Некоммерческие организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 07:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение и подробное рассмотрение некоммерческих организаций, их основных правовых форм, а также создание, реорганизация и ликвидация организаций «третьего сектора».
Для выполнения поставленной цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить законодательные акты РФ, регулирующие вопросы создания предприятий, понять различие между этими организациями,
• проанализировать и систематизировать, рассмотренные материалы, отразить их в соответственных разделах данной курсовой работы;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 5
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ 10
2.1. Потребительский кооператив 10
2.2. Общественные и религиозные организации 14
2.3. Фонды 22
2.4. Учреждения 24
2.5. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) 26
2.6. Некоммерческое партнерство 27
2.7. Автономная некоммерческая организация 29
3. РЕГИСТРАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 31
4. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 35
5. МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ СТРУКТУР 39
5.1. Доход некоммерческой организации и его структура 41
5.2. Состав расходов некоммерческой организации 47
5.3. Налогообложение некоммерческих организаций 49
6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57

Файлы: 1 файл

Некоммерческие организации - копия.docx

— 89.86 Кб (Скачать)
  • заявление о регистрации;
  • список учредителей религиозной организации;
  • устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);
  • документ, подтверждающий место нахождения руководящего органа (юридический адрес) создаваемой религиозной организации;
  • нотариально удостоверенные копии устава и свидетельства о государственной регистрации учредителя (учредителей);
  • соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей).

При создании централизованной религиозной  организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее  чем трех местных религиозных  организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную  структуру религиозных организациях.

Заявление о государственной регистрации  религиозной организации, создаваемой  централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной  организацией, рассматривается в  месячный срок со дня представления  всех предусмотренных настоящей  статьей документов. В иных случаях регистрирующий орган вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Изменения и дополнения, внесенные  в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации  в порядке, предусмотренном для  регистрации религиозных организаций, и вступают в силу для третьих  лиц со дня государственной регистрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ  ОРГАНИЗАЦИЙ

 

В собственности некоммерческих организаций  может находиться любое имущество. Некоммерческая организация может  иметь в собственности или  в оперативном управлении: здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги, земельные участки, другие объекты  собственности8.

В странах рыночной экономики некоммерческие организации в зависимости от формы собственности могут быть подразделены на государственные, муниципальные  и частные организации.

К государственным некоммерческим организациям относятся организации, имущество которых принадлежит на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), ее субъектам — республикам, краям, областям и т. д. (собственность субъекта Российской Федерации). К государственным некоммерческим организациям относятся органы государственного управления, крупнейшие образовательные, научные, медицинские, культурные, информационные центры, библиотеки, музеи.

Муниципальные некоммерческие организации включают общеобразовательные школы, детские сады, поликлиники, отделы социального обеспечения и др.

К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также муниципальным образованиям. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Государственные и муниципальные  некоммерческие организации имеют  свои преимущества и недостатки. К  первым относится центральное регулирование  процесса производства и распределения  с соответствующим выделением необходимых  ресурсов. Этим создаются предпосылки  равных возможностей в сфере потребления  общественных благ. Ко вторым — неизбежная ограниченность средств, направляемых государством на создание общественных благ, и особенно в переходной экономике, отсутствие экономических стимулов для эффективной работы, бюрократический  стиль управления и т.д.

К частным некоммерческим организациям относятся организации, основанные на различных формах негосударственной собственности, по отношению к ним часто используется термин «негосударственные некоммерческие организации».

Основные признаки негосударственных  некоммерческих организаций:

-добровольность образования;

-инновационный характер развития;

-экономия издержек производства  при высоком качестве конечных  результатов деятельности;

-эффективное использование возможной  прибыли.

Негосударственные некоммерческие организации, будучи основаны на частной форме  собственности, действуют в общественных интересах, обеспечивают доступ к общечеловеческим ценностям, отстаивают принцип плюрализма и равных возможностей для всех членов общества.

В социальной рыночной экономике на негосударственные некоммерческие структуры возлагаются функции, которые ранее традиционно выполнялись  государством. Это становится возможным  вследствие особого функционального  назначения такого рода организаций  в рыночной экономике, специфики  использования их прибыли. В результате некоммерческие организации, являясь  негосударственными, удовлетворяют прежде всего потребности в общественных благах. Они выражают не только личные, но и интересы общества в целом. В то же время, являясь негосударственными, они в процессе функционирования в большей мере следуют законам рынка, чем государственные организации. Это выражается в быстрой реакции на спрос, намерении представлять качественную продукцию, экономить издержки производства, вести активную разработку новых направлений деятельности и пр.

Функционирование негосударственных  некоммерческих организаций направлено не на замену создаваемых частным  бизнесом и государством экономических  благ. Их деятельность, напротив, расширяет  структуру общественных потребностей, создает возможности для дополнительного  альтернативного предоставления продуктов  потребителям. С этой точки зрения негосударственные некоммерческие организации способствуют усилению конкуренции между различными секторами  экономики, социализации экономики, что  положительно сказывается на социально-экономическом  развитии общества.

Подтверждение этому - успехи деятельности некоммерческих организаций, например, в США.9 Наибольшая активность работы некоммерческих организаций США наблюдается в деле охраны окружающей среды, обеспечении быта бездомных, улучшении условий жизни в труднодоступных местностях, медицинских исследованиях, организации образования за счет пожертвований в благотворительные фонды, создании и поддержании религиозных общин.

В России негосударственные некоммерческие организации возникли уже на рубеже XVIII—XIX веков. Наибольшее же их развитие приходится на конец XIX — начало XX веков. Второе свое рождение они отсчитывают с 1987—1990 годов. Особенно быстрый рост числа негосударственных некоммерческих организаций наблюдается в России с 1992 года. Таким образом, нынешний этап развития негосударственных некоммерческих организаций в нашей стране представляет в значительной мере возрождение былых российских традиций.

Практика показывает, что для  стран, переходящих к рынку, функционирование негосударственных некоммерческих организаций является даже более  важным, чем для развитых стран  рыночной экономики. Это объясняется  неразвитостью рыночных отношений, крайней ограниченностью ресурсов государства, сложностью социально-экономических  вопросов переходного периода. В  результате в этих странах негосударственным  некоммерческим организациям приходится частично решать задачи, традиционно  принадлежащие государству в  рыночной экономике10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ СТРУКТУР

 

Процесс функционирования организаций  некоммерческого сектора несколько  отличается от деятельности коммерческих организаций. По сравнению с последними деятельность некоммерческих организаций включает два уровня: основная и предпринимательская деятельность.

Основная деятельность некоммерческой организации — это деятельность, соответствующая целям, ради которых эта организация создана и которая предусмотрена ее учредительными документами. Некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности.

Ведение основной деятельности —  главная функция некоммерческой организации, цель, ради которой она  создается. Именно эта деятельность некоммерческой организации поддерживается и стимулируется государством посредством  предоставления льгот при уплате налогов, получении заказов и  др. Некоммерческие организации получают такого рода льготы от государства  в обмен на обязательства первых осуществлять основную деятельность, которая сводится в большинстве  случаев к реализации важнейших  социальных программ.

Следует отметить, что нацеленность некоммерческих организаций на ведение  основной деятельности вовсе не означает, что конечные результаты должны представляться потребителям бесплатно или по льготным ценам. В настоящее время многие некоммерческие организации, особенно в сфере здравоохранения, образования, культуры, предоставляют потребителям по рыночным ценам продукцию, которая  является результатом их основной деятельности.

В странах рыночной экономики некоммерческим организациям разрешается помимо основной деятельности заниматься предпринимательской деятельностью11. Посредством последней некоммерческие организации получают возможность заработать дополнительные денежные средства, которые в данный момент не могут быть предоставлены учредителями, участниками организации. Вместе с тем предпринимательская деятельность имеет несколько ограниченный характер.

Если смысл существования коммерческих организаций – приносить доход  ее владельцам, то для некоммерческой прибыль не самоцель, а лишь средство для реализации определенной миссии: сохранения культурного наследия, повышения  доступного образования, медицины и  т.д. Некоммерческая организация может  осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь постольку, поскольку  это служит достижению целей, ради которых  она создана. Главная задача заключается  в том, чтобы некоммерческая организация, занимаясь предпринимательской  деятельностью, не отклонялась от выполнения основной деятельности, направляла возможную  прибыль на выполнение уставных целей12.

Следующие виды предпринимательской  деятельности признаются соответствующими целям, ради которых создана некоммерческая организация:

-приносящее прибыль производство  товаров и услуг, которые отвечают  целям создания некоммерческой  организации;

-приобретение и реализация ценных  бумаг;

-реализация имущественных и  неимущественных прав;

-участие в хозяйственных обществах  и товариществах на вере в  качестве вкладчика.

Это далеко не исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Данный перечень может быть расширен как законом, так и учредительными документами  организации. Вместе с тем, законодательством ограничены права на осуществление рядом некоммерческих организаций предпринимательской деятельности непосредственно ими самими. Кроме того, законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, в том числе и предпринимательской, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов. Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень этих видов деятельности определяется федеральным законом13.

5.1. Доход некоммерческой организации и его структура

Некоммерческая организация для  ведения своей деятельности должна иметь определенный доход.14

Некоммерческие организации, в  отличие от коммерческих, при формировании дохода имеют право на широкое  использование таких источников финансирования, как: вступительные  и членские взносы, добровольные взносы и пожертвования, целевые поступления  от физических и юридических лиц  и др. Право привлекать дополнительные источники формирования дохода предоставляется  некоммерческим организациям в обмен  на обязательства создавать преимущественно  общественные блага, оказывать социальную поддержку, реализовывать профессиональные, любительские, общественные интересы отдельных групп населения, возможную прибыль не распределять между учредителями (участниками) некоммерческой организации (исключение составляют потребительские кооперативы).

Порядок поступления вступительных и регулярных взносов участников некоммерческой организации определяется учредительными документами либо решением ее органов управления.

Механизм регулярных поступлений от учредителей определяется учредительными документами некоммерческой организации. Если учредителем является государство, то средства поступают в некоммерческую организацию на основе нормативного финансирования. Нормативы формируются на таком уровне, чтобы некоммерческие организации имели возможность обеспечить возмещение эксплуатационных доходов, расширить материально-техническую базу, осуществить капитальный ремонт, произвести денежный расчет с работниками и др. Нормативное финансирование осуществляется на основе специальных расчетных показателей, которые наиболее полно отражают результаты функционирования той или иной некоммерческой организации. Например, в образовании одним из таких показателей является стоимость обучения одного учащегося в год. В то же время применение нормативного метода на практике не всегда позволяет выявить реальные потребности некоммерческих организаций и определить тенденции их развития. Иногда расчет нормативов ведется методом экстраполяции с поправкой на текущие возможности бюджета. Некоторые расходы некоммерческих организаций вовсе не удается пронормировать.15 Поэтому использование нормативного метода не всегда способствует достижению высоких качественных показателей, а иногда порождает затратные методы достижения конечных результатов.

В настоящее время в России значительная часть нормативов, на основе которых  осуществляется финансирование некоммерческих организаций, находится на достаточно низком уровне. В итоге они не имеют возможности в полной мере обеспечить инновационный характер развития.

Информация о работе Некоммерческие организации