Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 21:20, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть особенности развития и правового закрепления конституционного строя в РФ.
Задачи:
1. познакомиться с историей развития конституционного законодательства;
2. изучить особенности разработки и принятия действующей конституции РФ.
Введение 3
1. История становления конституционализма в России 5
1.1. Из истории развития конституционного законодательства в дореволюционной России 5
1.2. Конституции в СССР 7
2. Конституция 1993 года 10
2.1. Разработка проекта Конституции 10
2.2. Президентский проект Конституции 15
3. Октябрьский политический кризис 1993г. 18
3.1. Конфликт Президента и парламента 18
3.2. Принятие конституции 1993 года 21
Заключение 25
Глоссарий 27
Список использованных источников 30
Указ временно, до принятия Конституции, вводил в действие Положение о федеральных органах власти на переходный период, подготовленное на основе проекта Конституции, одобренного Конституционным совещанием 12 июля 1993 г. В действие также вводилось Положение о выборах депутатов Государственной Думы, разработанное народными депутатами и Конституционным совещанием. Выборы в Государственную Думу были назначены на 11 —12 декабря. Приостанавливалась деятельность Конституционного Суда. По существу, временно вводилось президентское правление. 22
Конституционный кризис немедленно перерос в конституционную войну. В первом пункте указа подчеркивалось, что Конституция, законодательство Российской Федерации и ее субъектов «продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему указу». Конституционному Суду было предложено не созывать заседаний до начала работы нового парламента страны. И все-таки в этот же день Конституционный Суд в одиннадцатом часу вечера собрался на экстренное заседание и девятью голосами против четырех принял решение о несоответствии и указа, и обращения президента к гражданам России нескольким статьям Конституции, что является основанием для отрешения его от должности «или приведения в действие иных специальных механизмов его ответственности в порядке статьи 121-10 или 121-6 Конституции Российской Федерации».23 Далее суд продолжил свою работу.
X Чрезвычайный съезд народных депутатов, который, судя по всему, не имел достаточного кворума для принятия тех решений, ради которых он и был созван. Президиум Верховного Совета объявил о немедленном прекращении полномочий Президента РФ Б. Н. Ельцина, полномочия Президента были переданы вице-президенту А. В. Руцкому. Были оформлены кадровые назначения в правительство, внесены дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Верховный Совет оценил действия Президента как государственный переворот Конституционный Суд, признав Указ Президента неконституционным, высказался за отрешение Президента от должности. Были отстранены старые и назначены новые руководители «силовых» министерств, а в Уголовный кодекс введена статья, карающая 1лоть до смертной казни) за антиконституционную деятельность, невыполнение решений высшего органа государственной власти и воспрепятствование его деятельности. Оппозиция находила основания для своих действий в Конституции, которую сама же приспособила к своим интересам, а Президент опирался на поддержку избирателей и субъектов Федерации, полагая, что противоречивая и устаревшая Конституция уже не может служить базой для разрешения разногласий двух ветвей власти. При таких подходах неудивительно, что каждая сторона конфликта рассматривала действия другой стороны как мятеж, государственный переворот. Конституционная законность, таким образом, была подорвана с двух сторон и утратила свою нейтральность.
Далее события приобретали все более драматический характер. 23 сентября 1993 г. боевики оппозиции предприняли попытку занять штаб Объединенных Вооруженных сил СНГ. 29 сентября Президент предъявил оставшимся в здании Верховного Совета ультиматум - покинуть здание до 4 октября. 2 октября Фронтом национального спасения и движением «Трудовая Москва» были организованы крупные демонстрации, вылившиеся в массовые беспорядки. Были построены первые баррикады.24
В ответ на эти действия Президент объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска. 4 октября начался обстрел Белого дома из танков и бронетранспортеров, в результате часть здания загорелась. Войска заняли Белый дом, а руководители парламента и мятежа Хасбулатов, Руцкой, Макашов и др. были арестованы. Около 150 человек погибло. Так завершилась самая короткая политическая и вооруженная схватка, напоминающая по характеру гражданскую войну. В ней первый выстрел сделала оппозиция, а армия после некоторого колебания выступила на стороне Президента, что решило исход кризиса в его пользу. Результатом провала мятежа было крушение власти Советов25.
Президентом был издан Указ о правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации от 7 октября 1993 г., который подтвердил действие на всей территории России законов и постановлений, принятых Верховным Советом и Съездом народных депутатов до 21 сентября 1993 г. Было установлено, что до начала работы Федерального Собрания правовое регулирование по вопросам, отнесенным к компетенции Съезда и Верховного Совета, осуществляется указами Президента. Другим Указом констатировалась невозможность деятельности Конституционного Суда, в связи с чем приостанавливался созыв его заседаний до принятия новой Конституции. Председатель Конституционного Суда сложил с себя полномочия, а вице-президент, несмотря на то что он был избран вместе с Президентом, был освобожден Президентом от должности. Президентом был принят ряд других мер по реформированию государственности26.
После
апрельского референдума 1993г. разработка
новой Конституции заметно
В июне-июле 1993 г. Конституционное совещание в основном завершило подготовку проекта Конституции. 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации была принята на всеобщем референдуме, страна обрела основной закон, который действует уже более десяти лет. Новая конституция ознаменовала общую демократизацию государственной власти, т.е. переход от тоталитарного государства-монополиста к государству, ограниченному в своей деятельности потребностями современного российского общества.
Конституция 1993 года не просто принята для «проформы», не просто закрепляет права и государственное устройство, Конституция РФ имеет верховную силу, непосредственно применяется судами. В тоже время многие конституционные принципы до сих пор являют собой «приглашение к борьбе», и не всегда используются субъектами конституционной системы.
Основной Закон РФ был и остается в целом надежным политико-правовым фундаментом, позволяющим успешно воздвигать в стране здание демократически-правовой государственности, формировать развитое гражданское общество, строить цивилизованную рыночную экономику, т.е. превращать Россию в благополучную, процветающую страну. 28
Для
того, чтобы твердо идти по пути дальнейшего
совершенствования
Эффективный конституционный механизм защиты прав человека уже создан. Он есть, хотя действует не всегда в меру заключенных в нем больших возможностей. Причиной тому, является нежелание (и неумение) очень многих граждан самим активно осуществлять и защищать в рамках Конституции РФ свои права и свободы. Не секрет, что большинство граждан уповает на то, что их собственные права и свободы будут воплощаться в жизнь без их личных усилий, стараниями одних только госслужащих, сторонних чиновников. Эффективность и результативность действия механизма защиты прав человека в первую очередь зависит от того, насколько энергично и умело пользуются им сами заинтересованные в том люди, насколько укрепились в них высокие качества гражданственности, ответственности за свою собственную судьбу и судьбу своей страны.
На современном этапе развития конституционализма в РФ принято абсолютное большинство законодательных актов (как конституционных законов, так и федеральных законов) логично дополняющих положения Конституции РФ: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;29 Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»;30 Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»;31 Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»(с изм. и доп. от 30 июня 2003 г.);32 Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (с изм. и доп. от 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.);33 Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.);34 Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000г. №3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации»(с изм. и доп. от 22 марта 2001 г.);35 Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»;36 Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г., 19 июня, 3 ноября 2004 г.);37 Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;38 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г.);39 Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.);40 Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»(с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г.)41и другие.
Опыт
действия Конституции РФ, ее динамическое
воздействие на правовую систему осложняется
факторами инкорпорации норм международного
и европейского права, регулирующих основные
права и свободы; столкновением консервативной
функции права и его преобразующей роли;
невысоким уровнем доверия со стороны
населения к конституционным принципам
и нормам; проблемами исполнения решений
судебных органов.
Конституция как правовой механизм поддерживается и осуществляется целой структурой правовых и государственных институтов, общественным правосознанием, конституционной теорией и правоприменительной практикой. У конституции, как справедливо считают многие ученые и практики, нет собственного механизма реализации; им, в сущности, является вся правовая система, все ее элементы и взаимосвязи между ними прямо или косвенно причастны к осуществлению конституционных норм и принципов.
Становление конституционализма – это становление верховенства конституции не только в государстве (государственных образованиях), но в народе, осознание верховенства конституции; наличие механизмов реализации конституционных положений; становление не формы конституции, а ее содержания. Становление конституционализма в любом государства – это достаточно долгий и непростой процесс.
Принятие Декларации о государственном суверенитете (12.06.1991 г.) стало для России отправным пунктом в строительстве новой государственности. Практическая же реализация поставленных целей столкнулась с рядом противодействующих факторов. Среди них можно выделить, с одной стороны, силы, заинтересованные в сохранении жесткого московского влияния, стремящиеся законсервировать отношения центра и регионов, с другой - все более активно стали заявлять о себе сторонники безграничной суверенизации в российских республиках, краях и областях.
Конституция РФ стала своеобразным очередным этапом реформирования государственных органов, провозгласив действие фундаментального принципа осуществления публичной власти - принципа разделения властей (ст. 10). Суть его в том, что различные виды деятельности по осуществлению государственной власти должны выполняться различными органами, взаимодействующими между собой. Соединение разнородных функций в одном органе неизбежно создает предпосылки для установления диктатуры. Вместе с тем принцип разделения властей не устраняет единства власти, так как речь идет о функциональном ее разграничении.
По
своей направленности на разграничение
сфер деятельности всех ветвей власти
Конституция РФ близка к конституциям
развитых демократических стран. Однако
мировой опыт показывает, что только
функционального разделения государственной
власти между самостоятельными государственными
органами недостаточно. В Основном законе
должны быть заложены как приоритеты ветвей
власти, так и взаимные ограничители. Такая
схема получила название системы сдержек
и противовесов. Статья 11 Конституции
РФ поручает осуществление государственной
власти на федеральном уровне исчерпывающему
перечню субъектов: Президенту, двухпалатному
Федеральному Собранию, правительству
и федеральным судам. Каждый из этих органов
является элементом единой системы государственных
органов.
Информация о работе Особенности развития и правового закрепления конституционного строя с России