Местное самоуправление в России (КПРФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 17:40, реферат

Краткое описание

Демократизация государственного управления является основной предпосылкой развития местного самоуправления. Как известно, в ходе реформ многоукладная экономика, в целом, сформирована. В связи с этим развитие экономики и территорий в России главным образом сдерживается двумя факторами: недостаточным развитием местного самоуправления и отсутствием благоприятных условий хозяйствования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..стр.2


1. Краткая история развития самоуправления в России……..стр.3


2. Конституционные основы организации местного самоуправления в России………………………………………….стр.4


3. Цели и задачи местного самоуправления……………………стр.5


4. Правовая база местного самоуправления……………………стр.9


5. Структура органов местного самоуправления………………стр.10


6. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении……стр.14

7. Проблемы местного самоуправления в России………………..…….стр.21


Заключение………………………………………………………….стр.27


Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат кпрф .docx

— 66.68 Кб (Скачать)

Таким образом, обращения граждан в органы местного самоуправления, являясь одной из форм их участия в осуществлении  местного самоуправления, служат также гарантией защиты их прав и законных интересов. Умение местной власти работать с обращениями граждан, своевременно и компетентно реагировать на них является одним из важных критериев ее дееспособности, залогом успеха на очередных выборах.

7. Проблемы местного самоуправления в России

 

Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование  местного самоуправления на этапе реального  реформирования невозможно без детальной  разработки законодательного регулирования  всех аспектов общественных отношений  его деятельности. Для решения  вопросов местного значения необходима детальная правовая регламентация  общественных отношений, возникающих  в процессе осуществления местного самоуправления.

Эта регламентация  осуществляется с помощью муниципальных  норм. В российском законодательстве существует отдельная отрасль права  – Муниципальное право Российской Федерации, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие  в процессе организации местного самоуправления. Посредством норм муниципального права и на основе Конституции  РФ, федеральных законов и иных нормативных актов реализуются  важнейшие вопросы местного самоуправления: решение населением муниципальных  образований непосредственно, через  выборные и другие органы местного самоуправления, вопросов местного значения, а также вопросы реализации отдельных  государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления

Все отношения, возникающие в процессе организации  и действие местных органов управления, и призвано регулировать муниципальное  право. В частности оно регулирует:

- выбор населением  организационных форм самоуправления, его структуры, формирования соответствующих  органов;

- управление  муниципальной собственностью, хозяйством, формированием и исполнением  местного бюджета;

- осуществление  органами местного самоуправления  отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствие  с законодательными и правовыми  актами федеральных органов власти  и органов власти субъектов  федерации;

- реализацию  органами местного самоуправления  конституционного права на судебную  защиту, на компенсацию расходов, возникающих в связи с возложением  на них дополнительных расходов, а также в связи с неправомерными  действиями органов государственной  власти.

В России правовую основу местного самоуправления составляют нормативно- правовые акты, которые  с учетом различных уровней правового регулирования можно разделить на четыре основные группы:

Международные;

Федеральные;

Региональные;

Местные.

Несмотря на то, что общие принципы организации  и деятельности местного самоуправления установлены Конституцией Российской Федерации и имеют прямое действие, тем не менее они не реализованы  в полной мере.

До сох пор  мы сталкиваемся с фактами несоответствия Конституции Российской Федерации  законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства  Российской Федерации, правовых актов  органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Не инициируется процесс проведения в  соответствие с Конституцией и федеральных  законов, затрагивающих права местного самоуправления.

Проблемы местного самоуправления:

1. Не получил  до сих пор в законодательстве  адекватного решения вопрос местных  бюджетов.

Решение: настоятельной  необходимостью является внедрение  практики формирования бюджетов «снизу вверх», разграничение бюджетов и  источников их наполнения на основе чёткого  разграничения функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, создание региональных фондов поддержки территорий, обеспечение уровня закреплённых местных  бюджетов до 70% их доходной части, как  это вытекает из Федерального закона «Об основах бюджетных прав и  прав по формированию и использованию  внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной  власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, органов местного самоуправления», полная компенсация  органам местного самоуправления дополнительных расходов, связанных с установлением  органами государственной власти более  высоких социальных нормативные  и нормативов и введением повышенных цен и тарифов, разработка и внедрение  механизма возмещения ущерба, наносимого местному самоуправлению решениями  органов государственной власти.

2. Территориальная  организация местного самоуправления 

Решение: необходимо предпринять следующие меры, которые  бы способствовали реализации назначения органов местного самоуправления:

=> изменение  административно-территориального  устройства (деления), сложившегося  ещё в тридцатые годы и являющегося  сегодня тормозом развития местного  самоуправления.

=> Распространение  полномочий органов местного  самоуправления на территориях  всех без исключения городских  и сельских поселений;

=> Недопустимость  изменения границ территорий  местного самоуправления без  учёта волеизъявления населения  соответствующих территорий;

=> Установление  соподчинённости территорий местного  самоуправления как друг другу,  так и органам государственной  власти любого уровня;

=> Создание  механизма изменения границ территорий, в которых осуществляется Местное  самоуправление на основе волеизъявления  населения соответствующих территорий.

3. Финансовая  слабость местного самоуправления, разрыв между возлагаемыми на  него обязанностями и их ресурсным  обеспечением; невозможность по  финансовым соображениям выполнять  свои обязательства перед населением  подрывает авторитет местной  власти, зачастую дестабилизируя  обстановку на местах.

Решение: В настоящее  время правовые предпосылки для  формирования финансово-экономической  основы местного самоуправления имеются. Конституция РФ не только предусматривает  местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя России, но и определяет его  экономическую основу, закрепив в  качестве таковой особую, отдаленную от государственной, форму собственности - муниципальную собственность и  сформулировав фундаментальное  положение о праве муниципальных  образований иметь свой собственный  бюджет. Однако реальными возможностями  формирования своих бюджетов за счет собственных источников доходов  муниципальные образования, по-прежнему, не располагают, основная масса формирующих  доходы местных бюджетов поступлений  является финансовой помощью из бюджетов вышестоящего территориального уровня, имеет место несоответствие финансовых ресурсов исполняемым органами местного самоуправления функциями. Вследствие недостаточного финансирования органы власти на местах зачастую не справляются  с реализацией своих социальных обязательств.

4. Слабость гражданского  общества, низкий уровень общественной  активности, низкая правовая культура  населения, дефицит знаний о  сущности и возможностях самоуправления

Решение: Гражданское  общество и государство взаимодополняют  друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательное свободные граждане способны создавать  наиболее рациональные формы человеческого  общежития. Во-первых, нужно дать людям  возможность работать, не страдая  от неразумного, устаревшего законодательства, прежде всего налогового. Нужно ликвидировать  несправедливость и обеспечить равные условия доступа негосударственных  и государственных некоммерческих организаций на рынок социальных услуг, в том числе за счет государственного и муниципального заказа. Опираясь на лучшие международные образцы, России следует разработать специальный  налоговый режим для НКО и благотворительности, внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс. Принципиально важно создать прозрачные институты финансирования некоммерческих организаций, включая принятие специального федерального закона о фондах, обеспечить прозрачность и подотчетность деятельности НКО населению, благотворителям и спонсорам, органам государственной власти и местного самоуправления.

Во-вторых, нужно  выстроить механизмы привлечения  граждан к выработке социально-экономической  политики на всех уровнях, к принятию решений и контролю за их исполнением. Нам нужен цивилизованный закон  о лоббировании и продвижении  общественных интересов, соответствующие  модельные региональные и муниципальные  нормативно-правовые акты. Нужно развитие специализированного законодательства в области ювенальной юстиции  и других сферах взаимодействия правоохранительных органов и общественности. Нужны  механизмы, способствующие созданию системы  общественного контроля за деятельностью  бизнеса, в том числе за счет усиления защиты прав потребителей. Всемерной  поддержки заслуживают недавние инициативы российских компаний по внедрению  добровольной социальной отчетности на основе международных стандартов. Государству  имело бы смысл подать пример в  этой области, сделав такую отчетность обязательной для предприятий с  высокой долей своего участия  и естественных монополий. Ведь причина  трудностей в развитии гражданского общества, причина его незрелости не в том, что не «созрели» сами россияне, не в том, что они не готовы стать «ответственными за то, как нами управляют». Стоит –  как ни больно это для бюрократии – изменить эту систему в принципе, поставить ее на испытанные во множестве  стран рельсы, и развитие гражданского общества быстро пойдет на лад. Ведь тогда  люди будут на каждом шагу убеждаться, что гражданское общество полезно  для их повседневной жизни, а государственная  власть и местное самоуправление доступны для их личного влияния.10

Сама власть сможет при этом избежать радикализации  общественного протеста в ходе социальной и военной реформы, быстро и эффективно привлечь дополнительные ресурсы к  программам по борьбе с бедностью, снизить  уровень коррупции, обеспечить более  действенную защиту прав потребителей и наемных работников и сделать  еще много полезных дел.

5. Сопротивление  бюрократии всех уровней, которая  видит в местном самоуправлении  угрозу своему благополучию, привычным  методам управления.

Решение:

Исходя из буквального  значения слова “бюрократия”, его  часто употребляют как синоним  административного управления. Кроме  того, термином “бюрократия” нередко  обозначается рационально организованная система управления, в которой  работают компетентные служащие на должном профессиональном уровне. Бюрократия эффективной может быть тогда, когда существуют, строгая определенность полномочий, профессионализация, не присваивание должностей, существует адекватная реакция на окружающую среду и отсутствие чрезмерной корпоративности и др. Эффективность бюрократии определяется её личной мотивацией, то есть необходимо мотивировать административных работников. Это поможет гармонизации общих и частных интересов. Немаловажными принципами, сдерживающими тотальную или “универсальную бюрократизацию” должны стать развитие частнохозяйственной деятельности и децентрализация в управлении экономикой.

Кроме того, должна быть хорошо отлажена система взаимного  контроля, основанная на демократическом  принципе разделения властей, а также  разработана эффективная политика в отношении подбора и назначения кадров аппарата управления. Не вызывает никаких сомнений, что для того, чтобы все перечисленные мероприятия  имели положительный эффект, необходимо глубокое научное исследование феномена бюрократии, проблем бюрократии и  социальной природы человека, бюрократии и аппарата управления, бюрократии и государства.

6. Дефицит квалифицированных  кадров в системе самоуправления, особенно в сельской местности.

Решение: необходимо увеличить количество образовательных  учреждений. Также требуется повысить интерес школьников, населения к  данной области. Можно в каждом регионе  ежемесячно или по необходимости  формировать заявки с указанием  конкретных специальностей и количества необходимых специалистов.

7. Формулирование  вопросов местного значения.

Информация о работе Местное самоуправление в России (КПРФ)