Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:01, курсовая работа
Цель исследования заключается в раскрытии понятия, правовой природы, признаков и изучении организационно-правовых форм некоммерческих организаций.
В ходе написания курсовой работы нам необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие некоммерческой организации;
2. раскрыть правовую природу некоммерческих организаций;
3. выяснить основные признаки, условия возникновения и ликвидации некоммерческих организаций;
4. проанализировать организационно-правовые формы некоммерческих организаций.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Некоммерческие организации: понятие, признаки………………...5
2. Формы некоммерческих организаций……………………………..11
2.1 Общественные и религиозные организации……………………...12
2.2 Фонды………………………………………………………………..18
2.3 Государственная корпорация……………………………………....21
2.4 Некоммерческие партнерства……………………………………...22
2.5 Учреждения………………………………………………………….25
2.6 Автономная некоммерческая организация………………………..28
2.7 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) …………30
2.8 Потребительские кооперативы…………………………………….33
3. Отношения собственности некоммерческих организаций………...38
Заключение…………………………………………………………………42
Библиографический список…………………………………………….....44
Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
Особенности правового
положения государственной
Для создания государственной корпорации не требуется традиционных учредительных документов. В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться: наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации14.
Данный вид некоммерческой организации является новым для отечественного правопорядка. Он представляет собой объединение на корпоративных (членских) началах граждан и юридических лиц (в том числе коммерческих организаций), призванное содействовать своим членам в достижении некоммерческих задач путем осуществления предпринимательской деятельности. Главную особенность некоммерческого партнерства составляет возможность его участников получить при выходе из него или при ликвидации этой организации часть ее имущества, т.е. иметь прямые имущественные выгоды от участия в некоммерческой организации. Партнерство же получает тем самым возможность распределения части своего имущества между своими участниками, что тоже противоречит его статусу некоммерческой организации. Данная юридическая конструкция заимствована из зарубежного (американского) правопорядка (о чем свидетельствует и ее название - partnership) с сомнительной целью открытия более широких возможностей осуществления предпринимательской деятельности в форме некоммерческой организации15.
Некоммерческим партнерством признается основанное на членстве объединение граждан и юридических лиц, созданное ими для содействия своим членам в достижении некоммерческих целей путем осуществления предпринимательской деятельности (п. 1 и 2 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях).
Тем не менее Закон обязывает создавать в форме некоммерческого партнерства фондовые биржи .
Некоммерческое партнерство создается на основании решения его учредителей, утверждающих его устав. Кроме того, они могут (но не обязаны) заключить учредительный договор, становящийся в этом случае вторым учредительным документом партнерства (п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). В этих документах должны содержаться сведения о характере и целях деятельности партнерства (имеющего целевую правоспособность), условиях членства в нем, о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, об источниках формирования имущества и о порядке распределения его остатка после ликвидации партнерства. Число учредителей некоммерческого партнерства не ограничено, но партнерство во всяком случае не может быть создано одним лицом.
Высшим (волеобразующим) органом партнерства является общее собрание его членов, имеющее исключительную компетенцию. Возможно также создание в нем "постоянно действующего коллегиального органа" (типа наблюдательного совета). В партнерстве обязателен единоличный исполнительный (волеизъявляющий) орган, образуемый его высшим органом, а в случаях, предусмотренных уставом, возможно создание и коллегиального исполнительного органа (правления, директората и т.п.).
Партнерство становится собственником своего имущества. Оно вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую его уставным целям, и может создавать другие коммерческие и некоммерческие организации. Члены партнерства не отвечают по его обязательствам, как и партнерство не отвечает по обязательствам своих членов16.
Члены партнерства имеют право участвовать в управлении его делами и получать информацию о его деятельности, а также могут иметь иные права, предусмотренные его уставом. Они вправе свободно выйти из партнерства, получив при этом часть его имущества или его стоимость «в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов» (если иное не установлено законом или учредительными документами партнерства) (п. 3 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях). Часть остатка имущества (или его стоимости) пропорционально своим взносам они могут получить и при ликвидации партнерства (п. 2 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). По смыслу этих норм участники партнерства должны иметь определенную долю (обязательственное право требования) в имуществе партнерства или в его части, в соответствии с которой и должно осуществляться их право на участие в управлении делами партнерства.
Члены партнерства несут
предусмотренные его
Некоммерческое партнерство реорганизуется и ликвидируется по общим правилам гражданского законодательства. По единогласному решению учредителей оно может преобразоваться в общественную или религиозную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию (п. 1 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях).
Подобно фондам, учреждения не относятся к числу корпораций. Учреждения - единственная разновидность некоммерческих организаций, не являющихся собственниками своего имущества. Они финансируются их учредителями-собственниками, получая в силу этого ограниченное вещное право на предоставленное им имущество и достаточно узкие возможности самостоятельного участия в гражданских правоотношениях. Как и унитарные предприятия, они, в сущности, представляют собой остатки прежней экономической системы и в этом качестве не свойственны развитому товарному обороту. Однако опасность их участия в обороте для третьих лиц значительно смягчается правилом о неограниченной дополнительной ответственности собственника-учредителя по их долгам. Поэтому закон сохранил данную конструкцию не только для публичных собственников17.
Учреждением признается не
имеющая членства организация, созданная
и финансируемая собственником
в качестве субъекта ограниченного
вещного права под его
К числу учреждений относятся
органы государственной и
Учреждения создаются по решению соответствующего собственника (или уполномоченного им органа) либо нескольких собственников и действуют на основании утвержденного им и зарегистрированного устава или положения, а иногда - общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида (например, типового положения о вузе, примерного положения об учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость). В уставе учреждения собственник определяет его задачи и цели деятельности (поскольку учреждение как некоммерческая организация всегда имеет ограниченную, целевую правоспособность). Собственник-учредитель назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа. В некоторых видах учреждений могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые и аналогичные им советы).
Учреждение обычно финансируется собственником по смете, в которой строго фиксируются направления расходования и размер выделяемых ему собственником сумм. В связи с этим права учреждения на закрепленное за ним имущество собственника носят ограниченный характер и определяются непосредственно законом (ст. 296 ГК РФ), а отчуждение или иное распоряжение данным имуществом без согласия собственника невозможно (п. 1 ст. 298 ГК РФ). В силу этого участие учреждения в имущественном обороте обычно происходит в весьма узких пределах. Уставом или положением учреждению в рамках его специальной правоспособности может быть разрешено осуществление некоторых видов деятельности, приносящей доходы (т.е. предпринимательской). Эти последние, как и приобретенное за их счет имущество, остаются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения (п. 2 ст. 298 ГК РФ). Как правило, речь идет о возмездном предоставлении услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения (образовательных и научно-исследовательских, культурных и воспитательных, медицинских и спортивных и т.п.)18. Учреждение не вправе само создавать другие юридические лица, ибо это означало бы незаконное распоряжение имуществом собственника (если только речь не идет о доходах от разрешенной ему предпринимательской деятельности и приобретенном за счет этого имуществе, получающем особый правовой режим).
В отличие от всех других видов юридических лиц учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная ответственность их собственников-учредителей (п. 2 ст. 120 ГК РФ; п. 2 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях). Поэтому они не могут быть объявлены банкротами. Учреждение может быть реорганизовано, в том числе преобразовано в автономную некоммерческую организацию или в фонд, а также в хозяйственное общество (для государственных и муниципальных учреждений это допускается лишь в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации) (п. 2 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Ликвидация учреждения осуществляется по общим правилам гражданского законодательства, причем остаток имущества всегда поступает в собственность учредителя.
Автономные некоммерческие организации, как и некоммерческие партнерства, являются новым для нашего правопорядка видом юридических лиц. Они не относятся к числу корпораций, т.е. не имеют членства, и создаются на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг, прежде всего некоммерческого характера (в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, спорта и т.п.). От финансируемых собственниками учреждений такие организации отличаются наличием права собственности на переданное им учредителями имущество.
Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства организация, созданная на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг (в том числе некоммерческого характера) и являющаяся собственником своего имущества (п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).
В этой организационно-правовой форме могут функционировать частные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.п., преследующие не только предпринимательские цели. По сути, речь и идет об учреждениях, являющихся, однако, собственниками имеющегося у них имущества19.
Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть как физические, так и юридические лица, производящие взносы в ее имущество. Закон не исключает здесь единоличного учредительства. Учредительным документом такой организации является устав, а при наличии нескольких учредителей возможно и заключение между ними учредительного договора, выполняющего в этом случае роль второго учредительного документа (п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). В уставе должны быть указаны предмет и цели деятельности такой организации (сохраняющей целевую правоспособность), источники формирования и порядок использования ее имущества, состав и компетенция органов управления, направления использования остатка имущества после ее ликвидации.
В автономной некоммерческой организации создается коллегиальный высший (волеобразующий) орган (п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях), имеющий исключительную компетенцию. В него включаются как учредители (их представители), так и наемные работники этой организации, которые, однако, не могут составлять более одной трети от общего числа членов этого органа. Вопросы, не включенные в компетенцию высшего органа, решаются единоличным исполнительным органом данной организации (в соответствии с ее уставом может быть образован также и коллегиальный исполнительный орган).