Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:03, курс лекций
Родиной движения в защиту прав потребителя является Америка. С 60-х годов ХХ века это движение распространилось из США во многие страны Европы. Оно играет огромную роль как в бизнесе, так и в политике. Термин "консьюмеризм" означает "движение в защиту прав потребителей". В 60-80 годах ХIХ века прокатились первые компании в целях защиты интересов потребителей от железнодорожных компаний, завышавших цены на перевозку пассажиров и грузов. В результате государство поставило под свой контроль железнодорожные тарифы и создало специальный орган - сенатскую Комиссию по торговле между штатами.
1. Краткая история возникновения и развития движения в защиту прав
потребителей в Америке, странах западной Европы, России
2.Законодательство Европейского Экономического Сообщества и организации Объединенных Наций о защите прав потребителей
3. Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей
4. Право потребителей на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), и о товарах (работах, услугах)
5. Защита прав потребителей при продаже товаров
6. Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг
7. Государственные и общественные организации по защите прав потребителей
8. Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей
9. Процессуальные аспекты защиты прав потребителей
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
КАК СИСТЕМА НОРМАТИВНО-
7 апреля 1992 г. в России
вступил в силу Федеральный
закон "О защите прав
Закон РФ "О защите прав
потребителей" направлен на регулирование
отношений, возникающих между
Отношения в сфере защиты
прав потребителей регулируются и другими
нормативно-правовыми актами. К
ним относятся, например, законы РФ
"О сертификации продукции и
услуг", "О стандартизации",
"О рекламе", "О страховании",
"О товарных знаках, знаках обслуживания
и наименовании мест происхождения
товаров", "О санитарно-
В следующую группу входят
нормативные акты, принимаемые Правительством
РФ. Согласно ст. 25 и 26 Закона "О защите
прав потребителей" Правительство
РФ утверждает правила отдельных
видов договоров купли-продажи, правила
продажи отдельных видов
(к содержанию)
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЗАКОНА РФ
"О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ"
В преамбуле к закону дается перечень понятий, которыми оперирует данный нормативно-правовой акт.
Потребителем является гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Данное определение "потребителя" указывает на то, что гражданин - это физическое лицо, им могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы и лица без гражданства.
Изготовителем признается организация
(независимо от ее формы собственности),
а также индивидуальный предприниматель,
производящие товары для реализации
потребителям. В данном случае, опираясь
на ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридические
лица, реализующие товар (работу, услугу)
потребителю, могут быть коммерческими
(хозяйственные товарищества и общества,
производственные кооперативы, государственные
и муниципальные унитарные
Исполнитель - организация
независимо от ее формы собственности,
а также индивидуальный предприниматель,
выполняющие работы или оказывающие
услуги потребителям по возмездному
договору. Юридическим основанием возникновения
каких-либо отношений потребителя
и исполнителя являются в данном
случае заключенные между ними договоры,
например договор - подряда, перевозки,
аренды, заказа и т. д. Признак возмездности
выполненной работы, оказанной услуги
является основным условием выдвижения
на основании Закона требований к
организации любой формы
Продавец - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующий товары потребителям по договору купли-продажи. Говоря о договоре купли-продажи товара, работы, услуги потребителю, прежде всего следует иметь в виду одну из его разновидностей - договор розничной купли-продажи, где одной из сторон, осуществляющей розничную торговлю, выступает предприятие или индивидуальный предприниматель. Согласно п. 1 ст. 469 Гражданского кодекса РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). Требования государства в отношении качества товаров, работ и услуг определены в документах по стандартизации. Эти требования подлежат обязательному исполнению. В стандартах находят отражение обязательные требования к качеству товаров, работ и услуг, направленные на охрану жизни, здоровья и имущества потребителя. Таким образом, государство охраняет права потребителей.
В преамбуле к Закону дается понятие "недостатка товара (работы, услуги)". Под товаром с недостатком следует понимать товар ненадлежащего качества. Недостатки могут быть явные, которые можно обнаружить при осмотре, проверке товара (работы, услуги), и скрытые, то есть такие, которые проявляются в ходе эксплуатации, употребления, хранения товара (работы, услуги). В тексте закона определение "недостаток" делится на простой недостаток и существенный недостаток. Именно от того, каким будет недостаток, зависят и права потребителя.
Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги).
Существенный недостаток
товара (работы, услуги) - недостаток, который
делает невозможным или недопустимым
использование товара (работы, услуги)
в соответствии с его целевым
назначением, либо который не может
быть устранен, либо который проявляется
вновь после устранения, либо для
устранения которого требуются большие
затраты, либо вследствие которого потребитель
в значительной степени лишается
того, на что он был вправе рассчитывать
при заключении договора. Главное
отличие существенного
Реализуемые товары, выполненные работы, оказанные услуги должны обладать не только качеством, но и безопасностью.
Безопасность товара (работы,
услуги) - безопасность товара для жизни,
здоровья, имущества потребителя
и окружающей среды при обычных
условиях его использования, хранения,
транспортировки и утилизации, а
также безопасность процесса выполнения
работы (оказания услуги). Требования к
обеспечению безопасности товара, а
также к безопасности процесса выполнения
работы, оказанию услуги для жизни
и здоровья потребителя являются
обязательными и
1. ПОНЯТИЕ "ИНФОРМАЦИЯ"
И ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ
Очень важное значение для государственной политики защиты интересов потребителей играет право потребителя на предоставление ему необходимой и достоверной информации, на основе которой он может сделать компетентный выбор.
Закон РФ "О защите прав потребителя" устанавливает общие требования к информации, предоставляемой потребителю. Согласно ст. 8 Закона потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах (работах, услугах), об изготовителе (исполнителе, продавце), а также о порядке приобретения товаров (работ, услуг).
Под необходимой информацией
следует понимать ее полноту. Обычно
потребитель не имеет достаточных
знаний о товаре (работе, услуге), которые
он желает приобрести. Поэтому продавец
(изготовитель, исполнитель) должен предоставить
потребителю информацию в таком
объеме, который позволит потребителю
оценить необходимость
Информация о работе Курс лекций по "Защите прав потребителей"