Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 21:20, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть особенности развития и правового закрепления конституционного строя в РФ.
Задачи:
1. познакомиться с историей развития конституционного законодательства;
2. изучить особенности разработки и принятия действующей конституции РФ.
Введение 3
1. История становления конституционализма в России 5
1.1. Из истории развития конституционного законодательства в дореволюционной России 5
1.2. Конституции в СССР 7
2. Конституция 1993 года 10
2.1. Разработка проекта Конституции 10
2.2. Президентский проект Конституции 15
3. Октябрьский политический кризис 1993г. 18
3.1. Конфликт Президента и парламента 18
3.2. Принятие конституции 1993 года 21
Заключение 25
Глоссарий 27
Список использованных источников 30
Содержание
Конституционный строй представляет собой совокупность государственно-правовых связей, обусловленных необходимостью публичного признания и юридической защиты прав и свобод человека и гражданина. Ценность конституции предопределяется ее системообразующим началом, способностью к формализации первичных государственно-правовых связей. Конституционный строй выражает природу не любых, а только определенных государственных связей. Его содержание предопределяется фактором конституции как символа свободного государства.
Конституция - это, прежде всего, декларация независимости личности, хартия вольностей, билль о правах. Конституция в этом смысле не столько создается, сколько осознается, постигается человечеством в процессе государственной эволюции. Подобная конституция не связана государственным правом она означает преодоление государственной и правовой ограниченности. В этом смысле не всякий государственный строй есть одновременно конституционный, но лишь такой, который воплощает в себе конституционную идею, состоящую в равном праве для всех. Мы не можем признать наличие конституции, как символа свободного режима, в государстве, отрицающем права человека. Отсюда следует, что подлинно или собственно конституционный строй складывается только в государстве, признающем автономию личности, строящем свои отношения с ней на договорных началах.
Цель работы – рассмотреть особенности развития и правового закрепления конституционного строя в РФ.
Задачи:
1.
познакомиться с историей
2.
изучить особенности
Источниками для написания работы явились Конституция РФ и законодательство РФ о развитии конституционного строя в РФ. Современное представление о конституционном строе уподобляет его строю государственному. В этом есть своя закономерность. Конституционное государство сегодня воспринимается как естественное юридическое состояние людей, авторитарное же как искаженная форма государственного бытия, как политический пережиток.
В современных исследованиях мы обнаруживаем расширенное толкование конституционного строя и его компонентов. Современное представление о конституционном строе гораздо шире того, которое можно назвать ранним. Последнее под конституционным строем понимало только определенный способ государственного властвования, основанный на разделении властей и признании естественных прав человека. Подобное воззрение отражается в некоторых текущих высказываниях о конституционном строе. Так, в учебнике конституционного права России Е.И. Козловой и О. Е. Кутафина отмечается, что "наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. Конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено соединение государства и права." В одноименном учебнике М.В. Баглая и Б.Н. Габричидзе конституционный строй определяется как "порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией." Эти высказывания, во всяком случае, уже того понимания конституционного строя, которое законодатель вкладывает в содержании первой главы Конституции России, в них содержится ретроспективная оценка явления конституции, предопределившего особенности современного государственного устройства.
Государственное развитие России в течение длительного периода не сопровождалось принятием Основного закона страны, выдвижения принципа верховенства конституции. Идеи принятия основных законов, которые должны были отличать монархию от деспотии высказывались еще императрицей Екатериной II и деятелями из ее окружения. Идея такого проекта «конституции» сводилась к тому, чтобы повысить роль сената, «сократить» ряд законодательных полномочий монарха. В этих целях Екатерина II приглашала даже Дидро, не многие из идей которого были восприняты монархом.
Конституционные течения проявились в обществе, литературе и науке в начале 19 века. При этом существенное значение имеют западная переводная литература. В последующем, декабристы и ряд государственных деятелей (в частности – Сперанский, Новосильцев), подготавливая проекты конституции Российской империи основывались на Польской конституционной хартии 1815 года. В 1819 году государем Александром I было сделано поручение Новосильцеву составить проект «Уставной грамоты», фактически, основные начала конституции. Как отмечают исследователи, такой проект даже существовал, но государь скрывал его от своих министров. Интересно заметить, что в этот период государственного строительства Российской империи, принятие конституции многими государственными деятелями рассматривалась как международно-статусная необходимость. Во многих европейских странах конституции действовали (даже на территории Российской империи, как мы уже отмечали – в Польше), тем самым Россия как бы отставала от Европы всей, что играло существенное значение в ее международном статусе.1
Проекты конституции России разрабатываются Никитой Михайловичем Муравьевым (1824г.), Г.С. Батеньковыми (1826г.) и др.
В конце 19 - начале 20 века различными российскими учеными также разрабатываются проекты конституции Российской империи. Так, можно выделить «проект Русской Конституции» (Основной Государственный Устав Российской Империи), изданный в 1894 году в Лондоне Комитетом Фонда Вольной Русской Прессы; проект движения Освобождения, называемый «проект Геллерта (1904г.). Несмотря на революционность предложений, названные проекты были далеко не безупречны, т.к. например, не содержали положения о верховенстве конституции, а из текста проекта самой конституции можно лишь сделать вывод о верховенстве Императора.
В
условиях монархического государства
после государственных
Многие конституционные идеи 19-20 века остались так и не востребованы, в виду прихода к власти Советов. Советское государство пошло по своему пути развития идей конституции и конституционализма.
Первая Российская Конституция была принята в 1918 году. Как отмечал один разработчиков российской советской конституции П.Стучка, конституция представляет собой «организацию участия господствующего класса во власти».2 Конституция 1918г. воистину являлась выразительницею классовых отношений власти данного общества.
Первая Конституция РСФСР 1918г., ставшая de jure конституцией диктатуры пролетариата, закрепила классовую систему органов власти и управления, выборность органов снизу доверху, принцип многостепенности выборов.
Наряду с введением трудового ценза, основной закон содержал подробный перечень лиц, лишенных избирательных прав, - так называемых эксплуататоров трудового народа. Основной Закон РСФСР 1918г. вряд ли выполнял роль социального компромисса между различными политическими силами в обществе, интересами сословий — дворянства, купечества, зарождающейся буржуазии, рабочих, крупного, среднего и мелкого крестьянства. Им устанавливалась не демократическая, плюралистическая и легитимная власть, а, напротив, диктатура беднейшего населения, которая вызвала по отношению к себе вооруженное противостояние, гражданскую войну. Официально провозглашалось право государства на неправовые методы воздействия по отношению к любой оппозиции. Так, п.3 главы 2 раздела I закреплял основные задачи Советской власти, а именно «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком... беспощадное подавление эксплуататоров», и более конкретные: «...вооружение трудящихся ...и полное разоружение имущих классов».3
В конституциях РСФСР от 10 июля 1918 года и СССР от 6 июля 1923 года (в ред. от 31 января 1924г.), от 5 декабря 1936г., впервые закрепляются нормы о защите прав человека, чести и достоинства граждан, социальной защите всех граждан страны, вне зависимости от национальности, должностного и имущественного положения его членов, а также присутствует множество других самых наилучших гарантий и пожеланий для граждан государства. Современная историко-правовая мысль скептически относятся к «самым демократическим» конституциям того времени. Между тем, целый ряд задач, которые были поставлены в Конституции перед Советской властью, оказались выполненными (национализация собственности, ликвидация эксплуататоров, безграмотности и др.), поэтому вряд ли правильно рассматривать эту Конституцию как излишне декларативную. Получается, что Советские Конституции были декларативны «лишь» для большинства граждан и зарубежных государств. Некоторые лозунги первых конституций так и остались «на бумаге» прежде всего из-за своей изначальной нереальности.
Конституция СССР 1923г. (в ред.1924г.)4 стала вектором для национальных конституций автономных образований СССР, закрепила государственное устройство.
Конституция 1936г.5 – это апогей становления и закрепления Советской власти. И не только в идеологическом, но и экономическом плане. Как отмечают большинство исследователей, для своего времени Конституция СССР 1936г. была самой демократической конституцией в мире. Насколько ее положения были реализованы в государственной практике - другой вопрос. Конституции всегда в той или иной мере служат декларированным идеалом, ориентиром, и принятие именно тех, а не иных, деклараций, конечно, важно. В целом политическое развитие СССР после чрезвычайного периода Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства соответствовало ориентирам, заданным Конституцией 1936 г. - в рамках именно того типа общества, каким был СССР. На основе принятых конституционных норм в основном сложилась та система государственных органов и учреждений, которая просуществовала до 1989 г., то есть вплоть до формирования современной структуры власти.
Конституция СССР 1977г.6 – отражала в себе изменения прошедшие в обществе и государстве за период в сорок лет, в тоже время, как было закреплено в декларации ВС СССР «Конституция исходит из основных принципов и идей, выработанных предшествующими советскими Конституциями». В тоже время, конституция приобрела более детализированный характер. Конституция 1977 года была посвящена основам общественного строя и политики СССР, проблеме соотношения государства и личности, национально-государственному устройству страны, месту КПСС в государстве. Конституция закрепила ряд новых прав, например, право на жилище.
Все
советские конституции 1918-1977гг. упрочивали
и расширяли социально-
Несмотря на формальность многих положений советских конституций, именно в этих актах были заложены принципы прав человека, основы верховенства конституции, то есть предпосылки будущей российской конституции.
Советские конституции не регулировали принцип верховенства конституции, но закрепляли доктрину социалистической законности и обязывали государственные и общественные организации, должностных лиц соблюдать их положения, а также законы СССР и союзных республик, изданные в пределах их полномочий.
Итак,
с одной стороны в Советской
России попираются и лишь декларируются
конституционные права и
.
V Внеочередного съезда народных депутатов принял очередные изменения и дополнения к Конституции РСФСР.7 В то же время им был принят к сведению проект новой Конституции, разработанный Конституционной комиссией, которой придавался статус постоянно действующего органа. Ей поручалось совместно с Верховным Советом представить проект Конституции очередному съезду. На съезде состоялась ротация части состава Верховного Совета. Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном суверенитете" от 12 июня 1990 г. На I Съезде народных депутатов (22 июня 1990 г.) была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б. Н. Ельцин (тогда Председатель Верховного Совета РФ). 8.
Информация о работе Особенности развития и правового закрепления конституционного строя с России