Местное самоуправление в России (КПРФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 17:40, реферат

Краткое описание

Демократизация государственного управления является основной предпосылкой развития местного самоуправления. Как известно, в ходе реформ многоукладная экономика, в целом, сформирована. В связи с этим развитие экономики и территорий в России главным образом сдерживается двумя факторами: недостаточным развитием местного самоуправления и отсутствием благоприятных условий хозяйствования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..стр.2


1. Краткая история развития самоуправления в России……..стр.3


2. Конституционные основы организации местного самоуправления в России………………………………………….стр.4


3. Цели и задачи местного самоуправления……………………стр.5


4. Правовая база местного самоуправления……………………стр.9


5. Структура органов местного самоуправления………………стр.10


6. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении……стр.14

7. Проблемы местного самоуправления в России………………..…….стр.21


Заключение………………………………………………………….стр.27


Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат кпрф .docx

— 66.68 Кб (Скачать)

Так как местное  самоуправление базируется на основе принципов самоответственности, то этот термин следует понимать как  управление населением соответствующей  территории своими делами и под свою ответственность. К предметам ведения  местного самоуправления отнесен широкий  круг вопросов, в том числе: владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и использование  местного бюджета; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и  профессионального образования, учреждений здравоохранения, энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализация. Муниципальным  образованиям должна обеспечиваться экономическая  и финансовая самостоятельность.

Методы, применяемые  в местном самоуправлении:

  • экономические;
  • организационно-распорядительные;
  • социально-психологические.

Наибольший эффект может быть достигнут только при  их сочетании, так как они тесно  взаимосвязаны.

Местное самоуправление обладает определенными признаками, среди которых можно отметить следующие:

  • наличие у муниципального образования собственности и автономного бюджета;
  • существование и реальное функционирование местных представительных органов;
  • отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности местного органа власти вышестоящему;
  • соблюдение принципа невмешательства центральной власти в решение вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления;
  • реальная возможность участия всего населения соответствующей территории в процессе выработки и принятия решений по всем основным вопросам местного значения;
  • выборность всего состава местных органов власти на широкой демократической основе, регулярная сменяемость и отчетность перед избирателями, осуществление контроля над аппаратом управления;
  • свобода и ответственность местных органов самоуправления в рамках своей компетенции при имеющихся ресурсах;
  • гарантия социальной защиты населения, образующего местное сообщество, особенно при проведении крупномасштабных преобразований.

Положительные стороны местного самоуправления заключаются  в следующем:

1.Местное сообщество  получает полную свободу решения  всех социальных, экономических,  политических и других вопросов  местного значения исходя из  интересов населения соответствующего  муниципального образования и  особенностей его развития.

2.Местное сообщество  приобретает реальное право самостоятельно  владеть, пользоваться и распоряжаться  муниципальной собственностью, определять  целесообразность, направления, условия  и сроки ее приватизации и  муниципализации на местах.

3.Расширяется  бюджетная самостоятельность, которая  гарантируется федеральным законом.  Органы местного самоуправления  формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет.

4.Местное самоуправление  предусматривает гарантии и обеспечение  минимальных государственных социальных  стандартов по основным показателям  уровня качества жизни.

5.Создаются благоприятные  условия для развития народовластия.

Население, образующее местное сообщество, приобретает  полную свободу в выборе и использовании  разнообразных форм непосредственной демократии (местных сходов, собраний, конференций, референдумов жителей  и т. д.). Население получает закрепленное федеральным законом и уставом  местного сообщества право на проявление правотворческой инициативы по всем вопросам местного значения. Это способствует развитию собственной правовой базы муниципальных образований в сочетаниий в соответствии с федеральной правовой базой. Проекты местных нормативно-правовых актов, внесенные населением в органы самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения — обнародованию для всеобщего сведения.

Местное самоуправление — это противовес всесилию и злоупотреблению  центральных государственных структур. Реальное участие в местном самоуправлении предоставляет населению возможность  для получения политического  образования. Общие задачи, совместная деятельность людей3 их общая ответственность положительно влияют на развитие демократии.

Противники развития местного самоуправления в России утверждают, что в конечном счете оно приведет к дезинтеграции, расколу общества и ущемлению национальных интересов. Однако такие мнения противоречат опыту  существования местного самоуправления в странах с развитой рыночной экономикой, где не наблюдается таких  негативных последствий.

Местное самоуправление допустимо лишь при определенных условиях:

1.Гарантируется  соблюдение общегосударственных  интересов.

2.Обеспечиваются  территориальная целостность, суверенитет  и безопасность государства.

3.Сохраняется  единое экономическое пространство, не разграниченное таможенными,  финансовыми и иными барьерами,  что способствует свободному  перемещению товаров и услуг  на всей территории страны.

Появление таких  негативных явлений, как преобладание в условиях местного самоуправления частных интересов над общими и интересов местного сообщества над общенациональными, ослабление межрегиональных социально-экономических  связей, возникновение трудностей в  разработке и практической реализации крупномасштабных и дорогостоящих  проектов и программ в связи с  ограниченностью средств отдельно существующих местных сообществ  и многие другие, может быть исключено при правильной организации местного самоуправления.

К числу задач, решаемых с помощью местного самоуправления, относятся следующие:

1.Выявление социальных  целей, приоритетов и потребностей  проживающего на данной территории  населения.

2.Определение  потребности территории в трудовых, материальных и финансовых ресурсах.

3.Укрепление  финансово-хозяйственной базы местных  сообществ.

4.Создание необходимых  условий для высокоэффективной  деятельности всех расположенных  на территории предприятий и  организаций, независимо от форм  собственности и ведомственной  принадлежности.

5.Обеспечение  многообразия форм участия населения  в решении местных вопросов  социально-экономического развития.

6.Формирование  новых устойчивых источников  доходов местных бюджетов.

7.Повышение инвестиционной  привлекательности территории.

В настоящее  время в России существует множество  причин, доказывающих необходимость  развития местного самоуправления. Среди  основных причин можно выделить следующие:

1.Потребность  в демократизации всех сфер  жизни российского общества, общегосударственной  и региональной децентрализации  с перераспределением в разумных  пределах власти и ресурсов  между федеральной, промежуточными  территориальными (региональными) структурами  и административно-территориальными  образованиями в пользу местных  сообществ.

2.Ориентация  местных сообществ на самопомощь, повышение деловой активности  всего дееспособного населения  соответствующих территорий.

3.Необходимость  сбалансирования интересов и  отношений федеральных, региональных, местных территориальных образований  и соответствующих им органов  власти, правильного распределения  между ними полномочий и ответственности.

4.Потребность  в улучшении качества жизни  большей части населения всех  территориальных образования.

Развитие местного самоуправления в городах России не только важная, но и очень сложная  задача. Ее решение возможно только при наличии прочного научного фундамента. Сегодня, к сожалению, уровень научного обеспечения местного самоуправления очень низкий.

Несмотря на существенные различия, имеющиеся в  самоуправлении различных типов  и видов городов, есть много общих  проблем, которые необходимо решать на единой научной базе. 

  1. Правовая  база местного самоуправления.
 

Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.

Правовая база местного самоуправления — это система  законодательных и иных нормативных  актов, на основе которых оно функционирует.

Состав правовой базы:

1.Конституция  Российской Федерации

2.Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в РФ», другие федеральные законы

3.Указы и распоряжения  Президента РФ, постановления и  распоряжения Правительства РФ, иные федеральные правовые акты

4.Конституции  (уставы) субъектов РФ, законы и  иные правовые акты органов  государственной власти субъектов  федерации

5.Уставы муниципальных  образований, решения, принятые  на местных референдумах и  сходах граждан, правовые акты  органов и должностных лиц  местного самоуправления

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, а  также правовая база Российской Федерации, включающая в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ», другие федеральные  законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные  правовые акты федеральных органов  исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных  образований, решения, принятые на референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные  правовые акты.

Формирование  правовой базы местного самоуправления основано на разграничении полномочий между уровнями власти и соподчиненности  правовых норм. Поскольку установление общих принципов организации  местного самоуправления является, согласно Конституции, предметом совместного  ведения РФ и ее субъектов, оно  предполагает издание федеральных  законов и принятие в соответствии с ними законов и иных нормативных  правовых актов субъектов РФ. Региональные законы позволяют конкретизировать положения федеральных законов  применительно к местным условиям, однако они не могут противоречить  Конституции РФ и федеральным  законам. Муниципальные правовые акты не могут противоречить федеральным  правовым актам и правовым актам  субъектов РФ.

Правовая база местного самоуправления находится  в стадии формирования. Но в системе  правовых знаний уже выделилась особая отрасль — муниципальное право. Оно регулирует отношения, возникающие  в, процессе организации и деятельности местного самоуправления. Это комплексная  отрасль, появившаяся на стыке нескольких отраслей права: конституционного, административного, финансового, земельного, экологического и др. Комплексный характер муниципального права отражает многогранность муниципальной  деятельности. 

5. Структура органов местного самоуправления 

В практической деятельности очень важно построение на основе применения различных классификаций  структуры органов местного самоуправления в муниципальном образовании.

В основных чертах муниципальные органы различных  стран, за немногим исключением, обладают одним общим типом структуры. Л. А. Велихов отмечал: «С тех пор  как швейцарские городские коммуны (Берн, Женева) окончательно отказались от практически невозможного в наше время решения муниципальных  дел общинным сходом, этот основной тип муниципального уклада был построен почти повсеместно по следующей ступенчатой схеме:

1)муниципальный  избирательный корпус как база,

2)вышедший из  его лона избирательный совет,

3)исполнительный  орган и

4)наверху этой  пирамиды — должностное лицо, облеченное ролью высшего представителя  муниципальной коммуны.

Начиная с 20-х  годов это почти повсеместно  распространенный четырехступенчатый тип муниципального уклада был изменен  в ряде стран Европы, где отказались ради экономии и простоты конструкции  от особого исполнительного органа, поручив исполнительные функции  единоличному высшему должностному лицу муниципального образования или  соединяя как распорядительную, так  и исполнительную власть в едином представительном органе».

Информация о работе Местное самоуправление в России (КПРФ)