Конституции СССР 1977 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 01:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы являются:
Проследить этапы разработки и принятия Конституции СССР 1977 г.;
Проанализировать содержание Конституции СССР 1977 г. и решения ее основных вопросов: изменения в общественном строе, взаимоотношения государства и личности, национально-государственное устройство СССР и основы организации и деятельности государственного аппарата;
Выявить значение Конституции СССР 1977 года в истории нашей страны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Разработка и принятие Конституции СССР 1977 года………….5

Глава 2. Содержание Конституции СССР 1977 года……………………...11

2.1. Изменения в общественном строе, вводимые Конституцией………..11

2.2. Взаимоотношения государства и личности по Конституции СССР 1977 года………………………………………………………………..……..…...17

2.3. Конституционное закрепление национально-государственного устройства СССР…………………………………………………………….23

2.4. Конституционные основы организации и деятельности государственного аппарата………………………………………………………………………28

Заключение…………………………………………………………………...38

Библиографический список…………………………………………………40

Файлы: 1 файл

Разработка и принятие новой Конституции.docx

— 74.96 Кб (Скачать)

Существенной новизной по сравнению с ранее действующими конституциями отличается ст. 56 Конституции  СССР 1977 г. об охране законом личной жизни граждан, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных  сообщений. В ст. 128 конституции СССР 1936 г. указывалось лишь на тайну переписки и здесь же шла речь о неприкосновенности жилища. Новая Конституция СССР особо подчеркивала, что закон охраняет личную жизнь граждан. В законе не раскрывалось само понятие «личная жизнь», но из смысле ст. 56 видно, что оно значительно шире, чем переписка, телефонные переговоры, телеграфные сообщения.

Также впервые были зафиксированы  право на пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества.

Особенно важное значение имеет закрепление права граждан  СССР участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения. Впервые закреплялось право граждан СССР вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе. Должностные лица обязывались в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры. В качестве гарантии осуществления права на критику запрещалось преследование за это.

Конституционные нормы закрепляли также право граждан СССР на обжалование  действий должностных лиц, государственных  и общественных органов. При этом предусматривались конкретные гарантии обеспечения права на обжалование. В частности, впервые в советском конституционно законодательстве указывается (ст. 58), что действия должностных лиц, совершенные с нарушение закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд. В этой же ст. 58 провозглашено право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

Как и в прежнем советском  конституционном законодательстве, Конституция СССР 1977 г. гарантировала  свободу совести. Однако имелись  изменения по сравнению с Конституцией СССР 1936 г. Впервые устанавливается, что возбуждение вражды и ненависти  в связи с религиозными верованиями  запрещается.

Сохраняется преемственность  конституционных норм, характеризующих обязанности советских граждан. Вносятся, однако, существенные добавления. Впервые конституционно закреплялись следующие обязанности граждан СССР: добросовестно трудиться в избранной ими области общественно полезной деятельности, соблюдать трудовую дисциплину; оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета; уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства; содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира; уважать права и законные интересы других лиц, всемерно содействовать охране общественного порядка. Советские граждане обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества; беречь природу и охранять ее богатства; заботиться о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей.

В новой Конституции СССР последовательно проводилась идея единства прав и обязанностей государства  и личности. Не случайно в ст. 59 подчеркивается, что осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей13.

Советское государство не только требовало от граждан предусмотренного законом определенного поведения, но и само имело обширные обязанности  по обеспечению прав и свобод граждан. Многие конституционные нормы регулировали именно эту сторону деятельности Советского государства. Были четко  сформулированы обязанности государства  и общества по отношению к личности в ст. 57 Конституции СССР 1977 г., в  которой говорилось, что уважение личности, охрана прав и свобод граждан  – обязанность всех государственных  органов, общественных организаций  и должностных лиц.

Законодатель, расширяя конституционные  права граждан, исходил из того, что  советские граждане будут добросовестно  выполнять предусмотренные законами обязанности и будут реализовать  свои субъективные права, не нарушая  интересы государства, общественных организаций, других граждан. «Именно ответственный  подход каждого гражданина к своим  обязанностям, к интересам народа, - подчеркивалось в отчетном докладе  ЦК КПСС ХХV съезду КПСС, - создает единственно  надежную базу для наиболее полного  воплощения принципов социалистического  демократизма, подлинной свободы  личности»14.

2.3. Конституционное закрепление  национально-государственного устройства  СССР

Национально-государственное устройство СССР регламентировалось третьим разделом Конституции СССР 1977 г. Получили дальнейшее развитие и закрепление ленинские идеи о Советской социалистической федерации, ленинские принципы пролетарского интернационализма. В ней, как и в ранее действовавшем Основном Законе, указывалось, например, что суверенные права союзных республик охраняются Союзом ССР. Более того, к прежним гарантиям этих прав добавляются новые, такие, как право участия республик в решении союзными органами вопросов, отнесенных к ведению СССР, право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР.

Вместе с тем сопоставление соответствующих положений Конституций СССР 1924 и 1936 гг. и новой Конституции СССР 1977 г. позволяет говорить об отраженной во всех этих документах тенденции развития советского федерализма, заключающейся в неуклонном укреплении союзных начал государства. В новой Конституции СССР такая тенденция была зафиксирована уже в самом определении СССР как единого союзного многонационального государства, а также в ряде других положений. На первый план выдвигалась идея интернационального единства советского общества, организованного в общенародное государство.

В новой Конституции СССР со всей четкостью и определенностью была отражена не только закономерность процессов укрепления союзных начал государства, но и демократическая основа этого процесса. Союзные республики сохраняли и укрепляли свой государственный суверенитет. За каждой из них сохранялось право свободного выхода из СССР.

Сохраняя преемственность ленинских идей и принципов, Конституция СССР 1977 г. все же вносит некоторые изменения в национально-государственное устройство СССР по сравнению с ранее действовавшим конституционным законодательством. В результате развития и углубления некоторых государственно-правовых институтов изменилось и содержание отдельных конституционных норм.

Конституция СССР 1936 г. имела главу «Государственное устройство», новый Основной Закон СССР, во-первых, применял новый термин — «Национально-государственное устройство», что более точно отражало сущность включаемых в это понятие государственно-правовых институтов; во-вторых, национально-государственному устройству СССР посвящено четыре главы, в которых более четко в структурном отношении разграничивалась компетенция между СССР, союзной республикой, автономной областью и автономным округом.

В Конституции СССР 1936 г. содержалось краткое определение  Союза ССР как Союзного государства, образованного на основе добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. Далее перечислялись все республики, входившие в СССР в то время. Ст. 70 Конституции СССР 1977 г. содержит более развернутое определение СССР как единого союзного многонационального государства, образованного на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. При этом подчеркивалось, что СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма15.

Следует отметить, что законодатель вводит новое понятие  — СССР как единое союзное многонациональное  государство. Подобная формулировка отсутствовала  в Конституции СССР 1936 г. Формулировка   ст. 70 Конституции СССР 1977 г. точно отражала сущность Союза ССР и соответствии с идеями В. И. Ленина, который считал, что Советская Федерация была призвана стать «вернейшим шагом к самому прочному объединению различных национальностей России в единое демократическое централизованное Советское государство»16.

Статья 73 Конституции СССР 1977 г. определяет компетенцию СССР: 1) принятие в состав СССР новых республик; утверждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик; 2) определение государственной границы СССР и утверждение изменений границ между союзными республиками; 3) установление общих начал организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления; 4) обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории СССР, установление основ законодательства Союза ССР и союзных республик.

К ведению СССР относятся также все вопросы, связанные с разработкой, утверждением, исполнением единого государственного бюджета, руководством денежной и кредитной системой страны. В ст. 73 специально предусматривается руководство со стороны Союза ССР отраслями народного хозяйства, объединениями и предприятиями союзного подчинения, а также общее руководство отраслями союзно-республиканского подчинения.

Далее новая Конституция  СССР к ведению Союза ССР относила вопросы войны и мира, защиту суверенитета, охрану государственных границ и территории СССР, организацию обороны, руководство Вооруженными Силами СССР, обеспечение государственной безопасности, представительство в международных отношениях (связи СССР с иностранными государствами и международными организациями, установление общего порядка и координация отношений союзных республик с иностранными государствами и международными организациями, внешняя торговля и др.).

Завершается перечисление предметов  общесоюзного ведения указанием  на то, что СССР осуществляет контроль за соблюдением общесоюзной конституции и обеспечением соответствия конституций союзных республик Конституции СССР. Данный пункт не последний по важности, он имеет обобщающее значение, поскольку касается всех вопросов, отнесенных к компетенции Союза ССР. Контроль за соблюдением конституционного законодательства — важнейшая обязанность Союза ССР, и она распространялась на все сферы государственной деятельности.

Конституцию СССР 1977 г. отличает от ранее действовавшего общесоюзного конституционного законодательства то, что в ней отсутствует исчерпывающий перечень предметов ведения Союза ССР, как это было в Конституциях СССР 1924 и 1936 гг. К ведению Союза ССР новая Конституция СССР относила и решение других вопросов общесоюзного значения. Действие Конституции было рассчитано на длительное время и нецелесообразно было бы часто вносить в нее изменения и дополнения. Законодатель исходил из того, что невозможно заранее наметить исчерпывающий перечень вопросов, относящихся к компетенции Союза ССР. Поэтому и появилась норма, которая предоставляет право самому Союзу ССР определять, какие вопросы, не перечисленные в ст. 73, следует в будущем относить к ведению Союза ССР.

В Конституции СССР 1977 г. имеется глава (9-я), посвященная союзной республике как суверенному Советскому социалистическому государству, которое объединилось с другими советскими республиками в СССР; в пределах своей компетенции она самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории. Статья 76 устанавливает, что союзная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и учитывающую особенности республики.

В юридической литературе при сравнении этого положения с соответствующей формулировкой в ранее действовавшем общесоюзном конституционном законодательстве обращалось внимание на изменение текста. Так, М. И. Пискотин и К. Ф. Шеремет писали: «Если Конституция 1936 г. говорила о полном соответствии республиканских Конституций союзной, то новая Конституция СССР ограничивается требованием соответствия. Это открывает республикам еще больше возможностей для творческого воплощения в своих Конституциях положений союзного Основного Закона»17.

Конституция СССР 1977 г. лишь в общих чертах регламентировала основные правомочия союзных республик. К их компетенции она относила решение всех вопросов, которыми не ведает Союз ССР. Впервые в конституционных нормах предусматривалось участие союзных республик в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР. Вместе с тем новая Конституция СССР руководство Вооруженными Силами, как и организацию обороны страны, относила исключительно к ведению Союза ССР. Сохранялось прежнее положение, согласно которому союзная республика имеет право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций.

Впервые в новой Конституции  СССР появились две главы, посвященные  правовому положению автономной советской социалистической республики, автономной области и автономному округу (гл. 10,11). В них определялись в общих чертах статус советских автономий, их основные права, состав, порядок участия в решении государственных вопросов.

2.4. Конституционные основы организации  и деятельности государственного  аппарата

Как и прежде, основным стержнем советского государственного аппарата оставалась разветвленная система Советов.

Конституция СССР 1977 г. по сравнению с действовавшим ранее советским конституционным законодательством значительно усиливала правовое регулирование деятельности Советов. Раздел IV, состоящий из трех глав, специально посвящается Советам народных депутатов и порядку их избрания. Кроме того, многие вопросы, связанные с Советами, находят отражение в разделах V и VI (нормы, регулирующие организацию и деятельность Советов народных депутатов, начиная с Верховного Совета СССР и кончая местными Советами). В Конституции СССР 1936 г. отсутствовал специальный раздел о Советах. В ней организация и деятельность Советов отражались в главах, посвященных высшим и местным органам государственной власти.

В конституционных нормах определяется единая система органов государственной власти в лице Советов народных депутатов — от Верховного Совета СССР до поселковых и сельских Советов. В единстве системы представительных органов выражается единство политической власти в стране.

Информация о работе Конституции СССР 1977 года