Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 17:40, реферат
Демократизация государственного управления является основной предпосылкой развития местного самоуправления. Как известно, в ходе реформ многоукладная экономика, в целом, сформирована. В связи с этим развитие экономики и территорий в России главным образом сдерживается двумя факторами: недостаточным развитием местного самоуправления и отсутствием благоприятных условий хозяйствования.
Введение…………………………………………………………..стр.2
1. Краткая история развития самоуправления в России……..стр.3
2. Конституционные основы организации местного самоуправления в России………………………………………….стр.4
3. Цели и задачи местного самоуправления……………………стр.5
4. Правовая база местного самоуправления……………………стр.9
5. Структура органов местного самоуправления………………стр.10
6. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении……стр.14
7. Проблемы местного самоуправления в России………………..…….стр.21
Заключение………………………………………………………….стр.27
Список использованной литературы
Муниципальные
выборы проводятся с целью избрания
депутатов и должностных лиц
местного самоуправления на основе всеобщего,
равного и прямого
Гарантии избирательных
прав граждан устанавливаются
При проведении
муниципальных выборов
При мажоритарной
системе территория муниципального
образования разбивается на несколько
избирательных округов с
Обе избирательные системы имеют свои достоинства и недостатки. Пропорциональная более приспособлена для выражения общего интереса территориального коллектива. Однако ее применение в России требует развитой политической структуры общества и устойчивых избирательных объединений на муниципальном уровне.
Разновидностью
мажоритарной системы являются выборы
по многомандатным округам, когда от
одного избирательного округа избирается
не один, а несколько (не более 5) депутатов.
Избранными по округу считаются кандидаты,
набравшие наибольшее количество голосов,
в количестве, соответствующем числу
мандатов. Такая система лучше
всего решает задачу выражения депутатами
общих интересов населения. В
крупных городах может
Возможна также
смешанная избирательная
Согласно уставам
большинства муниципальных
Голосование населения.
В соответствии с Федеральным законом 2003 года голосование граждан может производиться по вопросам отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, изменения границ или преобразования муниципального образования. Порядок назначения и организации голосования аналогичны проведению выборов и референдумов.
Основанием для
отзыва депутата или выборного должностного
лица местного самоуправления могут
служить только его конкретные противоправные
решения или действия (бездействие),
установленные уставом и
Голосование по
вопросам изменения границ или преобразования
муниципального образования считается
состоявшимся, если в нем приняло
участие более половины жителей
муниципального образования (или его
части), обладающих избирательным правом.
Решение по данным вопросам считается
принятым, если за него проголосовало
более половины жителей, участвовавших
в голосовании. Итоги голосования
граждан и принятые решения подлежат
официальному опубликованию (обнародованию).
Сходы граждан.
В муниципальных образованиях с численностью избирателей не более 100 человек представительный орган местного самоуправления не создается, а для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Он осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, созывается главой муниципального образования самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителей и правомочен при участии более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.
Решения схода
считаются принятыми, если за них
проголосовало более половины участников.
Они подлежат обязательному опубликованию
(обнародованию) и исполнению.
Опросы населения.
Опрос граждан может проводиться на всей или на части территории муниципального образования с целью выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Для этого обычно достаточно опросить некоторое количество граждан, представляющих разные слои населения (репрезентативная выборка), что значительно проще и дешевле по сравнению с референдумом. Существуют технологии проведения различных устных и письменных опросов, формы анкетирования и т. д.
В опросе имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
Опрос граждан
назначается представительным органом
муниципального образования по собственной
инициативе или по инициативе главы
муниципального образования, а для
вопросов государственного или межмуниципального
значения — по инициативе органов
государственной власти субъекта РФ.
Порядок назначения и проведения
опроса определяется уставом или
нормативным правовым актом представительного
органа местного самоуправления. Финансирование
опроса осуществляется за счет средств
местного бюджета (или бюджета субъекта
РФ, если опрос проводится по его
инициативе). Результаты носят рекомендательный
характер.
Собрания (конференции) граждан.
Собрания граждан
предназначены для обсуждения вопросов
местного значения, информирования населения
о деятельности органов и должностных
лиц местного самоуправления. Они
проводятся по инициативе населения, представительного
органа или главы муниципального
образования, органа территориального
общественного самоуправления. Собрание
граждан может принимать
Обращения, принятые собраниями граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов, содержащихся в обращениях, с направлением письменного ответа.
В ряде случаев
полномочия собрания граждан может
осуществлять конференция граждан,
т. е. собрание делегатов. Проведение конференций
целесообразно в тех случаях,
когда проведение собраний затруднено
(например, для выявления мнения
жителей городского микрорайона, в
котором может проживать
Порядок назначения
и проведения собрания (конференции)
граждан, а также их полномочия определяются
уставом муниципального образования
и (или) нормативными правовыми актами
представительного органа муниципального
образования, уставом территориального
общественного самоуправления.
Публичные слушания. Правотворческая инициатива граждан.
Публичные слушания
и правотворческая инициатива —
формы участия граждан в
Федеральный закон
2003 года устанавливает обязательность
проведения публичных слушаний по ряду
вопросов жизнедеятельности
Для обеспечения
участия жителей в публичных
слушаниях население
Правотворческая инициатива граждан — право жителей на внесение в органы местного самоуправления собственных проектов муниципальных правовых актов или изменений к действующим правовым актам по вопросам местного значения. С правотворческой инициативой может выступить группа граждан, обладающих избирательным правом. Ее минимальная численность (не превышающая 3% числа избирателей муниципального образования) устанавливается правовым актом представительного органа местного самоуправления.
Как правило, обращения граждан по вопросам принятия муниципальных правовых актов оформляются в виде письменных коллективных обращений к представительному органу муниципального образования (иногда их называют петициями). В них обосновывается необходимость принятия того или иного правового акта и предлагается его проект. В муниципальном образовании может устанавливаться порядок сбора подписей под петицией.
Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие соответствующего акта, в течение 3 месяцев со дня его внесения. При этом представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность излагать свои позиции при рассмотрении внесенного проекта. Если принятие муниципального правового акта относится к компетенции представительного органа местного самоуправления, указанный проект рассматривается на его открытом заседании с участием представителей населения.
Мотивированное
решение, принятое по результатам рассмотрения
проекта муниципального правового
акта, должно быть официально в письменной
форме доведено до сведения внесшей
его инициативной группы граждан.
Обращения граждан.
Конституция РФ
(ст. 33) и Федеральный закон
Предложение —
обращение гражданина или группы
граждан, направленное на улучшение
порядка организации и
Органы местного
самоуправления в соответствии со своими
полномочиями в течение месяца обязаны
рассмотреть обращение
Порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливается законом субъекта РФ. За нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и сроков ответа на обращения граждан законом субъекта РФ устанавливается административная ответственность.