий организаций, более эффективному использованию при этом возможностей каждой в работе с молодежью. В частности, руководители общественных организаций, входящих в Центр,
совместными усилиями организовали и провели встречу детей погибших воинов-интернационалистов. И каждая организация внесла свой вклад, чтобы эта встреча прошла как можно интереснее и полезнее.
Организации, входящие в Центр, стремятся творчески подойти к работе с молодежью, учитывают ее возраст, интересы, стремления. Активисты стараются использовать разнообразные подходы, с тем чтобы наиболее эффектно воздействовать на сознание и чувства юношей и девушек, помочь им поднять свою жизненную позицию на уровень высокой гражданственности, осознать ответственность за судьбу Отечества. В этих целях активно используются cpeдства культурно-просветительной работы. Например, в мероприятиях с молодежью наряду с выступлениями представителей организаций практикуются выступления артистов Академического ансамбля песни и танца Вооруженных Сил РБ (Военно-шефская комиссия), ансамблей «Память сердца» (Комитет Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы, Военно-научное общество), «Алые погоны» (Белорусский Суворовско-Нахимовский Союз), «Якорь» (Белорусский Союз военных моряков) и многие другие.
Для нынешних
молодежных общественных организаций
Беларуси чрезвычайно важно, учитывая
новые условия деятельности
и используя колоссальный опыт
прошлого, строить свою воспитательную
работу так, чтобы каждый молодой человек
был идейно убежденным, сознательным патриотом,
который живет не только настоящим, но
и бережно хранит прошлое и, опираясь на
него, творит будущее.
Формирование
у молодежи ценностного отношения
к своему Отечеству, развитие устойчивого
желания способствовать консолидации
общества, процветанию Беларуси, готовность
к ее защите — главная цель патриотического
воспитания, которое является одним из
важнейших направлений деятельности белорусских
молодежных объединений и организаций.
Заключение.
Подводя итог вышесказанному,
можно сделать вывод о том, что формирование
ценностно-патриотических установок в
сознании и повседневном поведении молодежи
было и остается одним из важнейших направлений
воспитательной деятельности. В современных
условиях эта сфера духовной жизни обогащается
такими аспектами, как героико-исторический,
социально-политический, культурно-эстетический
и нравственно-гражданский. Данный процесс
обеспечивается системой общереспубликанских
мер мировоззренческого, идеологического,
правового, политического, пропагандиско-
информационного и организационного характера,
подкрепленных конкретными будничными
делами самой молодежи. На это нацелена
и создаваемая в Республике Беларусь в
общенациональном масштабе система идеологической
работы. Молодежь должна иметь ценностно-мировоззренческие
прогрессивные ориентиры, научные представления
об идеале общественного устройства.
Информация о работе Патриотизм в системе нравственных ценностей