Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:08, курсовая работа
Введение
Развитие гражданского общества в России в первую очередь связано с деятельностью некоммерческих организаций. Именно данные общественные структуры обеспечивают право граждан на диалог с властью, обращают внимание органов государственного и муниципального управления на проблемы населения в целом и отдельных его групп, развивают демократические принципы организации общества, помогают в решении социально-значимых проблем, оказывают населению общественные социальные услуги.
Введение Развитие гражданского общества в
России в первую очередь связано
с деятельностью некоммерческих
организаций. Именно данные общественные
структуры обеспечивают право граждан
на диалог с властью, обращают внимание
органов государственного и муниципального
управления на проблемы населения в
целом и отдельных его групп,
развивают демократические В настоящее время происходит изменение правового поля, регулирующего деятельность некоммерческих организаций. Прежде всего, это касается процедуры государственной регистрации некоммерческих организаций в качестве юридических лиц и осуществления государственного финансового контроля за их финансированием, в том числе из-за рубежа. Несмотря на свой социальный статус,
некоммерческие организации являются
хозяйствующими субъектами. Они имеют
в своем распоряжении и в собственности
имущество и денежные средства, совершают
гражданско-правовые сделки, принимают
на работу наемных работников, открывают
счета в коммерческих банках, участвуют
в перераспределении финансов. То
есть ведут активную экономическую
деятельность. Кроме того, многие из
некоммерческих организаций занимаются
предпринимательской Исходя из вышесказанного можно определить цели и задачи данной работы. Цель работы: – рассмотреть особенности финансовой сферы функционирования некоммерческих организаций, выявить специфику их финансовых отношений. Задачи работы: - более глубоко изучить - определить возможности - проанализировать формы
1. Некоммерческие организации в финансовой системе страны 1.1 Правовые основы Некоммерческие организации – это организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации Деятельность некоммерческих организаций регулируется законодательством РФ: 1. Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» 2. Федеральным законом от 8 августа
2001 года №129-ФЗ «О 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 4. Федеральный закон от 30 декабря
2006 г. №275-ФЗ «О порядке 5. Постановление Правительства
РФ от 15 апреля 2006 г. №212 «О мерах
по реализации отдельных 6. Приказ Минюста РФ от 19 декабря 2006 г. №372 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц» 7. Приказ Минюста РФ от 22 июня 2006 г. №222 «Об утверждении Порядка проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям)» 8. Приказ Минюста РФ от 1 августа
2008 г. №161 «Об утверждении формы
свидетельства о Федеральный закон «О некоммерческих
организациях» определяет правовое
положение, порядок создания, деятельности,
реорганизации и ликвидации некоммерческих
организаций как юридических
лиц, формирования и использования
имущества некоммерческих организаций,
права и обязанности их учредителей
(участников), основы управления некоммерческими
организациями и возможные Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» регулирует отношения, возникающие при сборе денежных средств на формирование целевого капитала некоммерческих организаций, формировании и расформировании целевого капитала некоммерческих организаций, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал некоммерческих организаций, использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал некоммерческих организаций, и предназначенных для финансирования уставной деятельности некоммерческих организаций, а также определяет особенности правового положения некоммерческих организаций, формирующих целевой капитал. Особенности формирования целевого капитала некоммерческих организаций за счет бюджетных средств и особенности доверительного управления им в этом случае могут устанавливаться иными федеральными законами. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с получением некоммерческими организациями пожертвований, а также с приносящей доход деятельностью некоммерческих организаций, если некоммерческие организации не формируют целевой капитал. Кроме того на основании Федерального закона «О некоммерческих организациях» на территории Российской Федерации могут действовать иностранные некоммерческие организации. Иностранная некоммерческая
неправительственная Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения – отделения, филиалы и представительства. 1.2 Формы некоммерческих организаций Некоммерческие организации Ø общественных или религиозных организаций (объединений); Ø общин коренных малочисленных народов Российской Федерации; Ø некоммерческих партнерств; Ø учреждений; Ø автономных некоммерческих организаций; Ø социальных, благотворительных и иных фондов; Ø ассоциаций и союзов; Ø в других формах, предусмотренных федеральными законами. Потребительскими кооперативами признаются добровольные объединения граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемые путем объединения его членами имущественных паевых взносов (ГК РФ, ст. 116). К данной позиции ОКОПФ относятся также потребительские общества. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (ГК РФ, ст. 117). Общественными движениями являются состоящие из участников и не имеющие членства массовые общественные объединения, преследующие социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 9). Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее – община малочисленных народов) признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. Фондами признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ГК РФ, ст. 118). Учреждениями признаются некоммерческие организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ГК РФ, ст. 120 в редакции ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений», ст. 3). Частными учреждениями признаются некоммерческие организации, созданные собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 9 в редакции ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений», ст. 4). Частные учреждения полностью или
частично финансируются собственником
их имущества и отвечают по своим
обязательствам, находящимися в их
распоряжении денежными средствами.
При недостаточности указанных
денежных средств субсидиарную ответственность
по обязательствам такого учреждения
несет собственник его Бюджетными учреждениями признаются учреждения, созданные соответственно Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации (государственные учреждения) или муниципальными образованиями (муниципальные учреждения). Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Бюджетные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества (ГК РФ, ст. 120 в редакции ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений», ст. 3). Автономными учреждениями признаются некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта. Автономные учреждения отвечают по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества (ФЗ «Об автономных учреждениях», ст. 2). Государственными корпорациями признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданные для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» от 8 июля 1999 г. №140-ФЗ, ст. 1). Органами общественной самодеятельности являются не имеющие членства общественные объединения, целью которых является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 12). Некоммерческими партнерствами признаются основанные на членстве некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами для содействия их членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 2, ст. 8). Автономными некоммерческими организациями признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 10). Объединениями юридических лиц (ассоциациями и союзами) являются некоммерческие организации, создаваемые путем объединения по договору между собой коммерческих организаций в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. К объединениям юридических лиц (ассоциациям и союзам) относятся также добровольные объединения общественных и иных некоммерческих организаций, в том числе учреждений. Объединениями крестьянских (фермерских) хозяйств признаются объединения крестьянских (фермерских) хозяйств в форме ассоциаций или союзов по территориальному и отраслевому признакам, созданные в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов (ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ст. 20). Под территориальными общественными самоуправлениями понимаются самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 27). Товариществами собственников жилья признаются некоммерческие организации, объединения собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (ЖК РФ, ст. 135). Садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими товариществами являются некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ст. 1). Прочими некоммерческими организациями признаются юридические лица, созданные в других формах, предусмотренных законом. К данной позиции ОКОПФ относятся
также отделения иностранных
некоммерческих неправительственных
организаций [11, ст. 2 в редакции Федерального
закона от 10 января 2006 г. №18-ФЗ «О внесении
изменений в некоторые 1.3 Порядок создания Согласно ст. 13 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться для: 1. достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей; 2. в целях охраны здоровья граждан; 3. развития физической культуры и спорта; 4. удовлетворения духовных и
иных нематериальных 5. защиты прав, законных интересов граждан и организаций; 6. разрешения споров и 7. оказания юридической помощи,
а также в иных целях, Некоммерческая организация Некоммерческая организация Решение о государственной регистрации
некоммерческой организации принимается
федеральным органом За государственную Формы документов, необходимых для
соответствующей Документы, необходимые для Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы: 1. заявление, подписанное 2. учредительные документы 3. решение о создании 4. сведения об учредителях в двух экземплярах; 5. документ об уплате 6. сведения об адресе (о месте
нахождения) постоянно действующего
органа некоммерческой 7. при использовании в 8. выписка из реестра Необходимым условием создания некоммерческой организации является наличие учредительных документов. Учредительными документами некоммерческих организаций являются [11, ст. 14]: – устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества), для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного учреждения и автономной некоммерческой организации; – учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза. Устав – это свод положений и правил, определяющих устройство, деятельность, права и обязанности юридического лица, утвержденный и зарегистрированный в установленном законом порядке. Устав определяет правовое положение юридического лица. Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор. В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Требования учредительных В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться: Ø наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму; Ø место нахождения некоммерческой организации; Ø порядок управления деятельностью; Ø предмет и цели деятельности; Ø сведения о филиалах и представительствах; Ø права и обязанности членов; Ø условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство); Ø источники формирования имущества некоммерческой организации; Ø порядок внесения изменений в учредительные документы; Ø порядок использования В учредительном договоре учредители
обязуются создать Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица. В составе учредителей могут быть: – только граждане (гражданин); – только юридические лица (юридическое лицо); - и граждане (гражданин), и юридические лица (юридическое лицо). Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Число учредителей некоммерческой
организации не ограничено, если иное
не установлено федеральным Некоммерческая организация
2. Деятельность некоммерческих организаций 2.1 Виды деятельности некоммерческих организаций При создании некоммерческой организации учредителями или участниками должны быть определены основной и дополнительные виды деятельности, отраженные в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности. Они определяются исходя из содержания тех целей, ради которых создана некоммерческая организация [11, ст. 24]. Некоммерческая организация Законодательством Российской Федерации
могут устанавливаться Отдельные виды деятельности могут
осуществляться некоммерческими организациями
только на основании специальных
разрешений (лицензий). Перечень этих видов
деятельности определяется законом. Лицензионные
виды деятельности осуществляются только
после получения лицензии в порядке,
установленном Лицензия представляет собой разрешение
(право) на осуществление предпринимателем
определенного вида деятельности на
указанных в ней условиях. Лицензируемые
виды деятельности обычно требуют специальных
знаний, являются сверхприбыльными, они
требуют более тщательного Условия лицензии включают, прежде всего,
количественные показатели, технические
параметры, временные, территориальные
и иные границы осуществления
лицензируемого вида деятельности. Другие
условия могут относиться к самому
юридическому лицу и содержать перечень
полномочий, составляющих его компетенцию
по осуществлению лицензируемого вида
деятельности. Иногда закон требует,
чтобы при осуществлении Некоторые виды деятельности, подлежащие лицензированию, перечислены в ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В указанный перечень включены те из них, которые относятся к авиационной и медицинской технике, шифровальным средствам, электронным цифровым подписям, средствам защиты и получения конфиденциальной информации, вооружению и военной технике, опасным производственным объектам, взрывчатым материалам, нефтегазовой, фармацевтической промышленности, перевозкам и транспорту, инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, аудиторской и иным видам деятельности. Другие виды деятельности, в частности, такие, как биржевая, банковская, нотариальная, страховая, телекоммуникационная, внешнеэкономическая, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, регулируются другими федеральными законами. Основными принципами осуществления лицензирования [12, 3 ст.] являются: – обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; – установление единого перечня
лицензируемых видов – установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации; – установление лицензионных требований
и условий положениями о – соблюдение законности при осуществлении лицензирования. При реорганизации некоммерческой организации законодательство не предусматривает возможности переоформления лицензии на новое юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации. Некоммерческие организации 1) производство товаров, 2) приобретение и реализация ценных бумаг; 3) реализация имущественных и неимущественных прав; 4) участие в хозяйственных Законодательством Российской Федерации
могут устанавливаться Некоммерческая организация Предпринимательская деятельность некоммерческих
организаций предполагает участие
организации в различных Некоммерческая организация В ходе осуществления экономической деятельности некоммерческие организации в пределах своей компетенции могут сотрудничать со всеми заинтересованными предприятиями, общественными и научными организациями, органами законодательной и исполнительной власти, зарубежными и международными организациями и иными юридическими и физическими лицами. Организация вправе самостоятельно определять
направления своей В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, некоммерческая организация может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы. 2.2 Имущество некоммерческих организаций Как гласит ст. 25 ФЗ «О некоммерческих
организациях» некоммерческая организация
может иметь в собственности
или в оперативном управлении
здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование,
инвентарь, денежные средства в рублях
и иностранной валюте, ценные бумаги
и иное имущество. Некоммерческая организация
может иметь земельные участки
в собственности или на ином праве
в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Федеральным
законом могут быть установлены
право некоммерческой организации
формировать в составе Некоммерческая организация Некоммерческие организации Некоммерческая организация не
вправе распределять полученную от занятия
предпринимательской 2.3 Источники формирования
имущества некоммерческих Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются [11, ст. 26]: · регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); · добровольные имущественные взносы и пожертвования; · выручка от реализации товаров, работ, услуг; · дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; · доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; · другие не запрещенные законом поступления. Законами могут Источниками формирования имущества государственной корпорации могут являться регулярные и (или) единовременные поступления (взносы) от юридических лиц, для которых обязанность осуществлять эти взносы определена федеральным законом. Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации. Поступления от учредителей (участников, членов) и порядок их внесения определяются учредительными документами конкретной некоммерческой организации. Регулярные взносы могут поступать либо в виде членских взносов в некоммерческих организациях, имеющих членство, либо в виде частичного или полного финансирования собственником созданного им учреждения. Единовременные поступления обычно вносятся учредителями (участниками) некоммерческой организации при ее создании или при вступлении в уже существующую организацию. Добровольные взносы осуществляются учредителями (участниками) помимо вступительных и регулярных взносов. Они могут носить целевой характер, если переданы на выполнение определенных проектов и программ. Но возможна и нецелевая передача имущества на осуществление уставной деятельности некоммерческой организации. Пожертвования отличаются от добровольных взносов тем, что поступают от любого лица, не являющегося учредителем (участником) некоммерческой организации. Пожертвования могут быть как целевыми, так и не предназначенными для определенных целей. В качестве пожертвований некоммерческой организации могут быть переданы различные вещи, ценные бумаги, а также денежные средства. Законодательство не содержит специальных
ограничений по видам имущества,
которое может быть пожертвовано
некоммерческой организации. Это имущество
должно использоваться только для целей,
обусловленных жертвователем. Некоммерческая
организация обязана вести Под безвозмездной помощью (содействием) понимаются средства, товары, работы или услуги, получаемые на безвозмездной основе в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) и не подлежащие полной или частичной продаже. Некоммерческая организация так же вправе осуществлять законную и культурно деятельность по сбору пожертвований, включая просьбы о пожертвованиях по телефону, по почте, по телевидению, и т.д., а также компании, лотереи, розыгрыши, и другие фандрайзинговые мероприятия. Лотереи, благотворительные балы, аукционы, и другие разовое мероприятия, осуществляемые в целях сбора средств для осуществления уставных целей деятельности некоммерческой организации. Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации. Доходы от предпринимательской
деятельности некоммерческой организации
наравне с другими · плата за аренду имущества; · проценты по вкладам в банках; · доход от реализации (отчуждения) имущества; · доходы от размещения рекламы на имуществе некоммерческой организации и т.п. Приведенный перечень источников формирования имущества не является исчерпывающим. Законодательство допускает поступление средств и из других источников, не запрещенных законом. Нормы специальных законов добавляют к уже названным поступлениям и такие, как: поступления из федерального бюджета; бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов; внебюджетных фондов; труд добровольцев (ст. 15 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»); доходы от проведения лотерей и аукционов (ст. 15 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ст. 31 ФЗ «Об общественных объединениях»). К другим, не запрещенным законом поступлениям некоммерческих организаций можно отнести и доходы от использования исключительных прав, и имущество ликвидированной некоммерческой организации, переданное ликвидационной комиссией некоммерческой организации, осуществляющей ту же деятельность [10, с. 15]. Хотелось бы напомнить, что учреждение
не вправе распоряжаться переданным
ему имуществом, например, сдавать
в аренду имущество, которым владеет
на праве оперативного управления.
Помимо всего вышесказанного некоммерческая
организация вправе учреждать хозяйственные
товарищества и общества, наделяя
их имущество. Таким образом, прибыль
(доход) пропорциональная вкладу некоммерческой
организации в уставной капитал
учрежденного ей хозяйственного товарищества
и общества поступает в ее собственность
и также является источников формирования
имущества. Согласно п. 1 ст. 9 Федерального
закона «О бухгалтерском учете» все
хозяйственные операции необходимо
оформлять оправдательными Некоммерческие организации При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
2.4 Целевой капитал Целевой капитал некоммерческой организации – сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации, переданная некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций. Доход от целевого капитала – доход от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, а также часть имущества, составляющего целевой капитал, определяемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, которые передаются получателям дохода от целевого капитала. Цели формирования целевого капитала и использования дохода от целевого капитала [12, ст. 3]: – использование средств в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки). Использование, распределение дохода от целевого капитала на иные цели не допускаются. Некоммерческая организация – собственник целевого капитала вправе использовать на административно-управленческие расходы, связанные с формированием целевого капитала и осуществлением деятельности, финансируемой за счет дохода от целевого капитала, не более 15 процентов суммы дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, или не более 10 процентов суммы дохода от целевого капитала, поступившего за отчетный год. Такими расходами являются, в частности, оплата аренды помещений, зданий и сооружений, расходы на приобретение основных средств и расходных материалов, расходы на проведение аудита, выплату заработной платы работникам некоммерческой организации, расходы на управление некоммерческой организацией или ее отдельными структурными подразделениями, расходы на приобретение услуг по управлению некоммерческой организацией или ее отдельными структурными подразделениями. Порядок формирования целевого капитала определяется ст. 4 ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Согласно закону, жертвователи передают в собственность некоммерческой организации на формирование целевого капитала денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте на основании договора пожертвования или завещания в соответствии с нормами гражданского законодательства о дарении или о наследовании с учетом особенностей. Договором пожертвования, заключенным между жертвователем и некоммерческой организацией, или завещанием может быть предусмотрена передача денежных средств как для формирования целевого капитала, так и для пополнения уже сформированного некоммерческой организацией целевого капитала в соответствии с условиями договора пожертвования или завещания. Если договором пожертвования не определены конкретное назначение и (или) цели использования дохода от целевого капитала, срок, на который формируется целевой капитал, а также если договором пожертвования со специализированной организацией не определены получатели дохода от целевого капитала, то конкретное назначение и (или) цели использования дохода от целевого капитала, срок, на который формируется целевой капитал, и получатели дохода от целевого капитала определяются советом по использованию целевого капитала некоммерческой организации, с которой заключен договор пожертвования, в порядке, определенном настоящим Федеральным законом и уставом некоммерческой организации. Если в завещании в качестве наследника денежных средств, предназначенных для формирования целевого капитала, определена конкретная некоммерческая организация, но не определены конкретное назначение и (или) цели использования дохода от целевого капитала, срок, на который формируется целевой капитал, а также если в качестве наследника определена специализированная организация, но не определены получатели дохода от целевого капитала, то конкретное назначение и (или) цели использования дохода от целевого капитала, срок, на который формируется целевой капитал, и получатели дохода от целевого капитала определяются советом по использованию целевого капитала некоммерческой организации, являющейся наследником по завещанию, в порядке, определенном Федеральным законом и уставом некоммерческой организации. Некоммерческая организация не вправе передавать на формирование своего целевого капитала (пополнение своего сформированного целевого капитала) собственные денежные средства. Минимальный срок, на который формируется целевой капитал, составляет 10 лет. Некоммерческая организация, формирующая целевой капитал, обязана создать совет по использованию целевого капитала [13, ст. 6]. До утверждения высшим органом управления некоммерческой организации численного и персонального состава совета по использованию целевого капитала некоммерческая организация не вправе передавать денежные средства в доверительное управление. Организация вправе осуществлять только определенные Правительством Российской Федерации виды платной деятельности [13, ст. 6]. Специализированная Некоммерческая организация Годовая бухгалтерская отчетность некоммерческой организации, связанная с формированием целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, подлежит ежегодному обязательному аудиту, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 миллионов рублей. Некоммерческая организация, сформировавшая несколько целевых капиталов, обязана вести бухгалтерский учет всех операций, связанных с получением денежных средств на формирование целевых капиталов, передачей денежных средств, составляющих целевые капиталы, в доверительное управление управляющей компании, а также с использованием, распределением доходов от целевых капиталов, по каждому целевому капиталу раздельно. Некоммерческая организация не
вправе пользоваться и распоряжаться
денежными средствами, полученными
на формирование целевого капитала (за
исключением их внесения на депозитные
счета в кредитных В течение двух месяцев со дня, когда сумма полученных некоммерческой организацией денежных средств на формирование целевого капитала составит 3 миллиона рублей, некоммерческая организация обязана передать денежные средства в доверительное управление управляющей компании. Со дня передачи таких денежных средств в доверительное управление управляющей компании целевой капитал считается сформированным. Если после передачи денежных средств в доверительное управление управляющей компании в пользу некоммерческой организации будут сделаны дополнительные пожертвования в виде денежных средств на формирование целевого капитала или на пополнение сформированного целевого капитала, такие денежные средства некоммерческая организация обязана передать в доверительное управление управляющей компании в течение 10 дней со дня их получения. Если в течение одного года со дня поступления на банковский счет некоммерческой организации первого пожертвования на формирование целевого капитала общая сумма поступивших пожертвований не превысит 3 миллиона рублей или если в течение этого срока не создан совет по использованию целевого капитала, некоммерческая организация не вправе передать указанные пожертвования в доверительное управление. В этом случае целевой капитал не формируется и некоммерческая организация до окончания финансового года, в котором истек срок формирования целевого капитала, обязана возвратить поступившие денежные средства жертвователю, если договором пожертвования не предусмотрено иное или если денежные средства получены некоммерческой организацией в порядке наследования. Требования, предъявляемые к получателю дохода от целевого капитала (ст. 7 ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций») сводятся к тому, что расходы получателя дохода от целевого капитала, финансируемые за счет дохода от целевого капитала, и расходы, финансируемые из других источников, подлежат раздельному бухгалтерскому учету. Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность не являющегося собственником целевого капитала получателя дохода от целевого капитала подлежат обязательному ежегодному аудиту в части использования дохода от целевого капитала, если размер финансирования этого получателя дохода от целевого капитала за счет дохода от целевого капитала в течение отчетного года составляет более 5 миллионов рублей.
3. Управление финансами некоммерческих организаций 3.1 Финансы и финансовые некоммерческий организация В условиях современной экономической системы деятельность некоммерческих организаций, как и любых других хозяйствующих субъектов, сопровождается формированием и расходованием денежных фондов, что обуславливает наличие финансов. Вся экономика страны может быть разделена на пять больших секторов (рис. 1.1).
Первый – это сектор нефинансовых корпораций. Он существует с целью производства товаров и оказания нефинансовых услуг, т.е. таких услуг, которые не связаны с распределением денежных средств (небанковских услуг). Второй – это сектор финансовых
корпораций, которые занимаются на
рынке предоставлением Третий – это сектор государственного управления, объединяющий все структуры, занимающиеся в качестве своего основного вида деятельности выполнением государственных функций. Четвертый – это сектор некоммерческих организаций, оказывающий услуги домохозяйствам и включающий в себя политические партии, религиозные объединения и другие общественные организации. Хотя их деятельность нельзя назвать производством услуг, вместе с тем их необходимо выделить в отдельный блок, так как они, не являясь субъектами учета сектора государственного управления, имеют определенные отношения с бюджетом. Пятый – это сектор так называемых домашних хозяйств, включающий в себя все население страны (группы физических лиц, проживающих совместно и полностью или частично объединяющие свои доходы для совместного потребления определенного вида товаров и услуг). В свою очередь, каждый их этих пяти секторов представляет собой объединение институциональных единиц. Институциональная единица – это структура, которая сама владеет своими активами, сама и от своего имени принимает обязательства, сама занимается экономической деятельностью и сама ведет операции с другими секторами экономики. Такое понимание современной Денежный характер отношений некоммерческих организаций обусловлен развитием товарно-денежных отношений и рыночной экономики. С этих позиций можно говорить о двойственности системы хозяйствования некоммерческих организаций. С одной стороны, получение прибыли
не является целью деятельности некоммерческих
организаций. Данная специфика проявляется
в возможности осуществлять общественную
деятельность с минимальными финансовыми
затратами, опираясь при этом на энтузиазм
и личные убеждения сторонников
некоммерческой организации. Приобретение
товарно-материальных и трудовых ресурсов,
необходимых для целей С другой стороны внешние условия
порождают потребность Финансы некоммерческих организаций – это социально-экономические отношения, имеющие денежный характер, возникающие по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств, связанных с осуществлением общественной деятельности некоммерческих организаций [10, с. 11]. Финансы некоммерческих организаций
в структуре финансовой системы
страны вместе с государственными и
муниципальными финансами образуют
сферу публичных финансов. Сектор
некоммерческих организаций включает
все институциональные единицы,
занятые оказанием нерыночных услуг,
предназначенных для Некоммерческие организации Финансы некоммерческих организаций
имеют ряд отличий от финансов
предприятий и организаций Особенности организации финансов
некоммерческих организаций как
самостоятельных хозяйствующих
субъектов определяются целевой
направленностью уставной деятельности,
порядком и источниками ее финансирования.
Взносы участников в некоммерческую
организацию являются добровольными.
Возможность ведения Некоммерческая организация не выплачивает вознаграждение членам высшего органа управления за выполнение возложенных на них функций кроме компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления. Как и другие хозяйствующие субъекты, некоммерческая организация ведет бухгалтерский (финансовый) учет, составляет бухгалтерскую и финансовую отчетность, производит налоговые платежи и другие отчисления, предусмотренные законодательством. По окончании финансового года высший орган управления некоммерческой организации отчитывается перед общим собранием учредителей, участников или членов о проделанной работе за год и исполнении бюджета доходов и расходов. Размеры и структура дохода некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе ее имущества, о расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации, в отличие от коммерческих организаций, не могут быть предметом коммерческой тайны. Финансы некоммерческих организаций и коммерческих организаций имеют различия по следующим направлениям: 1) формирование первоначального капитала (имущества и денежных средств); 2) процедура создания 3) порядок осуществления 4) реализация права 5) порядок распределения прибыли; 6) порядок управления 7) объем и порядок 8) порядок ликвидации Финансы коммерческих организаций
основываются на следующих принципах,
реализуемых через 1) самофинансирование; 2) самоокупаемость; 3) саморегулирование; 4) материальная и финансовая ответственность; 5) коммерческая тайна. Финансы некоммерческих организаций строятся на таких принципах, как: 1) внешнее финансирование (образование
денежных фондов за счет 2) целевой характер расходования
денежных фондов на основе
утвержденной сметы (бюджета 3) затратность, убыточность деятельности (отсутствие получения прибыли, отсутствие самоокупаемости); 4) открытость финансов, общественный
контроль, отсутствие коммерческой
тайны в деятельности 5) подотчетность лицу – 6) реализация общественных 7) моральная и социальная
Таблица 1. Особенности финансов различных видов некоммерческих организаций
Финансовые отношения 1) между некоммерческой 2) между некоммерческой 3) между некоммерческой 4) между некоммерческой 5) между некоммерческой 6) между некоммерческой 7) между некоммерческой 3.2 Гранты как источник
финансирования некоммерческих
организаций. Социальный заказ
для государственных и Государственный и муниципальный
грант как форма социального
взаимодействия (сотрудничества) государства
и неправительственных Активно развивающиеся институты
российского гражданского общества
побуждают государство к Благотворительные гранты – благотворительные пожертвования, носящие целевой характер и предоставляемые гражданами, а также юридическими лицами в денежной или натуральной форме (Федеральный закон от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Этот закон относит благотворительные гранты к источникам формирования имущества благотворительных организаций. Грантополучатель в общем случае обязан предоставить грантодателю отчет о целевом использовании предоставленных средств. При этом в ряде случаев приобретаемое за счет средств гранта имущество становится собственностью грантополучателя с момента приобретения. В ряде случаев приобретаемое за счет средств гранта имущество становится собственностью грантополучателя с момента утверждения грантодателем отчета о целевом использовании предоставленных средств. В виду того, что грант прочно вошел в практику взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления с неправительственными некоммерческими организациями, а также этих организаций между собой, российское гражданское законодательство остро нуждается в системной разработке правовых норм, позволяющих регулировать складывающиеся обязательственные правоотношения по передаче гранта [4]. Целями выделения гранта могут
быть осуществление конкретных программ
в области образования, науки, искусства,
культуры, охраны окружающей среды, защиты
прав и свобод человека и гражданина,
предусмотренных Формой гранта являются денежные средства или иное имущество, он предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основах, получатель гранта должен вести раздельный учет целевого использования гранта с обязательным предоставлением грантодателю отчета о таком использовании. В соответствии с правилами грантовых программ средства, выделенные в виде гранта, не могут быть использованы для извлечения личной прибыли, а также для покрытия старых долгов организации, творческих коллективов и частных лиц. Неправительственные некоммерческие организации являются специализированными профессиональными субъектами гражданского права в осуществлении ими деятельности, направленной на благо всего общества. В гражданском обороте они выступают от собственного имени. Получателем гранта является неправительственная
некоммерческая организация, созданная
для достижения общественных благ.
На сегодняшний день измерить вклад
неправительственных В законодательстве большинства западных государств предпочтение в оказании социальных услуг отдается именно добровольческим организациям, а не государственным структурам, оказывающие аналогичные услуги. Например, в Парламенте Великобритании в соответствии с принятыми в 90-х гг. XX в. актами о национальной службе здравоохранения и о муниципальном медицинском уходе функции добровольческих организаций и государственных структур в социальной сфере были четко разделены. Департаменты здравоохранения, а также социальные службы, которые являются государственными структурами, были признаны покупателями социальных услуг, а добровольческие организации, так называемый «независимый сектор» – их поставщиками. Теперь к полномочиям государственных структур относится только покупка от имени своих клиентов (граждан, проживающих на территории того или иного муниципалитета) социальных услуг у этих организаций. Правовым основанием взаимодействия государственных органов и «независимого сектора» в Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии являются специальные договоры, которые содержат принципы такого взаимодействия, устанавливают стандарты финансовой и бухгалтерской отчетности, а также предусматривают необходимость и пределы вмешательства государства во внутренние дела добровольческих организаций [4]. Накопленный в зарубежных странах
положительный опыт правового обеспечения
социального взаимодействия государства
и неправительственных Однако в российском законодательстве
под «социальным партнерством»
понимается, к сожалению, только «система
взаимоотношений между Вместе с тем целесообразность принятия федерального закона о социальном взаимодействии (сотрудничестве) государственных органов и неправительственных некоммерческих организаций обусловлена также ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которой в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации наряду с другими предметами совместного ведения находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации должно осуществляться согласно п. 2 ст. 76 Конституции РФ на основании федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Именно по причине отсутствия соответствующего федерального закона существенно затрудняется реализация договорных форм социального взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на региональном и местном уровнях [4]. Социальный заказ для Примером социального Некоммерческие организации Cоциальный заказ – система мероприятий, направленных на реализацию социальных программ федерального, регионального или местного значения и финансируемых за счет средств соответствующего бюджета. Проводимая политика государственных органов и органов местного самоуправления в социальной сфере отражается в принимаемых ими целевых программах. В ходе реализации таких программ уполномоченные органы государства или местного самоуправления могут объявлять о проведении конкурса на размещение социального заказа для государственных или муниципальных нужд. Итогом конкурса является заключение договора (контракта) о государственном заказе [8, с. 107]. Для неправительственных В настоящее время в действующем законодательстве прямо не предусмотрено государственное финансирование неправительственных некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций, которые предоставляют социальные услуги незащищенным слоям населения. Идея патернализма (т.е. системы дополнительных льгот и выплат) остается преобладающей в социальной политике российского государства, и это объективно связано, в первую очередь, с незрелостью институтов гражданского общества, их неготовностью к продуктивному взаимодействию с государственными органами, а также с отсутствием специального федерального закона, который детально регламентировал бы прозрачный и открытый правовой механизм проведения конкурса на размещение социального заказа среди неправительственных некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций и который исключал бы коррупционные начала, связанные с хищением и отмыванием денежных средств, предназначенных для оплаты оказания социальных услуг [5]. Необходимость и эффективность
такой формы взаимодействия государства
и некоммерческих организаций, как
социальный заказ на оказание социальных
услуг, доказан многолетней практикой
стран Запада, где деятельность подобных
организаций рассматривается 3.3 Государственное регулирование
деятельности некоммерческих Некоммерческая сфера Развитие рыночного хозяйства
и его функционирование не может
осуществляться без участия некоммерческих
организаций. Они способствуют решению
многих социально-экономических По данным Костромастата, число некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Костромской области на 1 января 2009 г. за истекший год составляет 416. Общее количество зарегистрированных некоммерческих организаций по состоянию на 31.12.2008 составляет 5234, что показывает высокую активность граждан в решении социальных задач по снижению уровня бедности, безработицы, преступности и других социальных проблем. Однако в настоящее время оценить вклад некоммерческих организаций в экономику страны достаточно сложно, так как отсутствуют соответствующие статистические показатели.
Рис. 2. Структура некоммерческих организаций, зарегистрированных в 2008 г. на территории Костромской области На аналогичный период прошлого года число зарегистрированных некоммерческих организаций за год составило 208. Таким образом, можно наглядно посмотреть динамику роста некоммерческих организаций. По данным Федеральной регистрационной службы число общественных объединений, политических партий и прочих некоммерческих организаций, зарегистрированных в России на 1 января 2008 г. составляет 128997, в т. ч. зарегистрировано в 2005 г. – 4998, в 2006 г. – 5096, в 2007 г. – 5718 организаций. Число зарегистрированных религиозных организаций за тот же период времени составляет 22866 [9, с. 65].
Рис. 3. Структура некоммерческих организаций, зарегистрированных в 2007 г. на территории Костромской области Анализируя данные, можно констатировать факт, что количество некоммерческих организаций в последние годы незначительно, но стабильно увеличивается, а следовательно становится понятно, что некоммерческие организации оказывают немаловажное влияние на развитие всей системы народно-хозяйственного комплекса. Вследствие этого появляется необходимость в государственном регулировании деятельности некоммерческих организаций. Деятельность некоммерческих организаций
в настоящее время К элементам системы контроля деятельности
негосударственных – законодательное и нормативное регулирование; – ревизию Федерального казначейства; – аудиторские проверки; – контроль со стороны финансирующих организаций. Одной из основных форм контроля деятельности
некоммерческих организаций на современном
этапе можно признать использование
их отчетности, которая составляется
как для государственных В настоящее время предусмотрены следующие формы отчетности (ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 32): – некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются Правительством РФ; – структурное подразделение Состав отчетности. Бухгалтерская отчетность. Состав бухгалтерской отчетности определен прежде всего ст. 13 Закона о бухгалтерском учете. Отчетность некоммерческой организации состоит: – из бухгалтерского баланса; – отчета о прибылях и убытках; – приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; – аудиторского заключения, подтверждающего
достоверность бухгалтерской – пояснительной записки. Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не ведущие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе (бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет о целевом использовании полученных средств). Налоговая отчетность. Помимо бухгалтерской отчетности некоммерческие организации сдают в налоговые органы налоговую отчетность в виде деклараций по уплачиваемым налогам. Порядок заполнения и сроки подачи деклараций установлены конкретно для каждого налога. Некоторые некоммерческие организации
с 2003 г. перешли на упрощенную систему
налогообложения и отказались от
ведения бухгалтерского учета методом
двойной записи. Следовательно, они
освобождены от составления годовой
бухгалтерской отчетности. В этих
случаях они могут представить
в налоговую инспекцию только
отчетность в виде декларации по налогу,
уплачиваемому в связи с Отчет по целевому проекту. Финансирующие (донорские) организации в основном интересуются исполнением профинансированных ими проектов. При составлении содержательного и финансового отчетов по целевому проекту следует учитывать нормы и правила, разработанные и предписанные донором. К донорским организациям, которые могут быть заинтересованы в пользовании отчетностью по целевым проектам и программам, относятся российские государственные учреждения (средства бюджетов любого уровня), коммерческие фирмы, негосударственные некоммерческие организации, правительства иностранных государств, зарубежные и международные благотворительные организации, в том числе фонды. Целями изучения донорскими организациями отчетности некоммерческих организаций могут быть: · оценка эффективности расходования целевых средств и реализации целевого проекта или программы; · определение соблюдения некоммерческой организацией специфических процедур или правил, которые предписаны финансирующей (донорской) организацией; · определение финансового В первых двух случаях доноров интересует следующая информация: · данные о ходе реализации целевого проекта или программы; · содержательные отчеты руководителя организации и (или) проекта; · финансовая отчетность НКО по целевому проекту или программе. В последнем случае доноры интересуются внешней финансовой (бухгалтерской) отчетностью организации. Особое место в составе По мнению М.В. Батуриной, далеко не
все формы отчетности помогают в
составлении мнения о деятельности
негосударственных Аудит. Дополнительным инструментом контроля является аудит финансовой отчетности некоммерческих организаций. В рамках изложенного по поводу содержательности финансовой отчетности некоммерческих организаций возникают вопросы, связанные и с целесообразностью проведения аудита этих организаций разработанными методами. В частности, М.В. Батурина, считает, что, поскольку жесткая отчетность некоммерческих организаций позволяет судить независимым пользователям как об отдельных программах и проектах некоммерческих организаций, так и о деятельности в целом, аудит для российских некоммерческих организаций является формальностью, так как система организации учета и представления отчетности имеет в себе необходимые механизмы внутреннего контроля [1]. Поэтому стоит вопрос о разработке
особых методов анализа, результаты
которых смогли бы дать представление
об уровне финансово-хозяйственной
деятельности некоммерческих организаций.
Финансовое состояние организации
может характеризоваться По мнению Е.А. Мизиковского и С.Г. Карпицкой, с учетом того, что во всем мире наличие и публичность аудиторского заключения, подтверждающего достоверность отчетности, способствуют увеличению доверия к экономическому субъекту, представляется целесообразным общественным объединениям проводить ежегодную аудиторскую проверку финансовых документов и состояния бухгалтерского учета с целью подтверждения достоверности их финансовой отчетности, а также ввести в практику обязательную публикацию аудиторского заключения и отчетности, включающей содержательные аспекты осуществляемой деятельности [6]. Заключение В последнее время роль некоммерческих организаций в социальном развитии общества возрастает. Увеличивается их общее число, все более разнообразными становятся их сферы деятельности, все большее количество людей входит в число их сторонников и активных участников. При анализе вопросов государственного
регулирования деятельности некоммерческих
организаций напрашивается Необходимо отметить, что в настоящее время требуется более научное осмысление требований, установленных действующим законодательством к некоммерческим организациям. Социальный характер некоммерческих
организаций обуславливает В настоящее время в России наблюдаются процессы в этом направлении. Хочется надеяться, что результатом преобразований станет усиление партнерских отношений между государством и гражданским обществом, для которых важна общая цель – повышение уровня жизни населения, оказание социально-культурных услуг, защита прав и свобод человека и гражданина. Необходимо отметить, что социальное
взаимодействие (сотрудничество) государства
и не правительственных Список литературы 1. Батурина М.В. Отчетность 2. Бодренкова Г.П. Реформы в России: роль «третьего сектора» // Социальное партнерство государственных органов и неправительственных организаций как фундаментальный принцип гражданского общества. М., 2000. – с. 149–150. 3. Братановский С.Н., Злобина Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (2-е издание исправленное и дополненное). – Система ГАРАНТ, 2006 г. 4. Кумаритова А.А. Государственные и муниципальные гранты: возникновение, становление и перспективы развития в российском гражданском прав // Журнал российского права. – 2008. – №7 5. Кумаритова А.А. Социальный заказ для государственных и муниципальных нужд как форма взаимодействия государства и неправительственных некоммерческих организаций //. Аудиторские ведомости – 2007. – №9. 6. Мизиковский Е.А., Карпицкая С.Г. Обязательный аудит общественных объединений // Аудиторские ведомости. –2007. – №9. 7. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм. ОК 028–99. 8. Рожков В.П. На пути к 9. Россия в цифрах. 2008: Крат. Стат. Сб. / Росстат – М., 2008. – 510 с. 10. Свищева В.А. Некоммерческие
организации: бухгалтерский 11. Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями) 12. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». 13. Федеральный закон от 30 декабря
2006 г. №275-ФЗ «О порядке |