Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:32, контрольная работа
Если обратиться к истории государства и права, то впервые должность мирового судьи в ее современном понимании появилась в Англии в эпоху Средневековья (1344 г.). Введение этой должности связано с именем Эдуарда III, который реформировал местный судебно-полицейский аппарат в условиях обострения классовой борьбы в деревне.1 В каждом графстве для лучшего поддержания мира назначались мировые судьи из почетных и уважающих законы лиц. Ими были не только профессиональные юристы, но и лица, не имеющие юридического образования.
С момента принятия мировым судьей жалобы к своему производству лицо, ее подавшее, становится частным обвинителем. Мировой судья разъясняет ему права потерпевшего и частного обвинителя, о чем составляет протокол.
Так, рассмотрим пример работы мирового судьи с уголовным делом.
Таким образом, мировой судья рассматривает уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
3.3 Компетенция мировых судей в сфере административного судопроизводства
В статье 23.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации приведен перечень правонарушений, подсудных мировому судье. Например, самовольная добыча янтаря, уничтожение или повреждение чужого имущества, ведение археологических разведок или раскопок без разрешения, мелкое хищение, нарушение законодательства о банках и банковской деятельности и другие.
Мировые судьи рассматривают дела только в первой инстанции. Им подсудны:
I. Уголовные дела о
преступлениях, за совершение
которых может быть назначено
максимальное наказание, не
II. Гражданские дела (только
относящиеся к
1. о выдаче судебного приказа;
2. о расторжении брака,
если между супругами
3. о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;
4. иные дела, возникающие
из семейно-правовых отношений
дела, за исключением дел об
оспаривании отцовства (
5. по имущественным спорам,
за исключением дел о
6. об определении порядка пользования имуществом;
III. Дела об административных
правонарушениях, отнесенные к
компетенции мирового судьи
Особенность института мировых судей состоит в том, что полномочия, порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливаются не только федеральным законом (ст.28 Закона о судебной системе), но также и законом субъекта Российской Федерации (ст. 28 Закона о судебной системе РФ, ст.1 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»). Однако в какой бы форме ни осуществлялось правосудие мировым судьей (гражданское, уголовное, административное судопроизводство), судебное решение выносится именем Российской Федерации.
Пункт 3 ст.1 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» говорит об обязательности исполнения распоряжений мировых судей. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановлений мирового судьи, а равно иное проявление неуважения к нему влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
4. Причины возрождения института мировых судей в России, проблемы и перспективы развития
В силу различных причин в конце XX в. в России возникла объективная необходимость реформирования многих сторон жизни общества. В срочном реформировании нуждалась отечественная судебная система, которая не справлялась с возложенными на нее в конкретный исторический период задачами. Учеными обсуждались различные пути преобразования судоустройства и судопроизводства с целью приоритетной защиты прав и интересов граждан. Новое видение роли суда, который должен быть не карающим органом, а местом разрешения споров и конфликтов, потребовало существенной реорганизации судебной системы, отыскания новых ее элементов. Обществу нужен был суд, который бы справился с возникшими перед ним задачами.
Анализ нового законодательства, а также результатов деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ позволяет выявить следующие основные тенденции, ясно и определенно принявшие характер закономерностей развития российского судопроизводства:
1) расширение и укрепление
2) дифференциация форм
3) расширение прав личности в
уголовном и гражданском
4) усиление процессуальных
Основные тенденции развития судопроизводства обусловили не только пересмотр устройства судебной системы государства, возвращение к уже забытому российскими юристами институту мировой юстиции, но и привели к упрощению процедур рассмотрения различных дел у мирового судьи. В свою очередь, попытки определения сущности, задач и целей судопроизводства, перечня особенностей судебного разбирательства у мирового судьи приводят к теоретическому осмыслению наиболее эффективных процессуальных форм, демократических принципов и практической реализации тенденций развития судопроизводства.
Человечество постоянно
Впервые на официальном уровне вопрос
о восстановлении института мировых
судей был поставлен в
Этот Закон заложил правовые основы для их деятельности. В частности, в нем было закреплено положение о том, что мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции, а полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Федерации. Он предопределил принятие целого ряда соответствующих законов, в том числе Закона "О мировых судьях в Российской Федерации" и др.
Громоздкая и усложненная
Они высказали суждение о том, что
введение института мировых судей
не соответствует действующей
Как отмечали сторонники введения института мировых судей, он вполне вписывался в государственное устройство страны. Мировые судьи обеспечивали россиянам надежную судебную защиту в связи с их близостью к населению в условиях особых географических условий, серьезно ограничивающих реальную возможность обратиться в суд за защитой своих прав и свобод (огромные расстояния, суровые климатические условия, скудное финансирование их деятельности из государственной казны и т.п.). Созданная на основе иных принципов советская судебная система ориентировалась совсем на другие цели - кару, наказание за совершенное преступление и воспитание населения. Именно этим объяснялось небольшое количество обращений граждан в суд за защитой своих прав и свобод, дел о малозначительных преступлениях небольшой тяжести, в том числе дел частного обвинения.
Авторы публикаций, посвященных
институту мировых судей, аргументировали
свою позицию относительно необходимости
возрождения его в России тем,
что относительно несложные малозначительные
дела должны быть сосредоточены у
судей, специализирующихся на рассмотрении
подобных дел. В результате правосудие
территориально приблизится к населению,
позволит судьям оперативно рассматривать
дела, облегчит для граждан доступ
к правосудию. Увеличение объема и
усложнение гражданских дел, усиление
действия принципа диспозитивности
в уголовном судопроизводстве, растущие
требования к качеству правосудия диктуют
настоятельную необходимость
Увеличение нагрузки на судебную систему,
связанное с общим ростом гражданского
оборота и соответственно увеличением
количества дел, поступающих в суды,
не может продолжаться до бесконечности.
Поэтому в большинстве развитых
стран идет активный поиск путей
для снижения нагрузки на государственную
судебную систему, развитие других форм
гражданской и уголовной
Вследствие увеличения количества дел суды при рассмотрении уголовных и гражданских дел вынуждены применять упрощенные процедуры. Например, в Англии в судах графств (первое звено суда гражданской юрисдикции) рассматриваются дела малых требований, где цена иска не превышает установленного законом размера. Детальный анализ процедуры в мировых судах России по Уставу гражданского судопроизводства 1864 г. (УГС) позволяет выделить в ней более 60 отличий от общего порядка рассмотрения дел, причем большинство из них было направлено на упрощение судебной процедуры. См.: Устюжанинов В., Сапожников С. Компетенция мирового судьи по рассмотрению гражданских дел.23
Наметившиеся в стране в конце XX в. тенденции по укреплению власти субъектов Федерации обусловили необходимость решения вопроса о судебных органах в каждом из регионов. Особенности статуса мирового судьи, избираемого населением или органом законодательной власти субъекта Федерации, логично вписывались в принятую концепцию судебно-правовой реформы. Представляется, что идея введения института мировых судей во многом реализуется для того, чтобы максимально приблизить суд к населению, обеспечить доступ граждан к правосудию и освободить федеральную судебную систему от огромного количества дел, вызванного ростом преступности, расширить сферу судебного контроля, в том числе на досудебных стадиях уголовного процесса.
К сожалению, результаты проверок свидетельствуют
о том, что не во всех еще регионах
страны осознали необходимость поддержки
мировых судей и отдельные
представители власти не заинтересованы
в эффективном функционировании
мировой юстиции. Об этом свидетельствует
как недостаточное
Информация о работе История становления и развития институтов мировых судей