Отношения собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:11, реферат

Краткое описание

Содержание и функциональная роль отношений собственности остаются важнейшими методологическими проблемами экономической теории и объектами острых теоретических дискуссий. Согласно существующим в марксизме представлениям, собственность как экономическая категория выражает базисные отношения присвоения средств производства и соответствующие им способы организации производства материальных благ, их распределения, обмена и потребления. Она же лежит в основе производственной мотивации, причем наивысшую заинтересованность в высоких конечных результатах деятельности создает общественная собственность.

Файлы: 1 файл

Отношения собственности.docx

— 60.28 Кб (Скачать)

     20-й  век был историческим периодом  зарождения, расцвета и заката  нового типа общества, называемого  социалистическим. Однако изложенные  выше представления об отношениях  собственности и в частности,  раскрытие принципиальной разницы  между государственной и общественной  собственностью и соответствующим  этим формам собственности строем  общества (отношениями собственности)  приводит к иным выводам. Они  позволяют утверждать о том,  что экономический строй, возникший на основе государственной собственности с момента рождения Советской власти и просуществовавший до своего логического конца – экономического и политического кризиса, не социализм по своим базисным признакам – отношениям собственности и классовому составу общества. Фактическим собственником общественного достояния был слой общества, обладавший правами реального собственника – партийно-хозяйственная номенклатура. Она и составляла класс собственников, противостоящий классу остальных трудящихся.

       Ни в одной из стран социалистического  содружества не существовало  комплекса правовых положений  в части отношений собственности,  формировавших именно общественную  собственность на средства производства. Значит, подлинно социалистического общества пока не существовало в мире. Наоборот, везде в результате социальных преобразований, называемых социалистическими, возникал строй общества, базирующийся на государственно-монополистической собственности. Характер распределения общественного продукта, связанный с марксистской идеологией, служил ему социалистической маскировкой. Маска была сброшена, когда власть партийно-номенклатурного слоя общества оказалась под серьезной угрозой. Она предала социалистические идеалы, приняла решение по отчуждению общественной собственности (разгосударствлению и приватизации), доказав тем самым, кто был действительным собственником общественного достояния. И никто не смог этому воспрепятствовать.

     Иногда  строй общества, основанный на  государственно-монополистической  собственности, называют высшей стадией  капитализма, возникающей в результате процесса капиталистической концентрации капитала. Но такая стадия не может  возникнуть в рамках буржуазного  общества. И тому есть достаточно простое  объяснение. Капиталистические монополии  могут существовать при непременном  условии одновременного присутствия  немонополизированного сектора  экономики. А значит, концентрация капитала имеет естественные пределы.  В  большинстве капиталистических  стран принято антимонопольное  законодательство, обеспечивающее сохранение класса мелких и средних частных  собственников. Известно также, что  буржуазная "демократия" есть форма  диктатуры класса частных собственников, которые вряд ли могут додуматься до самоуничтожения путем передачи своего имущества государству. Поэтому  государственно-монополистический  строй может возникнуть только в  рамках антибуржуазной революции под руководством партии социалистической ориентации, в результате которой верхушка партии получает власть и преобразовывается в партийно-хозяйственную номенклатуру (в силу недостаточного осмысления сути общественной собственности).

     Общественный  строй подлинно социалистического  типа не может возникнуть стихийно. Обязательным условием его выстраивания служит знание большинством граждан  изложенных выше положений и включение  их в нормы права, охраняемые государством. Отсутствие этих знаний стало объективной  предпосылкой формирования в странах  социалистического содружества  социально-экономического строя общества, основанного на государственной (или  партийно-номенклатурной) собственности. Следовательно, общественный строй бывшего СССР и других стран социалистического содружества представляет собой не распознанную ранее специфическую общественно-экономическую формацию, основанную на государственно-монополистической форме собственности. Это значит также, что кризис "социалистического содружества" – это не кризис социализма и социалистической идеи, а кризис социально-экономической формации, высшей в сравнении с капитализмом, но еще не социалистической, а занимающей промежуточное положение между капитализмом и подлинным социализмом.  

     15. Что нужно для  превращения "реального  социализма" в  подлинный социализм?

     Изложенные  представления дают достаточно простые  рекомендации в части формирования нового общественного строя.

     1. Человек подлинно демократического (социалистического) общества должен понимать смысл частной собственности и принципиально отвергать возможность общественного паразитизма на ее основе. Он должен хорошо осознавать качественные различия между государственной и общественной собственностью, знать механизмы, исключающие возможность формирования из бюрократической верхушки властных чиновников класса реальных собственников общественной достояния. Эти механизмы должны быть четко прописаны в нормах конституционного права.

     2. Собственность  становится общественной, если функции  собственника, несущие признак фактического  собственника (см. разд. 5), сохраняются за обществом в целом.

     3. Право  контроля за характером использования объектов общественной собственности сохраняется за каждым взрослым членом общества. Контроль позволяет поставить государство на службу обществу, сделать саму власть подлинно демократической, организовывающей эффективное использование производственного потенциала общества в интересах общества, а не отдельных его социальных групп.

     4. Устанавливается  информационная открытость за  действием всех ветвей власти  и управленческих структур общества.

     5 Создаются условия для свободного и открытого обсуждения управленческих решений любых органов власти и управления общественной собственностью.

     6.  Разрабатываются и принимаются  меры административной, экономической  и уголовной ответственности  органов власти и лиц, решения  которых наносят ущерб интересам  общества.

     7. Устанавливаются  правила отмены вредных для  общества решений и восстановления  ситуации, существовавшей до их  принятия.

     8. Вводятся  механизмы  материальной  заинтересованности, обеспечивающие исключение нерациональных  затрат и поддержание сбалансированного   состояния  народного хозяйства  в условиях стабильных цен,  а также механизмы стимулирования  и объективной оценки результатов  творческой деятельности.

     9. Принимаются  механизмы оптимизации инвестиционной  деятельности и реализации предпринимательской  инициативы на социалистических  принципах, обеспечивающий внедрение в практику хозяйствования всех наиболее эффективных научно-технических достижений в рамках имеющихся инвестиционных ресурсов общества.

     10. Вводится механизм  рационального землепользования, природопользования и охраны окружающей среды, создающий преимущества внедрению безотходных технологий,  комплексной  переработку  природного сырья,  вложению средств в переработку отходов и восстановление естественного состояния природных комплексов;

     Все эти мероприятия можно было осуществить  в период горбачевской перестройки, но именно партийно-номенклатурный слой общества предпочел поменять "власть на собственность", а не на служение интересам соотечественников и  прогрессу общества.

     Аналогичные процессы прошли в большинстве других стран социалистической ориентации, знаменуя собой кризис мировой "социалистической" системы.   

     16. Заключительные соображения.

     К началу 21 века уровень материально-технического развития производительных сил развитых стран, включая Россию, стал достаточным, чтобы реализовать основную цель коммунистического общества - обеспечить всестороннее развитие каждого в  меру его природных способностей и благополучие общества в целом. Причем страны социалисти-ческого содружества, и СССР в первую очередь, находились на высшем формационном этапе социально-экономического развития и потому были в шаге от перехода к новому подлинно коммунистическому обществу. Содержанием этого шага было преобразование государственной собственности в подлинно общественную и применение уже известных механизмов хозяйствования, исключающих затратность и дефицитность экономики.

     Однако  партийно-номенклатурная верхушка общества не позволила ни сменить обанкротившихся  лидеров, ни тем более поставить  себя под контроль общества. К  тому же, она дала возможность осуществить  компанию деидеологизации общества, основным смыслом которой была дискредитация  марксизма, замена его на либерально-рыночную идеологию и исключение возможных  препятствий буржуазным преобразованиям  со стороны населения. Доведя страну до состояния коллапса, власть согласилась  с  внедренной к тому времени в  общественное сознание идеей о тупиковости социалистического строительства, совершила контрреволюционный переворот и тем самым прервала поступательное развитие общества. То же самое случилось в большинстве других стран с аналогичной социально-экономической системой. Таким образом, исторической практикой доказана антинародная и предательская сущность существовавшей партийно-номенклатурной власти.

     Преобразования  в строе общества, в его производственных отношениях происходят в результате сознательной деятельности людей. Специфика качественного перехода общества в новое, подлинно социалистическое формационное состояние - в новом качестве человека, в уровне его интеллектуального развития, который должен включать знания основных положений теории отношений общественной собственности. Чтобы стать реальными равноправными совладельцами национализированной собственности, люди должны вызреть до понимания сути отношениях общественной собственности, получить политическую власть и стать реальными контролерами характера использования объектов общественной собственности.

     Если  главным объективным препятствием переходу общества в новое подлинно социалистическое формационное состояние  стала ограниченность уровня развития человека в части его представлений  об отношениях собственности, то борьба за социалистические преобразования в  настоящее время носит характер борьбы за массовое овладение знаниями в данной области. Для этого необходимо, чтобы знаниями о содержании новой  формации овладели сначала партии и  общественные организации социалистической ориентации, а затем и большая  часть принимающих участие в  выборах представительных органов  власти граждан.

     Сегодня власть капитала в большинстве развитых стран представлена в форме "буржуазной демократии". И существует она только до тех пор, пока сохраняется возможность обманывать массы трудящихся, выдавая эту форму диктатуры буржуазии за народовластие. Именно поэтому ее основные усилия направлены на то, чтобы понизить качество образовательной системы вообще и вытравить из общественного сознания верные представления о паразитарном типе общества, основанного на частной собственности в первую очередь. В результате по качеству человеческого потенциала за годы реформ Россия скатилась с одного из первых мест в мире на уровень слаборазвитых стран третьего мира. Цель такой политики - сохранить массы граждан в состоянии общей недоразвитости и политэкономического невежества. В этих условиях они остаются легкой добычей буржуазной пропаганды, оказываются обманутыми и в результате собственноручно выбирают власть угнетателей и политических проходимцев.

     Однако  свалившиеся на головы людей ужасы  реального капитализма – безработица, обнищание большинства трудящихся, утрата социальных завоеваний, резкое сокращение продолжительности жизни  и численности населения, разрушение производственного потенциала, превращение  страны в сырьевой придаток капитализма, всесторонняя криминализация и нравственная деградация общества вынуждают большинство  трудящихся серьезно задумываться о  причинах случившегося. Варианты будущего очевидны: либо найти и устранить действительные причины срыва поступательного развития, либо вовсе исчезнуть с политической карты мира.

     Необходимые для перехода в подлинно социалистическое общество предпосылки в виде представленных выше положений о структуре и  формах общественной собственности, разработаны. Можно утверждать, что тем самым  созданы и условия для преодоления  идеологического кризиса социалистически  ориентированного содружества людей  начала 21 века, за которым последует  строительство прекрасного здания подлинно социалистического общества. Пожелаем же успеха всем, кто со знанием дела хочет совершенствовать общественное устройство и получить в итоге общество социальной справедливости.

Информация о работе Отношения собственности