Некоммерческие организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в раскрытии понятия, правовой природы, признаков и изучении организационно-правовых форм некоммерческих организаций.
В ходе написания курсовой работы нам необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие некоммерческой организации;
2. раскрыть правовую природу некоммерческих организаций;
3. выяснить основные признаки, условия возникновения и ликвидации некоммерческих организаций;
4. проанализировать организационно-правовые формы некоммерческих организаций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Некоммерческие организации: понятие, признаки………………...5
2. Формы некоммерческих организаций……………………………..11
2.1 Общественные и религиозные организации……………………...12
2.2 Фонды………………………………………………………………..18
2.3 Государственная корпорация……………………………………....21
2.4 Некоммерческие партнерства……………………………………...22
2.5 Учреждения………………………………………………………….25
2.6 Автономная некоммерческая организация………………………..28
2.7 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) …………30
2.8 Потребительские кооперативы…………………………………….33
3. Отношения собственности некоммерческих организаций………...38
Заключение…………………………………………………………………42
Библиографический список…………………………………………….....44

Файлы: 1 файл

Некоммерческие организации.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

Общественной  и религиозной организацией признается основанное на началах членства объединение граждан, созданное ими на базе общности нематериальных интересов для совместного удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, в том числе для совместного осуществления и защиты некоторых своих прав и интересов (п. 1 ст. 117 ГК РФ).

К числу общественных организаций относятся политические партии, профессиональные и творческие союзы, добровольные общества, другие аналогичные объединения граждан  по интересам и т.п. Следует иметь  в виду, что в крупных общественных (и религиозных) организациях (объединениях) юридическими лицами в соответствии с законом и их уставом могут признаваться как организации в целом, так и их отдельные (обычно территориальные) звенья. Например, юридическим лицом может являться как профсоюз в целом, так и его первичные (профсоюзные) организации. В этом качестве не вправе, однако, выступать советы, правления и иные руководящие органы таких организаций. Так, юридическим лицом согласно закону является не профком, а профсоюзная организация в целом8.

Общественные  организации создаются по инициативе не менее чем 3 граждан, а религиозные - в составе не менее 10 граждан. Закон  об общественных объединениях допускает  в число учредителей и участников общественных организаций юридические лица, но только те, которые сами являются общественными объединениями (ст. 6, ч. 2 ст. 8). Учредительным документом общественной или религиозной организации является ее устав, утвержденный учредителями и зарегистрированный в органах юстиции. В уставе общественной и религиозной организации помимо сведений, общих для всех юридических лиц, должны быть указаны цели ее деятельности, порядок вступления и выхода из организации, структура управления (органы этого юридического лица и их компетенция) и источники образования ее имущества. К числу указанных источников относятся вступительные и членские взносы участников, добровольные пожертвования и доходы от разрешенной законом и уставом предпринимательской деятельности (издательской, проведения выставок, лотерей и других общественно полезных мероприятий, продажи предметов символики и т.п.)9.

Общественные  и религиозные организации обладают целевой правоспособностью, а их участие в имущественном обороте  носит строго целевой характер. Поэтому  они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения своих уставных целей (исключающих распределение доходов между их участниками или работниками) и соответствующую этим целям (абз. 2 п. 1 ст. 117 ГК РФ; п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Вместе с тем они вправе выступать учредителями или участниками коммерческих организаций, на которые указанные ограничения не распространяются. По смыслу закона они, однако, должны выступать учредителями или участниками таких коммерческих организаций, деятельность которых тоже соответствует уставным задачам соответствующей общественной организации (а не только служит укреплению материальной базы ее деятельности). Полученные в результате этого доходы также должны идти на цели, предусмотренные уставом общественной (или религиозной) организации, и не могут распределяться между ее участниками или работниками (п. 3 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях). Для достижения своих уставных задач общественные организации могут создавать и другие некоммерческие организации. Общественные организации должны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества либо обеспечивать свободный доступ к таким сведениям (ст. 29 Закона об общественных объединениях), т.е. обязаны к публичному ведению своих имущественных дел.

Поскольку общественные и религиозные организации являются едиными и единственными собственниками принадлежащего им имущества, а их участники (члены) не получают в этом отношении никаких имущественных прав (п. 3 ст. 48, п. 2 ст. 117, п. 4 ст. 213 ГК РФ), складывающиеся внутри них членские (корпоративные) правоотношения носят чисто организационный, неимущественный характер. Никакой взаимной имущественной ответственности этих организаций и их членов не существует (п. 2 ст. 117 ГК РФ). Выход участника из организации не влечет для нее никаких имущественных последствий (обязанностей) и потому осуществляется беспрепятственно.

Участники общественных организаций имеют равные права  в управлении их делами, иначе говоря, каждый участник располагает одним  голосом при решении вопросов их деятельности. Они несут и равные обязанности, в том числе по уплате членских взносов (за нарушение которых могут быть исключены из организации в порядке, предусмотренном ее уставом). Однако, исключение члена из любой общественной организации является исключительной мерой, применяемой к ее члену в том случае, если все иные меры предпринимались и исчерпаны. Отчасти это подтверждается и правоприменительной практикой.

Так, например, Куйбышевский районный суд г. Санкт-Петербурга, удовлетворяя исковые требования гражданки П., незаконно исключенной из членов общественной организации «ЮрЛ1», пришел к выводу о том, что ответчик не располагал достаточными и убедительными основаниями считать, что П. грубо и систематически нарушает Устав «ЮрЛ1», не предпринимал иные меры воздействия к истице, которые исчерпаны, а потому применение исключительной меры воздействия в отношении истицы в виде исключения из членов «ЮрЛ1» преждевременно и недопустимо10.

Высшим (волеобразующим) органом общественной организации является ее съезд (конференция) или общее собрание участников, который избирает ее исполнительные (волеизъявляющие) органы и имеет исключительную компетенцию, определенную законом (абз. 4 п. 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях) и уставом. В общественных организациях из числа их членов обязательно избирается коллегиальный исполнительный орган (совет, президиум, правление и т.п.), руководитель которого является единоличным исполнительным органом организации. К компетенции исполнительных органов общественной организации относится решение всех вопросов, не составляющих исключительной компетенции ее высшего органа (п. 2 ст. 30 Закона о некоммерческих организациях). При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица общественной организации в совершении сделки от ее имени такая сделка подлежит предварительному одобрению ее коллегиального органа под страхом признания ее недействительной (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).

Общественные  и религиозные организации реорганизуются и ликвидируются по общим правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц (за исключением невозможного для них банкротства). Законодательство предусматривает как добровольную, так принудительную (по решению суда) ликвидацию общественных и религиозных организаций.

Так, правоприменительной  практике известны случаи, когда суд ликвидировал общественное объединение за несоответствие организационно-правовой формы законодательству и за неустранение в срок, установленный Министерством юстиции, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения. Опишем один из таких примеров.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассмотрела кассационную жалобу начальника Управления Министерства юстиции  Российской Федерации по Волгоградской области на решение Волгоградского областного суда от 01 августа 2011 г., которым отказано в удовлетворении заявления Управления Министерства юстиции к общественной организации - Общественное объединение "Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области" о ликвидации данного объединения, так как действующим законодательством такая форма самоорганизации казаков как национально-культурная автономия не предусмотрена, в связи с чем организации дважды предлагалось провести общее собрание, на котором решить вопрос о реорганизации национально-культурной автономии в казачье общество, либо о внесении изменений в устав в связи со сменой наименования.

 В установленный  срок и до момента суда организацией  предупреждения не исполнены, соответствующие документы в Управление юстиции не представлены, что является основанием для ликвидации. Ответчик с предъявленными требованиями не согласился и просил в их удовлетворении отказать.

 Суд не  учел, что правовые основы создания и функционирования национально-культурной автономии регулируются специальным законом ФЗ "О национально-культурной автономии", а деятельность российского казачества специальным законом - ФЗ "О государственной службе российского казачества, а так же пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. № 632 (в ред. от 30 апреля 2009 г.) "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества".

 Содержание  данных правовых норм свидетельствует о том, что формой самоорганизации казаков являются казачьи общества.

 Принимая  во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом  первой инстанции установлены  с достаточной полнотой, Судебная  коллегия с целью исправления  судебной ошибки, допущенной судом первой инстанции в применении норм материального права, находит возможным, отменить решение Волгоградского областного суда от 01 августа 2011 г. и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по нему новое решение об удовлетворении заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области к общественной организации - Общественное объединение "Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области" о ликвидации данного объединения11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Фонды.

 

Фонд относится  к числу некоммерческих организаций, не являющихся корпорациями, т.е. не имеет  членства. Фонды создаются для  материального обеспечения социально-культурной, благотворительной, образовательной  и иных общественно полезных видов деятельности, а потому их участие в гражданском обороте имеет строго целевой характер, подчиненный основным целям деятельности конкретного фонда. Необходимое для названных целей имущество аккумулируется в них с помощью добровольных пожертвований (взносов)12.

Фондом признается не имеющая членства организация, созданная  на основе добровольных имущественных  взносов учредителей в социально-культурных, благотворительных, образовательных  и иных общественно полезных (некоммерческих) целях (п. 1 ст. 118 ГК РФ; п. 1 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях).

Фонд является собственником имущества, переданного  ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких  прав на имущество фонда (п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК РФ). Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей.

Фонд создается  по решению его учредителей, утверждающих его устав как единственный учредительный  документ. В уставе фонда помимо общих для всех юридических лиц  сведений должны также содержаться сведения о целях его деятельности, об органах фонда и их компетенции, о порядке назначения и освобождения должностных лиц фонда (например, с согласия или утверждения попечительского совета) и о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Закон ограничивает возможности внесения изменений в устав фонда его исполнительными органами (ибо в ином случае открывается возможность изменения статуса фонда вопреки воле его учредителей). Такие изменения могут вноситься этими органами самостоятельно только в случаях, когда устав (утвержденный учредителями фонда) прямо разрешает это, а при отсутствии таких указаний - только по решению суда при наличии предусмотренных законом условий (п. 1 ст. 119 ГК РФ).

В качестве учредителей  фондов могут выступать как физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), так и публично-правовые образования. Учредитель может быть и единственным (единоличным). Важнейшей обязанностью учредителей является передача взноса в имущество (уставный капитал) фонда (хотя требования к минимальному размеру такого взноса, как и к минимальному размеру его уставного капитала (фонда), в законодательстве отсутствуют). Поэтому в роли учредителей фонда не могут выступать лица, которые только организуют его деятельность (а впоследствии обычно становятся его руководителями (должностными лицами) и начинают бесконтрольно распоряжаться собранным у иных лиц имуществом, как это нередко имело место при создании у нас первых благотворительных фондов). Учредители фонда обычно не участвуют в его деятельности и не обязаны это делать13.

Вместе с  тем учредители и другие участники  фонда вправе и должны контролировать соблюдение целевого характера использования  полученного фондом имущества. С  этой целью в фонде из числа  его учредителей (их представителей) либо также иных авторитетных в общественном мнении лиц должен быть создан попечительский совет (п. 4 ст. 118 ГК РФ; п. 3 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях), который, будучи его волеобразующим органом, осуществляет надзор за всей деятельностью фонда и его исполнительных органов и должностных лиц. В фонде образуются коллегиальный (правление, совет и т.п.) и единоличный (президент, председатель и т.д.) исполнительные (волеизъявляющие) органы, обычно назначаемые или утверждаемые учредителями или попечительским советом. При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица фонда в совершении сделки от его имени такая сделка подлежит предварительному одобрению попечительского совета фонда под страхом признания ее недействительной (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).

Как и общественная организация, фонд преследует в своей  деятельности исключительно общественно  полезные цели и ни при каких условиях не может распределять полученное имущество  между своими участниками (учредителями) или работниками. Поэтому он обязан законом к публичному ведению своих имущественных дел (абз. 2 п. 2 ст. 118 ГК РФ; абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях; п. 5 ст. 19 Закона о благотворительной деятельности). Наряду со взносами учредителей и другими пожертвованиями фонд вправе использовать для пополнения своего имущества результаты собственной предпринимательской деятельности. Последняя, однако, обязана непосредственно служить достижению целей фонда и полностью соответствовать им. Речь, следовательно, может идти лишь о тех же формах предпринимательства, которые разрешено осуществлять общественным организациям. На аналогичных условиях фондам разрешено создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Благотворительные фонды вправе создавать хозяйственные общества лишь в качестве «компаний одного лица», будучи их единственными учредителями и участниками (п. 4 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности). Для достижения своих уставных целей фонды могут создавать и другие некоммерческие организации.

 

 

 

 

 

    1. Государственная корпорация.

 

Государственной корпорацией  признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления  социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Информация о работе Некоммерческие организации