Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:03, курс лекций
Родиной движения в защиту прав потребителя является Америка. С 60-х годов ХХ века это движение распространилось из США во многие страны Европы. Оно играет огромную роль как в бизнесе, так и в политике. Термин "консьюмеризм" означает "движение в защиту прав потребителей". В 60-80 годах ХIХ века прокатились первые компании в целях защиты интересов потребителей от железнодорожных компаний, завышавших цены на перевозку пассажиров и грузов. В результате государство поставило под свой контроль железнодорожные тарифы и создало специальный орган - сенатскую Комиссию по торговле между штатами.
1. Краткая история возникновения и развития движения в защиту прав
потребителей в Америке, странах западной Европы, России
2.Законодательство Европейского Экономического Сообщества и организации Объединенных Наций о защите прав потребителей
3. Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей
4. Право потребителей на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), и о товарах (работах, услугах)
5. Защита прав потребителей при продаже товаров
6. Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг
7. Государственные и общественные организации по защите прав потребителей
8. Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей
9. Процессуальные аспекты защиты прав потребителей
В первой программе ЕЭС по защите прав потребителей и информационной политике провозглашалось, что Сообщество имеет намерение улучшить качество жизни народов Сообщества. Потребитель - это не просто покупатель или пользователь товаров и услуг, а лицо социальное, требующее защиты со стороны государственных и иных органов. В Программе провозглашались пять основных прав потребителя:
1. право на охрану
жизни, здоровья и
2. право на защиту экономических интересов;
3. право на возмещение причиненного ущерба;
4. право на информацию и просвещение;
5. право на представительство (право быть услышанным).
В "Общих положениях"
Программы указывалось, что потребительская
политика имеет недавнее происхождение.
Она появилась как ответ на
злоупотребления участников рыночных
отношений (производителей и продавцов),
невозможность
В Программе 1975 года обозначалась приоритетная цель потребительской политики - полный учет индивидуальных и коллективных интересов потребителей в различных областях деятельности ЕЭС.
В Программе закреплены пять основных задач ЕЭС в области защиты прав потребителей, а также средства их достижения:
* защита потребителя от угрозы причинения вреда его жизни и здоровью;
* защита экономических интересов потребителей;
* оказание помощи, консультаций, способы возмещения ущерба, причиненного потребителям;
* информирование и просвещение потребителей;
* консультирование с представителями
потребителей при принятии
Вторая Программа ЕЭС о защите прав потребителей и информационной политике была принята 19 мая 1981 г. Эта Программа обеспечивала преемственность в решении задач, определенных в первой Программе и определяла дальнейшую политику Сообщества в данном направлении. Вторая Программа ЕЭС аналогично первой Программе устанавливала принципы обеспечения основных прав потребителей. В ней отмечалось, что гарантия безопасности жизни и здоровья потребителей осуществляется путем гармонизации норм, относящихся к безопасности некоторых товаров; причем этот процесс не должен мешать свободному перемещению товаров внутри Сообщества. Гармонизация норм подразумевает установление определенных параметров качества, извещение о наличии в государстве - члене ЕЭС специальных норм анализа и тестирования, маркировки и стандартов безопасности.
Обе Программы, одобренные Советом ЕС, возлагали на Комиссию ЕС подготовку нормативных актов, проектов, исследований по защите прав потребителей. Однако в силу определенных причин потребовалась немало времени, чтобы политика ЕС в сфере защиты прав потребителей реализовывалась более эффективно.
В середине 80-х годов разрабатывается новый подход к политике защиты прав потребителей. В 1986 году одобряется новая Программа и создается график принятия нормативных актов по защите прав потребителей. В основу Программы положены два постановления Совета ЕС:
1. "О дальнейшей ориентации
политики ЕЭС по защите интересов
потребителей" от 23 июля 1986 г. В
нем говорится, что, ставя
2. "Об интеграции политики
по защите потребителей с политикой
в других областях
В развитие этих актов Совет ЕС 9 ноября 1989 г одобрил. постановление "О дальнейших приоритетных направлениях политики защиты потребителей". Следуя обозначенным в данном Постановлении приоритетным направлениям, был разработан трехлетний план действий в области политики по защите прав потребителей в ЕЭС (1990-1992 гг.).
Таким образом, политика и
практика ЕЭС в сфере защиты прав
потребителей имеют определенный историко-правовой
опыт; создана определенная нормативная
база, выражающаяся в программных
документах органов Сообщества, которые
отражают основополагающие принципы политики
защиты интересов потребителей на уровне
стран-участников ЕС. Безусловно, правовые
нормы, посвященные защите интересов
потребителей в Сообществе, окажут
положительное влияние на становление
и совершенствование
(к содержанию)
2. РЕЗОЛЮЦИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ
АССАМБЛЕИ ОРГАНИЗАЦИИ
Начало непосредственной
разработке руководящих принципов
в области защиты прав потребителей
было положено в конце 70-х годов,
когда Экономический и социальный
совет ООН признал, что защита
интересов потребителей имеет важное
значение для социально-экономического
развития. В 1977 г. Совет предложил
генеральному секретарю подготовить
обзор национальных учреждений и
законодательства по вопросам защиты
интересов потребителей. В 1979 году Совет
решил подготовить для
В соответствии с этим решением
генеральный секретарь провел консультации
с правительствами и
В разделе I "Руководящих
принципов для защиты интересов
потребителей" перечисляются их
цели, которые представлены в контексте
неравенства экономической
а) содействовать странам - членам ООН в установлении и дальнейшем обеспечении надлежащей защиты своего населения как потребителей;
б) способствовать созданию
структур производства и распределения,
способных удовлетворять
в) поощрять высокий уровень
этических норм поведения тех, кто
связан с производством и распределением
товаров и услуг для
г) содействовать странам - членам ООН в борьбе с вредной деловой практикой всех предприятий на национальном и международном уровнях, которая отрицательно сказывается на потребителях;
д) способствовать созданию
независимых групп
е) расширять международное сотрудничество в области защиты интересов потребителей;
ж) поощрять создание рыночных условий, предоставляющих потребителям больший выбор товара при более низких ценах.
Указанные принципы развернуты в последующих разделах Руководящих принципов.
В разделе II речь идет об общих
принципах защиты прав потребителей.
Здесь указывается на необходимость
того, чтобы правительства разрабатывали,
укрепляли и продолжали активную
политику защиты интересов потребителей,
что обусловливается
а) защита потребителей от ущерба их здоровью и безопасности;
б) содействие экономическим интересам потребителей и защита этих интересов;
в) доступ потребителей к соответствующей информации, необходимой для компетентного выбора товара в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями;
г) просвещение потребителей;
д) наличие эффективных процедур рассмотрения жалоб потребителей;
е) свобода создавать потребительские
и другие соответствующие группы
или организации и возможность
для таких организаций
В разделе III излагается суть Руководящих принципов, сведенных в семь рубрик, охватывающих основные сферы защиты интересов потребителей:
1. Физическая безопасность.
В руководящих принципах, помимо
обращенного к правительствам
призыва обеспечить условия,
2. Содействие экономическим
интересам потребителей и
3. Нормы безопасности
и качества потребительских
товаров и услуг. Руководящие
принципы поощряют разработку, пересмотр
и повышение национальных норм,
действующих в отношении
4. Система распределения
основных потребительских
5. Меры, позволяющие потребителям
получить компенсацию. Здесь
отмечается необходимость в оперативных,
справедливых, не дорогостоящих
и доступных правовых или
6. Программы просвещения
и информирования. Целью этих
программ является обеспечение
возможности для населения
7. Меры, касающиеся конкретных
областей защиты прав потребителей.
Правительствам следует уделять,
по мере возможности,
В разделе IY Руководящих принципов
речь идет о международном сотрудничестве
и приводятся примеры того, каким
образом международная
Информация о работе Курс лекций по "Защите прав потребителей"