Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 17:40, реферат
Демократизация государственного управления является основной предпосылкой развития местного самоуправления. Как известно, в ходе реформ многоукладная экономика, в целом, сформирована. В связи с этим развитие экономики и территорий в России главным образом сдерживается двумя факторами: недостаточным развитием местного самоуправления и отсутствием благоприятных условий хозяйствования.
Введение…………………………………………………………..стр.2
1. Краткая история развития самоуправления в России……..стр.3
2. Конституционные основы организации местного самоуправления в России………………………………………….стр.4
3. Цели и задачи местного самоуправления……………………стр.5
4. Правовая база местного самоуправления……………………стр.9
5. Структура органов местного самоуправления………………стр.10
6. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении……стр.14
7. Проблемы местного самоуправления в России………………..…….стр.21
Заключение………………………………………………………….стр.27
Список использованной литературы
Так как местное самоуправление базируется на основе принципов самоответственности, то этот термин следует понимать как управление населением соответствующей территории своими делами и под свою ответственность. К предметам ведения местного самоуправления отнесен широкий круг вопросов, в том числе: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и использование местного бюджета; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, учреждений здравоохранения, энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализация. Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность.
Методы, применяемые в местном самоуправлении:
Наибольший эффект может быть достигнут только при их сочетании, так как они тесно взаимосвязаны.
Местное самоуправление обладает определенными признаками, среди которых можно отметить следующие:
Положительные стороны местного самоуправления заключаются в следующем:
1.Местное сообщество
получает полную свободу
2.Местное сообщество
приобретает реальное право
3.Расширяется
бюджетная самостоятельность,
4.Местное самоуправление
предусматривает гарантии и
5.Создаются благоприятные
условия для развития
Население, образующее местное сообщество, приобретает полную свободу в выборе и использовании разнообразных форм непосредственной демократии (местных сходов, собраний, конференций, референдумов жителей и т. д.). Население получает закрепленное федеральным законом и уставом местного сообщества право на проявление правотворческой инициативы по всем вопросам местного значения. Это способствует развитию собственной правовой базы муниципальных образований в сочетаниий в соответствии с федеральной правовой базой. Проекты местных нормативно-правовых актов, внесенные населением в органы самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения — обнародованию для всеобщего сведения.
Местное самоуправление
— это противовес всесилию и злоупотреблению
центральных государственных
Противники развития местного самоуправления в России утверждают, что в конечном счете оно приведет к дезинтеграции, расколу общества и ущемлению национальных интересов. Однако такие мнения противоречат опыту существования местного самоуправления в странах с развитой рыночной экономикой, где не наблюдается таких негативных последствий.
Местное самоуправление допустимо лишь при определенных условиях:
1.Гарантируется
соблюдение
2.Обеспечиваются
территориальная целостность,
3.Сохраняется
единое экономическое
Появление таких
негативных явлений, как преобладание
в условиях местного самоуправления
частных интересов над общими
и интересов местного сообщества
над общенациональными, ослабление
межрегиональных социально-
К числу задач, решаемых с помощью местного самоуправления, относятся следующие:
1.Выявление социальных
целей, приоритетов и
2.Определение
потребности территории в
3.Укрепление
финансово-хозяйственной базы
4.Создание необходимых
условий для высокоэффективной
деятельности всех
5.Обеспечение
многообразия форм участия
6.Формирование новых устойчивых источников доходов местных бюджетов.
7.Повышение инвестиционной привлекательности территории.
В настоящее время в России существует множество причин, доказывающих необходимость развития местного самоуправления. Среди основных причин можно выделить следующие:
1.Потребность
в демократизации всех сфер
жизни российского общества, общегосударственной
и региональной
2.Ориентация
местных сообществ на
3.Необходимость
сбалансирования интересов и
отношений федеральных,
4.Потребность в улучшении качества жизни большей части населения всех территориальных образования.
Развитие местного самоуправления в городах России не только важная, но и очень сложная задача. Ее решение возможно только при наличии прочного научного фундамента. Сегодня, к сожалению, уровень научного обеспечения местного самоуправления очень низкий.
Несмотря на
существенные различия, имеющиеся в
самоуправлении различных типов
и видов городов, есть много общих
проблем, которые необходимо решать
на единой научной базе.
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.
Правовая база местного самоуправления — это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.
Состав правовой базы:
1.Конституция Российской Федерации
2.Федеральный
закон «Об общих принципах
организации местного
3.Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные федеральные правовые акты
4.Конституции
(уставы) субъектов РФ, законы и
иные правовые акты органов
государственной власти
5.Уставы муниципальных
образований, решения,
Правовую основу
местного самоуправления составляют общепризнанные
принципы и нормы международного
права, международные договоры РФ, а
также правовая база Российской Федерации,
включающая в себя Конституцию РФ,
федеральные конституционные
Формирование
правовой базы местного самоуправления
основано на разграничении полномочий
между уровнями власти и соподчиненности
правовых норм. Поскольку установление
общих принципов организации
местного самоуправления является, согласно
Конституции, предметом совместного
ведения РФ и ее субъектов, оно
предполагает издание федеральных
законов и принятие в соответствии
с ними законов и иных нормативных
правовых актов субъектов РФ. Региональные
законы позволяют конкретизировать
положения федеральных законов
применительно к местным
Правовая база
местного самоуправления находится
в стадии формирования. Но в системе
правовых знаний уже выделилась особая
отрасль — муниципальное право.
Оно регулирует отношения, возникающие
в, процессе организации и деятельности
местного самоуправления. Это комплексная
отрасль, появившаяся на стыке нескольких
отраслей права: конституционного, административного,
финансового, земельного, экологического
и др. Комплексный характер муниципального
права отражает многогранность муниципальной
деятельности.
5.
Структура органов
местного самоуправления
В практической деятельности очень важно построение на основе применения различных классификаций структуры органов местного самоуправления в муниципальном образовании.
В основных чертах
муниципальные органы различных
стран, за немногим исключением, обладают
одним общим типом структуры.
Л. А. Велихов отмечал: «С тех пор
как швейцарские городские
1)муниципальный избирательный корпус как база,
2)вышедший из его лона избирательный совет,
3)исполнительный орган и
4)наверху этой
пирамиды — должностное лицо,
облеченное ролью высшего
Начиная с 20-х
годов это почти повсеместно
распространенный четырехступенчатый
тип муниципального уклада был изменен
в ряде стран Европы, где отказались
ради экономии и простоты конструкции
от особого исполнительного