Основы правового статуса личности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 12:24, контрольная работа

Краткое описание

Личность - это динамическая, относительно устойчивая целостная система интеллектуально-культурных, морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных способностях его сознания и деятельности. Личность представляет собой диалектическое единство общего социально-этического, особенного классового, национального и отдельно-индивидуального. В конкретно-исторических обстоятельствах личность выступает как целостность, которая задана определенной социальной системой. Личность - это действительность индивида, как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения. Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, отношениях между людьми.

Файлы: 1 файл

контрольная кп.docx

— 46.69 Кб (Скачать)

Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, а особенно бывшими гражданами СССР, которые в силу сложившейся в результате распада Союза геополитической ситуации вынужденно стали лицами без гражданства. Так, в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 14 Закона о гражданстве для лиц без гражданства, проживавших (проживающих) в государствах, ранее входивших в состав СССР, но не получивших гражданства этих государств, предусмотрен упрощенный порядок приема в гражданство РФ при наличии у таких лиц вида на жительство.

В целях недопущения возникновения случаев безгражданства Законом о гражданстве впервые введено правило о том, что выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин РФ не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (п. «в» ст. 20). Кроме того, законодатель стоит на защите прав несовершеннолетних граждан России. В ч. 2 ст. 24 Закона о гражданстве закреплено, что при прекращении гражданства РФ обоих родителей или единственного родителя гражданство ребенка прекращается только при условии, что этот ребенок не станет лицом без гражданства.7. Принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации (ст. 7 Закона о гражданстве) означает, что государство признает свои обязательства перед гражданином не только на своей территории, но и за ее пределами в силу экстерриториальной природы связи гражданина и государства. Российские органы государственной власти, дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ и действующим российским законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

8. Принцип допущения двойного  гражданства предусматривает субъективное  право российского гражданина  принадлежать не только Российскому  государству, но и другому (другим) государству (государствам). Лиц, имеющих  двойное гражданство, в настоящее  время принято называть бипатридами. В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона  о гражданстве гражданин Российской  Федерации, имеющий также иное  гражданство, рассматривается Российской  Федерацией только как гражданин  Российской Федерации, за исключением  случаев, предусмотренных международным  договором Российской Федерации  или федеральным законом. Кроме  того, приобретение гражданином  Российской Федерации иного гражданства  не влечет за собой прекращение  гражданства Российской Федерации.

Таким образом, допускается не само второе гражданство, а его юридические последствия. Дело в том, что второе гражданство может появиться у гражданина России помимо его воли или воли иных лиц, органов. Часто второе (множественное) гражданство становится следствием коллизий законодательства о гражданстве разных стран.

9. Принцип невосприимчивости  гражданства к изменениям семейного  статуса (ст. 8, 9 Закона о гражданстве). Российское государство исходит  из того, что не только изменение  места жительства, но и изменение  семейного статуса лица автоматически  не влияет на его положение  как гражданина РФ. Аналогичное  правило содержится в ст. 4 Европейской  конвенции о гражданстве. Во-первых, заключение или расторжение брака  гражданином России с лицом, не  принадлежащим к российскому  гражданству, не влечет за собой  изменение их гражданства. Во-вторых, изменение гражданства одним  из супругов не влечет за  собой изменения гражданства  другого супруга. В-третьих, расторжение  брака не влечет за собой  изменения гражданства родившихся  в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей. В-четвертых, гражданство ребенка не изменяется  при изменении гражданства его  родителей, лишенных родительских  прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Реализация прав и свобод в РФ

 

Принятие новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года было первым шагом на пути реализации прав и свобод граждан. В последующие года и в настоящее время перед нашим государством встали проблемы реализации гарантированных в ней прав и свобод на практике. Одного основного закона недостаточно для полноценной реализации прав и свобод граждан. С 1993 года были приняты еще несколько нормативных документов, регламентирующих этот процесс. Среди них можно отметить:

Также, в соответствии с «Декларацией прав и свобод человека и гражданина» осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права    для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Кроме того, до принятия  соответствующего закона РФ, нормы Указа Президиума ВС СССР от 28.07.88 г «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» на территории РФ применяются в части не противоречащей Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой ВС РФ 22 ноября 1991 года.

Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации, принятый Государственной Думой 7 июля 1995 года «О референдуме Российской Федерации».

Он определил референдум как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум - это высшее непосредственное выражение власти народа. Он проводится на всей территории РФ, на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Далее закон определяет право на участие в референдуме, выносимые на него вопросы, обстоятельства, исключающие проведение референдума, язык проведения референдума. Подробно расписан и вопрос о том, кто и как имеет право выносить вопросы на референдум. Так, согласно вышеназванному закону инициатива проведения референдума принадлежит:

  • Не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10 % из них;

  • Конституционному собранию в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции РФ.

Кроме того, закон устанавливает порядок подготовки к проведению референдума, в том числе:

  • Об организации Центральной комиссии по проведению референдума и ее полномочиях;

  • Порядок формирования и полномочия территориальной комиссии по проведению референдума;

  • Порядок формирования и полномочия участковой комиссии по проведению референдума,

  • Статус членов комиссии по проведению референдума;

  • Гласность в деятельности комиссии по проведению референдума;

  • Обжалование решений и действий комиссии по проведению референдума,

  • Составление списков граждан имеющих право участвовать в референдуме;

  • Финансовое обеспечение проведения референдума.

Таким образом, при составлении закона были учтены все нюансы, все подробности проведения всенародного референдума. Это же наблюдается и в четвертой главе закона, посвященной самому процессу голосования, где прописаны все моменты, от подготовки помещения к голосованию до подсчета голосов и оглашения итогов выборов11. В заключение закона помещена глава, устанавливающая ответственность за нарушение законодательства о референдуме Российской Федерации.

Рассмотрим кратко гарантии реализации основных политических прав и свобод граждан.

  • Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы (ст.30) – международные правовые документы и Конституция РФ закрепляет это право, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены в законах и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, защиты прав и свобод других лиц. Конкретизируется это право, и закрепляются гарантии на него  в  Федеральных законах  «Об общественных  объединениях» от 14 апреля 1995 г., «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях» от 12 января 1996 г., «о благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. Деятельность  этих организаций и объединений четко регламентируется и устанавливаются правовые гарантии их существования.

  • Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) – данное право принадлежит только гражданам РФ и регламентируется Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования». Осуществление данного права не должно нарушать права и свободы других лиц, должно соответствовать статье 55 КРФ. Незаконное воспрепятствование проведению данных мероприятий может быть обжаловано в суд.

  • Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право на равный доступ к государственной службе; право н участие в отправлении правосудия (ст. 32) – это право, принадлежащее только гражданам РФ. Оно соответствует правовым нормам международных документов и реализуется прежде всего в избирательном праве граждан – право избирать и быть избранными Для осуществления этого права необходим определенный статус личности  –  наличие дееспособности, достижение определенного возраста, состояние здоровья и т.д. – исходя из этих требований  могут возникать ограничения в осуществлении данных прав.  Еще одной гарантией осуществления этих политических прав является участие дееспособных граждан в референдуме («Закон о референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.). Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. раскрывает конституционное положение об участии граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных, народных, арбитражных заседателей.

  • Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33) – важное средство осуществления и охраны прав личности. Лично или через своего законного представителя любой гражданин может обратиться в государственные органы с ходатайством, жалобой заявлением. Рассмотрение обращений  граждан гарантируется. В случае нарушения прав и свобод любой может обратиться в суд, для обжалования незаконных действия, восстановления  прав и получения компенсации. Для каждого гражданина гарантируется право обращения в Конституционный суд   при нарушении конституционных прав и свобод.

Органы же внутренних дел РФ должны осуществлять необходимые мероприятия по охране общественного порядка при осуществлении гражданами указанного права, а также предупреждать и пресекать противоправные действия и обеспечивать привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством.

26 октября 1994 года Государственной  Думой был принят Федеральный  Закон РФ «Об основных гарантиях  избирательных прав граждан Российской  Федерации». В начале закона определены  его цели: гарантирование реализации  гражданами Российской Федерации  их конституционного права избирать  и быть избранными в органы  государственной власти и органы  местного самоуправления. Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

Этот закон определяет пределы своего действия, принципы участия граждан в выборах, устанавливает параметры всеобщего избирательного права достижение 18 лет, наличие гражданства Российской Федерации и т.п. Ст.ст. 5-7 регламентирует равное, прямое, избирательное право и тайное голосование. Далее устанавливаются гарантии избирательных прав граждан при составлении списков избирателей, образовании избирательных округов и избирательных участков, присутствуют статьи, определяющие вопросы, связанные с обеспечением избирательных прав граждан избирательными комиссиями, с выдвижением и регистрацией кандидатов, со статусом кандидатов и предвыборной агитацией и финансированием выборов, которые вызывают много спорных моментов в настоящее время, связанных с честностью и демократичностью тех избирательных компаний, которые разворачивают кандидаты в депутаты, пускаясь во все тяжкие, обеспокоенные одной лишь целью - победить на выборах. Далее закон устанавливает порядок проведения непосредственно самого голосования и подсчета голосов избирателей, а также установление результатов выборов и их опубликование. В предпоследней главе закона предусматривается и ответственность за нарушение избирательных прав граждан в соответствии с федеральным законодательством.

Информация о работе Основы правового статуса личности в России