Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 17:40, реферат
Демократизация государственного управления является основной предпосылкой развития местного самоуправления. Как известно, в ходе реформ многоукладная экономика, в целом, сформирована. В связи с этим развитие экономики и территорий в России главным образом сдерживается двумя факторами: недостаточным развитием местного самоуправления и отсутствием благоприятных условий хозяйствования.
Введение…………………………………………………………..стр.2
1. Краткая история развития самоуправления в России……..стр.3
2. Конституционные основы организации местного самоуправления в России………………………………………….стр.4
3. Цели и задачи местного самоуправления……………………стр.5
4. Правовая база местного самоуправления……………………стр.9
5. Структура органов местного самоуправления………………стр.10
6. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении……стр.14
7. Проблемы местного самоуправления в России………………..…….стр.21
Заключение………………………………………………………….стр.27
Список использованной литературы
План:
Введение…………………………………………………………
1. Краткая история
развития самоуправления в России……..стр.3
2. Конституционные
основы организации местного
3. Цели и задачи
местного самоуправления……………………стр.5
4. Правовая база
местного самоуправления…………………
5. Структура
органов местного
6. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении……стр.14
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы
Введение.
Для развития экономики и территорий России необходимо соблюдение определенных базовых условий, основными из которых являются демократизация государственного управления, демонополизация экономики и наличие устойчивых и эффективных институтов власти.
Демократизация государственного управления является основной предпосылкой развития местного самоуправления. Как известно, в ходе реформ многоукладная экономика, в целом, сформирована. В связи с этим развитие экономики и территорий в России главным образом сдерживается двумя факторами: недостаточным развитием местного самоуправления и отсутствием благоприятных условий хозяйствования. Учитывая это, представляется, что основные усилия органов власти и экономической науки должны быть сосредоточены в данных направлениях.
В связи с отмеченным возникает вопрос: «Почему так важна роль местного самоуправления»?
Практика показывает, что актуальность и эффективность данного института власти определяется тем, что уровень развития местного самоуправления является главным показателем степени демократизации общественно-экономической жизни страны. В свою очередь, в современном мире демократизация, то есть децентрализация власти и ресурсов, является ключевым условием социально-экономического развития государства. Поэтому без преувеличения можно сказать, что будущее России зависит от развития местного самоуправления. Сегодня, образно говоря, линия фронта в борьбе за развитие демократии в России и самой России проходит именно через местное самоуправление.
Развитие местного самоуправления многие связывают лишь с решением социально-экономических проблем территорий. Между тем, речь идет о куда более важном и глубинном процессе — об изменении идеологической основы общества на основе формирования в нем отношений, основанных на более справедливых принципах, позволяющих получить высокий социальный и экономический эффект.
Вопрос «Есть ли в России институт местного самоуправления»? на первый взгляд может показаться неуместным. Между тем этот вопрос, как и прежде, сегодня крайне актуален для нашей страны. Дело в том, что данного института власти пока в России фактически нет. Вот некоторые аргументы, подтверждающие это:
1) Мониторинг, проведенный в 2006 году Минфином РФ, показал, что уровнем самостоятельности, соответствующим общемировым стандартам, в России обладают лишь 2 % муниципальных образований. Кстати, к аналогичному выводу пришли и эксперты Счетной палаты России.
2) Для обеспечения необходимой самостоятельности органов местной власти важное значение имеет доля местных бюджетов в консолидированном бюджете страны. Практика показывает, что она не должна быть ниже 20 % (по обследованным нами развитым странам в среднем она составляет 22,6 %). По официальным данным в России, даже с учетом районных бюджетов, направленных на выполнение функций государственного управления, но механически отнесенных к системе местного самоуправления, данный показатель в 2 раза ниже. На самом деле его значение еще меньше.
Получается, в России реально функционирующего института местного самоуправления нет. Как следствие, остается незадействованной целая ветвь управления. Как следствие, идет огромное давление на города, особенно Москву, из-за массового притока населения из других регионов, остается неиспользованным колоссальный созидательный потенциал нации, который по своим масштабам (как показывает зарубежный опыт) не меньше того, который заключен в нефтегазовом комплексе страны.
Если нет дееспособного
института местного самоуправления, то нет
реальной демократии, то есть условий для
формирования гражданского общества,
развития территорий, решения многих иных
актуальных проблем российского общества.
Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь.
После Октябрьской
революции 1917 года в основу организации
власти был положен принцип единство
системы советов как органов
государственной власти снизу доверху,
местное самоуправление отвергалось.
К идее местного самоуправления вернулись
в конце 1980-х годов в связи
с реформой государственной власти
в стране, а также под давлением
движения МЖК. Закон СССР «Об общих
началах местного самоуправления и местного
хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном
самоуправлении» (1991) сыграли большую
роль в становлении местного самоуправления.
Были разграничены полномочия между местными
советами и администрациями, введены судебные
и некоторые иные гарантии местного самоуправления.
В 1993 году в период поэтапной конституционной
реформы Президент РФ провёл реформу местного
самоуправления. Деятельность местных
советов была прекращена, распорядительные
полномочия переданы местным администрациям,
а выборы новых представительных органов
местного самоуправления были отложены
на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря
1993 года, закрепила местное самоуправление
и его самостоятельность, в том числе и
при определении структуры органов местного
самоуправления. В 1995 году принят Федеральный
закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ». В 1997 и
2000 годах к нему принимались существенные
поправки о местном самоуправлении в городах
федерального значения и об ответственности
органов местного самоуправления и их
должностных лиц. Новый Федеральный закон
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»,
принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая закончилась
2009 году, когда Федеральный закон полностью
вступил в силу.
Конституция Российской
Федерации установила в качестве
одной из основ конституционного
строя, что Российской Федерации
признается и гарантируется местное
самоуправление; что местное самоуправление
в пределах своих полномочий самостоятельно;
что органы местного самоуправления
не входят в систему органов
Таким образом, Конституция «спроецировала» демократические принципы на местный уровень, закрепила ключевые гарантии местного самоуправления. Однако в Конституции не прописаны детальные характеристики российской модели местного самоуправления. В этом смысле она подала пример гибкого регулирования, дающего определенный простор для адаптации такой модели к жизненным реалиям.
Споры о том,
является ли местное самоуправление
институтом гражданского общества или
частью публично-властного механизма,
по нашему мнению, не являются принципиальными.
Как форма самоорганизации
Такой подход вполне
укладывается в наши конституционные
принципы. В ст.12 Конституции России
слова «не входят» применены
для соотношения органов
· необходимость четкого определения компетенций каждого уровня публичной власти;
· необходимость закрепления и государственной защиты (гарантий) муниципальной автономии в соответствии с правилами главы 8 Конституции РФ.
Весьма важно, что сфера местного самоуправления в таком понимании не отчуждается от политики. Принадлежность к системе, в которой распределяются власть и влияние, интегрирует местное самоуправление, а с ним и местные сообщества, в публично-политическую систему.
Как показало исследование
ИНСОР, изложенный выше подход адекватен
представлениям самого муниципального
сообщества о сути местного самоуправления.
По мнению представителей муниципальных
районов и поселений, опрошенных
в ходе реализации настоящего проекта,
местное самоуправление должно быть
частью общегосударственной системы
публичной власти, но обладающей самостоятельностью
и правом автономного решения
локальных вопросов (обеспечение
жизнедеятельности населения). Эксперты
нередко определяют его как буфер
между властью и населением, подразумевая
под «властью» региональные и
федеральные государственные
Что же касается
собственно выбора модели местного
самоуправления, то здесь Конституция
России устанавливает только самые общие
рамки. По сути, из нее следует последовательное
организационное обособление государственной
и муниципальной сфер, исключение возможности
формирования совместных «государственно-муниципальных»
органов и предметов ведения, что не характерно
для многих зарубежных стран. Однако выбор
конкретных характеристик муниципальной
организации, позволяющих говорить о формировании
той или иной модели, Конституция России
оставила законодателю.
Местное самоуправление
согласно Федеральному закону «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
осуществляется на всей территории Российской
Федерации в городских, сельских
поселениях и на иных территориях. Закон
предусматривает ограничение
Местное самоуправление
представляет собой многостороннюю
деятельность местного сообщества по
решению собственных и других
стоящих перед ним задач на
основе принципов самоорганизации,
самофинансирования с целью улучшения
качества жизни населения
Система местных
органов самоуправления всегда тесно
связана с административно-
Главная цель создания системы местного самоуправления — улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны. Повышение эффективности функционирования всех предприятий и объектов — основа увеличения бюджетных и внебюджетных доходов местного сообщества.
Местное самоуправление нацелено на решение вопросов местного значения. Отдельные местности имеют свои особенные нужды, которые лучше всего удовлетворяются местным самоуправлением. Однако это не означает, что органы территориального самоуправления могут игнорировать задачи, имеющие общерегиональное или федеральное значение, но их решение следует осуществлять только в соответствии с законом и при обязательной передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Местные интересы находятся в тесной связи с общими.Самоуправление должно согласовываться с деятельностью центральных органов.