Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 17:31, реферат
Основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон в целях создания правовых, социально-экономических условий реализации прав и законных интересов ребенка устанавливает основные гарантии этих прав и законных интересов. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Права ребенка также закреплены в Гражданском и Семейном кодексах РФ.
Многие дети по различным причинам становятся сиротами. Их судьбы всегда волновали общество. Действующее семейное законодательство предусматривает возможность воспитания детей-сирот в приемной семье. Такую семью могут создать муж и жена, у которых есть свои дети. Они берут в свою семью на воспитание сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению специалистов, в такой семье общее количество детей не должно быть более восьми человек. Возможность создать приемную семью предоставляется и бездетным родителям. Вместе с тем неполные семьи, в которых отсутствует один из родителей, не могут создавать приемную семью.
Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ, является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Общественные отношения, связанные с организацией и получением образования,
регулируются соответствующим законодательством:
Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I «Об образовании»,
законами и иными нормативными актами
субъектов Федерации в области образования.
Государство гарантирует возможность
получения образования независимо от
пола, расы, национальности, языка, происхождения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений и т.п. и обеспечивает всем гражданам
право на образование. Государство создает
и контролирует систему образования. Существуют
различные формы получения образования:
очная, очно-заочная (вечерняя), заочная,
форма семейного образования, самообразование,
экстернат. Право выбора конкретной формы
получения образования остается за гражданином.
Подавляющее большинство граждан России
получают образование в образовательных
учреждениях. Основные типы этих учреждений
предусмотрены законодательством об образовании
и включают в себя:
· дошкольные;
· общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
· учреждения начального профессионального образования;
· среднего профессионального образования;
· высшего профессионального образования;
· послевузовского профессионального образования и др.
Применительно к несовершеннолетним основными образовательными учреждениями являются общеобразовательные — начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Именно в них обучается подавляющее большинство детей. Практика показывает, что формы образовательных учебных заведений бывают самые разные: школы, гимназии, лицеи, колледжи и т.п. И все-таки основной формой образовательных учреждений для подавляющего большинства несовершеннолетних является общеобразовательная школа.
В соответствии с действующим законодательством
образовательные учреждения по своим
организационно-правовым формам могут
быть государственными, муниципальными,
негосударственными (частными учреждениями
общественных и религиозных организаций
и объединений).
В действительности большинство образовательных
учреждений в нашей стране являются муниципальными
и государственными, по названию органов,
которые их учредили. Именно учредители
(муниципалитет, государство) устанавливают
порядок приема граждан в образовательные
учреждения на ступени начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего
и начального профессионального образования.
Этот порядок должен обеспечить прием
всех граждан, которые проживают на закрепленной
территории и имеют право на получение
образования соответствующего уровня.
Закон предписывает правило, в соответствии
с которым при приеме гражданина в образовательное
учреждение последнее обязано ознакомить
его и (или) его законных представителей
с уставом этого учреждения и другими
документами, которыми регулируется образовательный
процесс в данном учебном учреждении.
Другими словами, если родители пришли
с ребенком в школу, чтобы записать его,
их знакомство со школой должно начинаться
с прочтения ее устава и других документов,
а обязанность ознакомить с ними лежит
на администрации школы. Те же действия
администрация школы должна осуществлять
и в случае, когда в школу для решения вопроса
о получении образования приходит несовершеннолетний
без родителей.
Ознакомление с уставом школы родителей и несовершеннолетних имеет большое значение еще и потому, что в соответствии с действующим законодательством об образовании такие вопросы, как возраст, с которого то или иное образовательное учреждение осуществляет прием граждан, продолжительность обучения несовершеннолетних на каждой ступени образования определяются именно уставом каждого образовательного учреждения.
Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское профессиональное образование можно получить в государственных и муниципальных образовательных учреждениях также бесплатно, но только на основе конкурса.
Однако условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных.
Вне конкурса в соответствии с действующим законом при успешной сдаче экзаменов принимаются дети-сироты, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях. В соответствии с действующим законодательством гражданам, поступающим в образовательные учреждения, предоставлена возможность обучения на родном языке. Язык, на котором ведется обучение в образовательном учреждении, указан в его уставе.
Основное общее образование и государственная аттестация (итоговая) являются обязательными для всех учащихся. Однако требование обязательности основного общего образования применительно к каждому конкретному обучающемуся (школьнику, гимназисту, лицеисту и т.п.) трансформируется таким образом, что сохраняет силу до достижения школьником, гимназистом, лицеистом и т.п. возраста 15 лет, если такое образование не было получено обучающимся ранее. Данное положение позволяет утверждать, что, если учащийся достиг возраста 15 лет и изъявил желание покинуть образовательное учреждение (школу, лицей, гимназию и т.п.), у администрации образовательного учреждения нет права его задерживать. И наоборот, если несовершеннолетний не получил основного общего образования и ему не исполнилось 15 лет, то, несмотря на его желание при отсутствии веских оснований, указанных в законе, администрация школы не вправе исключить его.
В то же время законом установлен предельный возраст (18 лет) обучающихся для получения основного общего образования во всех типах образовательных учреждений по очной форме обучения. Каждый учащийся любого типа образовательного учреждения имеет соответствующие права и обязанности, что должно быть закреплено в Уставе учебного заведения. Анализ уставов многих образовательных учреждений показывает, что в них чаще всего закреплены следующие права учащихся:
· право на защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности;
· право на объективную оценку в соответствии со знаниями, умениями и навыками;
· право учащихся принимать участие в управлении учебным заведением через выборные органы (например, через участие в совете школы).
В школах, гимназиях, лицеях и т.п. могут создаваться на добровольной основе органы ученического самоуправления, различного рода ученические организации, которые допускаются к заседаниям органов управления образовательного учреждения при обсуждении вопросов, касающихся интересов учащихся. Наряду с предоставлением конкретных правомочий учащимся уставы образовательных учреждений содержат и перечень обязанностей, возлагаемых на несовершеннолетних. Так, учащиеся должны (обязаны) соблюдать правила для учащихся, которые должны быть разработаны в каждом образовательном учреждении и приняты его органом управления (например, советом школы). Учащиеся обязаны:
· подчиняться требованиям педагогов;
· заботиться о младших;
· соблюдать правила гигиены, иметь аккуратный вид;
· поддерживать чистоту в классах, в других помещениях;
· бережно относиться к имуществу образовательного учреждения.
Более того, практически все уставы содержат положения, в соответствии с которыми учащимся запрещается совершать определенные действия. Например, учащимся школ, гимназий, лицеев и т.д. запрещается:
· приносить, передавать или употреблять в школе спиртные напитки, токсические, наркотические вещества и оружие, табачные изделия;
· использовать любые средства, которые могут привести к взрывам и возгораниям;
· применять физическую силу для выяснения отношений;
· применять психическое насилие (например, в форме различного вида угроз);
· заниматься вымогательством, а также осуществлять любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих (толкать, бить кого-либо или бросать в кого-то предметы и т.п.).
Практически все образовательные учреждения содержат в своих уставах положения, запрещающие сквернословить в учебных учреждениях, а также пропускать обязательные занятия в учебном учреждении без уважительной причины.
За неисполнение без уважительных причин обязанностей, о которых сказано выше, а также за нарушение норм запретов к учащимся могут быть применены дисциплинарные меры воздействия, также указанные в уставах образовательных учреждений. Чаще всего в уставах к мерам дисциплинарного воздействия относят:
· объявление выговора;
· возложение обязанности возместить вред или принести публичное извинение;
· вызов родителей (законных представителей) на собеседование;
· исключение из образовательного учреждения (это самое строгое взыскание).
В соответствии с действующим законодательством исключить несовершеннолетнего из образовательного учреждения возможно за совершение противоправных действий и за грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения.
Однако если такие нарушения допускают учащиеся, которым к моменту совершения нарушений не исполнилось 14 лет, исключить их из образовательного учреждения нельзя. Говоря о возможности исключения за совершение противоправных действий, закон предусматривает прежде всего совершение учащимися преступлений. По общему правилу к уголовной ответственности может быть привлечено лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста. Вместе с тем Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ) предусматривает случаи, когда уголовная ответственность наступает с 14-летнего возраста. Четырнадцатилетние подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, кражу, грабеж, разбой, вымогательство и другие деяния (перечень изложен в ч. 2 ст. 20 УК РФ).
Под противоправным действием можно рассматривать и совершение учащимся образовательного учреждения административного правонарушения. Согласно ст. 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Названный Кодекс определяет перечень правонарушений, ответственность за совершение которых наступает с 16-летнего возраста:
· мелкое хищение государственного или общественного имущества;
· нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения; управление транспортными средствами лицами, не имеющими на это права; мелкое хулиганство;
· злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции.
Общественная опасность административных правонарушений, субъектом которых может быть учащийся образовательного учреждения, неодинакова. Поэтому вряд ли можно однозначно говорить о том, что в случае совершения любого административного правонарушения учащегося нужно автоматически исключать из учебного учреждения. В каждом конкретном случае совершения учащимся административного правонарушения необходимо разбираться и лишь после глубокого анализа случившегося принимать решение.
Другими основаниями для исключения учащихся из образовательных учреждений являются грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения. Здесь имеется в виду прежде всего нарушение учащимися своих обязанностей, а также запретов, содержащихся в уставе образовательного учреждения. Любой из запретов (например, приносить спиртные напитки, заниматься вымогательством и т.п.) можно рассматривать в качестве грубого нарушения устава образовательного учреждения, а следовательно, и в качестве основания для исключения из него учащегося.
Неоднократность совершения какого-либо действия подразумевает его совершение два и более раза. Согласно действующему законодательству решение об исключении учащегося из образовательного учреждения принимает орган управления образовательного учреждения (на практике этим органом чаще всего является педагогический совет школы, гимназии, лицея и т.п.). Образовательное учреждение обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления (местные администрации) об исключении учащегося. Это делается для того, чтобы органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного несовершеннолетнего в месячный срок могли принять меры по его трудоустройству или продолжению обучения в другом образовательном учреждении. Говоря о правах несовершеннолетних в сфере образования, мы в основном анализировали их применительно к начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию. Вместе с тем законодательство предусматривает и дополнительное образование, включающее в себя дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги. Реализация этих программ и услуг осуществляется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
Информация о работе Основные гарантии прав и законных интересов детей