Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:48, дипломная работа
Объект исследования: теория и практика социальной работы с несовершеннолетними.
Предмет исследования: теоретические основы ювенальной юстиции в социальной работе с несовершеннолетними детьми.
Цель исследования: анализ роли ювенальной юстиции в социальной работе с несовершеннолетними детьми.
Введение…………………………………………………………………………
3
Глава I. Теоретико-исторический анализ ювенальной юстиции в России……………………………………………………………………………..
6
1.1.Сущностная характеристика ювенальной юстиции в России……………………………………………………………………………..
6
1.2. Основные проблемы становления и развития ювенальной юстиции в России ……………………………………………………………………………
16
Выводы по главе I………………………………………………………………..
24
Глава II. Политика ювенальной юстиции в области социальной работы с несовершеннолетними детьми в Южном – Федеральном округе…………………..…………………………………………………………
26
2.1. Специфика деятельности ювенальной юстиции в Южном – Федеральном округе …………………………………………………………….
26
2.2.Анализ деятельности ювенальной юстиции в городе Волгограде на основании благотворительной общественной организации клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка»………….…………………………………………….
35
Выводы по главе II……………………………………………………………...
44
Заключение……………………………………………………………………….
46
Список использованной литературы.…………………………………………..
50
4. Профилактика правонарушений, девиантного поведения несовершеннолетних, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни.
5. Привлечение несовершеннолетних, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций. Организация разнообразной социально-значимой деятельности несовершеннолетних в социуме (досуг, отдых, воспитательные мероприятия). Включение в процесс творчества, поддержка социальной инициативы.
6. Индивидуальное и групповое консультирование несовершеннолетних, родителей, педагогов и администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания несовершеннолетних в семье.
7. Организация взаимодействия различных групп взрослых, содействие налаживанию нормальных межличностных взаимоотношений в семьях, детских и взрослых коллективах. Помощь педагогам в разрешении конфликтов с подростками [27, с. 70.].
8. Пропаганда и разъяснение прав несовершеннолетних, семьи и педагогов. В качестве особой функции может быть выделена защита прав подростка на основе конвенции о правах подростка и других правовых документов.
Ювенальная юстиция занимается следующими видами деятельности:
1. Юридическая помощь детям, подросткам, молодежи и их семьям [50, с. 38];
2. Социально-правовая, психолого-педагогическая помощь (включая сопровождение, реабилитацию) детям и семьям в трудной жизненной ситуации;
3. Обучение детей и молодежи в области прав человека (ребенка), культуры мира, граждановедения;
4. Осуществляем акции помощи «дети – детям»;
5. Социальные исследования, правозащитный мониторинг в области прав человека (ребенка);
6. Дискуссионные, переговорные мероприятия для повышения эффективности реализации социальной политики в сфере детства и молодежи;
7. Координация и поддержка тематических альянсов (сетей и коалиций);
8. Осуществление акций солидарной благотворительной помощи;
9. Обучение взрослых в области прав человека (ребенка), сетевой социальной и правозащитной работы, гражданского диалога;
10. Информационные кампании, публикация материалов по защите прав и интересов ребенка и семьи, укреплению престижа и роли семьи в обществе, охране материнства, детства, отцовства [50, с. 41.].
Задача ювенальной юстиции состоит в том, чтобы без суда примирить потерпевших с несовершеннолетними преступниками. Это означает, что совершивший преступление малолетний правонарушитель может быть оправдан без судебного разбирательства, если он признает вину, захочет исправиться и возместить пострадавшим причиненный ущерб [37, с. 44.].
Сегодня мы еще не очень сильно продвинулись в области подобных форм правосудия. Стоит выделить ряд проблем, которые прямо или косвенно способствуют этому. Во-первых, некоторые российские специалисты в области ювенальных технологий склонны классифицировать их на три группы:
философские;
институциональные;
процессуальные.
Первый уровень проблем ориентирован на социальный статус личности в государстве. У нас, на психику и мироощущение «родимыми пятнами» накладывается тоталитарное прошлое, хотя личность не должна являться объектом деятельности государства, а должна быть субъектом отношений общества и государства. Таким образом, отечественное правосудие должно рассматривать личность, как достойную уважения, иначе мы будем множить правонарушителей.
Второй и третий уровни проблем непосредственно связаны с развитием отечественных судов. Сказать, что состояние судебной системы плохое - не сказать ничего. Российской системе правосудия следует, в первую очередь, заслужить уважение общества, а также перейти от «культивации» суда присяжных к нормальному развитию этой модели правосудия. Ювенальная юстиция не может противоречить некоторым принципам отечественной судебной системы. В частности, критики введения в России восстановительного правосудия утверждают, что оно вместо принципа законности устанавливает некую форму надправовой справедливости. Но этот принцип не отрицается, а лишь трактуется несколько шире: от формальной справедливости к содержательной [33, с. 52.].
Кроме того, возникает юридическая коллизия и с провозглашенной Конституцией презумпцией невиновности: недоказанная и непризнанная никем вина не подлежит искуплению [3, ст.49. с.18.]. Здесь доказательство вины играет против тех, кто склонен к утверждению ювенальных технологий в жизнь. Однако, в то же время, ювенальная юстиция базируется не на понятии вины, а на понятии виновности. Поэтому государство отказывается в этом случае опровергать презумпцию невиновности, давая шанс обществу иными способами урегулировать ситуацию.
С трудом также представляется появление в стране восстановительного правосудия без перелома российского менталитета, который сегодня сформирован, по разным причинам, больше под влиянием криминальной среды. Таким образом, мы даем подросткам совсем не шанс на исправление и перевоспитание. Мы даем им другое образование - знакомство с криминальной средой и тем самым помогаем стать преступниками. Еще одна сторона российского менталитета заключается в том, что наши судьи склонны выполнять свои профессиональные функции чересчур «иронично» по отношению к той категории правонарушителей, которые, мягко говоря, выглядят «непрезентабельно». Вот когда российские судьи научатся говорить с такими подростками «на их языке», тогда все и получится [34, с. 73.].
Подобных проблем существует еще много. Ни для кого не секрет, что несовершенство российского законодательства тоже одна из основополагающих причин практически полного отсутствия в России ювенальной юстиции. В Государственной Думе залежался проект Федерального Конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в части введения ювенальных судов. 15 февраля 2002 года этот закон прошел первое чтение, но дальше о нем как-то «забыли».
Необходимо внести изменения в российское законодательство в части определения законодательным путем сроков рассмотрения дел в специализированных судах. Оказывается, что времени, предусмотренного в обычной правоприменительной практике, не хватает для ювенальной юстиции. Обращает внимание и отсутствие в российском законодательстве (впрочем, как и в законах других государств, использующих ювенальную юстицию) норм, защищающих права жертвы в рамках восстановительного правосудия. На практике это может происходить следующим образом: все решили, помирились, малолетнего правонарушителя призвали исправиться и разошлись. Один потерпевший не понял, почему пострадал он, а ущерб обязали возместить государству [19, с. 112.].
Однако, зарубежные специалисты оптимистично настроены по поводу внедрения в России восстановительного правосудия. Представитель правительственной организации по работе с правонарушениями несовершеннолетних в Великобритании Гай Мастерс на одной из многочисленных конференций по проблемам ювенальной юстиции, заявил, что в России практика ювенальной юстиции развернется гораздо быстрее, чем, например, в Великобритании [46, c. 66.].
Предупреждение преступности несовершеннолетних, согласно подходу, по которому каждая сфера политики должна иметь своим особым объектом детей, является компонентом общей политики государства в сфере предупреждения преступности. С другой стороны, политика предупреждения преступности несовершеннолетних - компонент национальной политики государства в отношении несовершеннолетних. С этой точки зрения совершенно оправданно включение целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 1997-98 годы» в президентскую программу «Дети России».
С позиции формулирования цели не вызывает сомнения решения одной из важнейших задач при разработке концепции ювенальной юстиции - обоснование комплексного характера правосудия по делам несовершеннолетних. Идеальная модель суда, занимающегося несовершеннолетними, - это суд межотраслевой судебной юрисдикции, в котором решаются в комплексе вопросы как судебной защиты прав несовершеннолетних (одна из форм защиты прав и интересов несовершеннолетних как цель политики), так и юридической их ответственности за совершенные проступки и правонарушения (одна из форм защиты общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних как цель политики) [19, с. 115.].
Игнорирование двойного содержания цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних приводит некоторых ученых к необоснованному сужению жизненного пространства несовершеннолетних, на которых распространяются интересы криминологии. По их мнению, граница этого пространства задана преступным поведением подростка.
Информационное обеспечение судебной деятельности в большинстве стран, где действует ювенальная юстиция, осуществляется системой воспитательных учреждений и социальных служб, тщательно изучающий каждый конкретный случай и наблюдающих ребенка и семью находящеюся социально опасном положении, в течении многих лет. В России при наличии соответствующего законодательства отсутствует работа специальных служб. Профилактика ограничивается, в основном , изолированными инициативами. Причиной этому является отсутствие координационной деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
В нашей стране при наличии соответствующего законодательства отсутствует возможность эффективного использования данных инструментов, что чинит препятствия на пути продвижения ювенальной юстиции.
Выводы по главе I
Понятие ювенальная юстиция многогранно и многопрофильно, что его основополагающие черты весьма сложно объединить в одной формулировке. Все же большинство ученых считают, что ювенальная юстиция представляет собой – систему государственных органов, осуществляющее правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также государственных и негосударственных структур, контроль за исправлением и реализацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав ребенка.
Однако, что мы можем утверждать точно, так это то, что существование ювенальной юстиции состоит не только в подчинении судебной власти задачи решения проблемы наказания малолетнего правонарушителя. Особое место здесь занимают задачи, судами не решаемые - задачи социализации молодых людей и обеспечения их будущего в качестве законопослушных членов общества.
В ходе истории ювенальной юстиции надо быть благодарным ее изменениям. Все документы, определяющие карательную ориентацию правосудия утратили силу с принятием нового уголовного и процессуального законодательства. Думаю, что, несмотря на то, что ушли в прошлое нормативные акты 30-40 гг., необходимость в их изучении не отпала. Это важно для того, чтобы избежать повторения прошлых, жестоких ошибок. Знание механизма нарушения законности позволит выработать средства противостояния ему.
Исторические предшественники – юристы не учитывали того, что дети и подростки нуждаются в повышенной юридической защите своих прав в силу возраста. Игнорирование этого важного факта привело к тому, что и римское право и более поздние историка – правовые памятники средневековья, и даже законы нового времени предусматривали весьма ограниченную защиту для детей перед законом и судом. Происходило это потому, что детей во все времена, предшествующие созданию ювенальной юстиции, рассматривали как неполноценных физически и психически.
Ювенальная юстиция остается нетрадиционной формой правосудия. Она давно вышла из системы правоохранительных органов, но ее задатки остались, как и в социальной работе, так и в органах милиции. Эти учреждения не так подробно изучают проблемы несовершеннолетних, как это делает ювенальная юстиция.
Российские специалисты в области ювенальных технологий выделили три группы основных проблем: философские; институциональные; процессуальные. При решении этих основных проблем ювенальная юстиция продвинется вперед и начнет потихоньку развиваться.
Глава II. ПОЛИТИКА ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ В
ЮЖНОМ – ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
2.1. Специфика деятельности ювенальной юстиции в Южном – Федеральном округе
Одно из направлений ювенальной юстиции в Южном – Федеральном округе - создание специализированного правосудия по делам несовершеннолетних, при котором в судопроизводство активно вовлекаются социальные службы и общественные организации для более эффективного разрешения дел с участием несовершеннолетних, обеспечения защиты их прав.
Вопрос о необходимости создания ювенальной юстиции (правосудия для несовершеннолетних) впервые был поставлен в Концепции судебной реформы 1991 года.
Создание специализированной судебной системы по делам несовершеннолетних является реализацией обязательств Российской Федерации по применению общепризнанных принципов и норм международного права, прежде всего, Конвенции ООН о правах ребенка, Минимальных Стандартных Правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинских правил»– 1985 г.), Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы [58, с. 82.].
Отсутствие законодательных актов в области ювенальной юстиции привели к тому, что в ряде регионов России были предприняты самостоятельные попытки внедрения форм ювенальной юстиции в тех рамках, которые позволяет существующее законодательство [75, c. 25.].
Так, на протяжении 2009 – 2010 г. Ростовским областным судом и Управлением Судебного департамента в Ростовской области реализовывался совместно с Программой Развития ООН в Российской Федерации (ПРООН) экспериментальный проект «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних», направленный на внедрение в судах общей юрисдикции международно-правовых стандартов ювенальной юстиции.
Именно Ростовскую область Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации определил как базовый центр поддержки судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции в России [40, с. 47.].