История становления и развития институтов мировых судей

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:32, контрольная работа

Краткое описание

Если обратиться к истории государства и права, то впервые должность мирового судьи в ее современном понимании появилась в Англии в эпоху Средневековья (1344 г.). Введение этой должности связано с именем Эдуарда III, который реформировал местный судебно-полицейский аппарат в условиях обострения классовой борьбы в деревне.1 В каждом графстве для лучшего поддержания мира назначались мировые судьи из почетных и уважающих законы лиц. Ими были не только профессиональные юристы, но и лица, не имеющие юридического образования.

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 69.93 Кб (Скачать)

 

1. История становления  и развития институтов мировых  судей

 

Если обратиться к истории государства  и права, то впервые должность  мирового судьи в ее современном  понимании появилась в Англии в эпоху Средневековья (1344 г.). Введение этой должности связано с именем Эдуарда III, который реформировал местный  судебно-полицейский аппарат в  условиях обострения классовой борьбы в деревне.1 В каждом графстве для лучшего поддержания мира назначались мировые судьи из почетных и уважающих законы лиц. Ими были не только профессиональные юристы, но и лица, не имеющие юридического образования. Однако они получали жалование за осуществление своей деятельности на должности мирового судьи и всегда назначались на нее королем.

Рассматривая английскую модель мирового суда, ученые отмечали, что с ростом ренты в Англии происходило постепенное  расслоение крестьянства. Многочисленные сельские бедняки должны были наниматься на работу к помещикам и зажиточным крестьянам. Спрос на рабочую силу в деревне рос в течение  всего XIV в., особенно в рыцарских  вотчинах. Но в крупных, и особенно монастырских, владениях продолжала господствовать барщина, и усиление связей с рынком вело к росту феодальных рент и укреплению барщинной системы. В связи с этим все больше усиливался отпор крестьян требованиям феодалов. Одной из мер борьбы господствующего  класса с крестьянством и явилось  расширение судебно-полицейских функций  хранителей мира. Должности "хранитель  мира" было присвоено наименование "мировой судья", чтобы показать, что основной их функцией является судебное разбирательство и осуждение  всех нарушителей мира.2 Изначально мировыми судьями были в основном представители класса средних землевладельцев. Однако со временем должность мирового судьи стала достоянием лиц, занимающих в обществе привилегированное положение. Ими становилась аристократия графств, джентри, которая весьма добросовестно подготавливалась к замещению этих должностей, обучаясь в университетах и иных школах. Наметилась тенденция перехода судебной власти к лицам, обладающим не только имущественным, но и социальным превосходством перед остальными жителями того или иного региона.

Каждый достигший 21 года и удовлетворяющий  требованиям ценза мог явиться  к лорд-лейтенанту и записаться мировым  судьей. Но эта запись давала ему  только почетный титул, звание. Для  получения власти, соединенной с  этой должностью, необходима была особая королевская грамота, имеющая силу на один год, и принесение присяги. Списки мировых судей ежегодно объявлялись  от имени короны. Власть каждого  мирового судьи распространялась на все графство без разделения его  на участки. Однако для практического  удобства мировые судьи по взаимному  соглашению разделились по районам.

Полномочия мировых судей были весьма разнообразны. Они совмещали  в себе, наряду с судебными функциями, массу административных, управленческих функций. Так, мировые судьи в  Англии могли задерживать застигнутых  при совершении преступления, разгонять  незаконные сборища, преследовать бродяжничество, требовать поручительство от каждого  лица, представлявшего опасность  для общественного спокойствия, принимать иные меры предупреждения преступлений и иметь в своем  подчинении всех чинов полиции, которые  были обязаны выполнять распоряжения мирового судьи.

Мировые судьи рассматривали также  гражданские и уголовные дела, осуществляя функцию судебной власти. Они в суммарном порядке без  участия присяжных могли наложить денежное взыскание в размере  до 5 тыс. фунтов стерлингов или подвергнуть  виновного тюремному заключению на срок не свыше трех месяцев. Суммарный  процесс в мировом суде являлся  особым видом судопроизводства, используемым в гражданском и в уголовном процессе. Дела, которые разрешает мировой суд, имеют специфику защищаемых в них материальных отношений - малозначительность. Именно этот признак (не качественный, а количественный) отличает суммарный порядок рассмотрения дел.

Предпринимались активные попытки  создания замкнутой системы мировых  судебных установлений. Создаваемые  в графствах съезды мировых судей  делились на: 1) малые, специально образуемые из всех судей графства для дел  по местному усмотрению (для утверждения  выборных надзирателей за бедными в  приходах, назначения констеблей, проверки списков присяжных и т.п.); 2) общие  четвертные, собирающиеся в главном  городе графства каждые три месяца, куда помимо судей приглашались лорд-лейтенант, шериф, коронер, присяжные заседатели, тюремные смотрители и констебли, несколько  опытных адвокатов от правительства, оставивших практику и получивших звание мировых судей, для руководства  судебными заседаниями. Четвертные съезды как орган высшей администрации  графства являлись апелляционным судом  для дел, разрешенных мировыми судьями  в малых съездах.

В современной Великобритании действуют  два вида мировых судей: 1) магистраты, выполняющие судебные обязанности  от случая к случаю безвозмездно, на общественных началах; 2) магистраты (стипендиарии), функционирующие постоянно и  получающие регулярно жалованье (причем солидное - в четыре раза превышающее  среднюю зарплату англичанина).

По Закону о мировых судьях 1979 г. магистраты, действующие на общественных началах, назначаются от имени королевы и с учетом мнения различного рода местных комиссий лорд-канцлером  из числа английских граждан в  возрасте 27-65 лет, имеющих неопороченную  репутацию и проживающих там, где находится соответствующий  суд. Юридическое образование для  таких судей необязательно. Общее  количество магистратов такого рода в последние годы стабильно держится на уровне около 30 тыс. В рассмотрении уголовных дел магистратами участвуют  не менее трех судей. Отсутствие у них юридического образования компенсируется тем, что их консультируют юридически подготовленные клерки, но решение по вопросам вины и наказания они выносят самостоятельно.3 По мере завоевания Великобританией новых колоний мировая юстиция была учреждена в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Индии и некоторых других странах, где мировые судьи продолжают успешно осуществлять свою деятельность по сей день. Спустя четыре столетия мировой суд пришел в континентальную Европу и действует там весьма успешно до сих пор, несмотря на наличие во многих странах кодифицированного права, на приоритет материального права перед процессуальным правом, на присутствие инквизиционного принципа расследования, на существование административного контроля министерства юстиции над судами…

Модель французского судоустройства и судопроизводства во многом определила принципы, лежащие в основе организации  и деятельности суда в правовом государстве, в том числе принцип разделения властей. Это означало, что власть должна быть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и  судебную. Каждая из этих ветвей власти должна осуществлять свои функции особым органом, и соединение двух функций  в одних руках недопустимо. Если законодатель будет исполнителем закона, он получит возможность издавать тиранические законы и тиранически  их исполнять. Если судья получит  законодательную власть, то будет  создан произвол судьи, он перестанет быть простым исполнителем закона, лицом, применяющим закон. Если же судебная власть соединится с исполнительной властью, то судья превратится в  притеснителя и перестанет быть органом, разрешающим конфликты.

По закону 1790 г. мировые судьи  во Франции избирались народом сроком на два года. Первоначально они  не имели уголовной юрисдикции и  учреждались для рассмотрения гражданских дел с участием особых заседателей. Затем им было вменено в обязанность производство предварительных следствий.

В соответствии с французским законодательством  мировые судьи составляли низшую судебную инстанцию, но с ними конкурировали  мэры, судебная власть которых была упразднена лишь в 1873 г. Мировые судьи  были полупрофессионалами и осуществляли правосудие безвозмездно, единолично, устно, гласно, с учетом состязательности сторон. Подобная модель стала предметом  заимствований и подражаний многими  другими государствами Европы - Италией, Испанией, Пруссией, а также Россией. Факт распространения мировых судов  в континентальной правовой системе  опровергает высказанное в юридической  литературе утверждение противников  возрождения мировых судей в  России, что "мировой суд характерен для прецедентной или не сформировавшейся вполне правовой системы для обеспечения  справедливости судопроизводства и  правоприменения". 4Наполеоновское законодательство, сохранив принятое во время революции тройственное деление преступлений, установило в соответствии с ним и три вида судов. Деление судов соответствовало административно-территориальному делению страны. Низшей административной единице- коммуне - соответствовал единоличный мировой суд, разрешающий мелкие гражданские тяжбы. Мировой судья назначался правительством в главном городе каждого кантона, не пользовался несменяемостью, заменялся в случае болезни или отсутствия по иным причинам его помощником и разбирал единолично уголовные дела о мелких нарушениях. В качестве судьи по уголовным делам он образовывал "суд простой полиции". Решения мирового судьи подлежали апелляции в суде исправительной полиции.5 Для нынешней судебной системы Франции также характерно деление судебных органов, осуществляющих производство по уголовным делам, на судебные органы общей юрисдикции и специализированные судебные органы. Трибуналы малой инстанции, будучи низшим звеном современной французской системы, пришли на смену мировым судьям в результате судебной реформы 1958 г. По общему правилу в каждом округе (административно-территориальной единице во главе с супрефектом), образуется один трибунал малой инстанции, хотя в некоторых наиболее населенных округах их может быть несколько. Всего в настоящее время во Франции действует 476 таких трибуналов.6 Организационно система судов во Франции выглядит следующим образом. Трибунал малой инстанции состоит лишь из одного судьи, единолично рассматривающего уголовные и гражданские дела. Однако в отдельных крупных городах (Париж, Лион и др.) в состав трибунала инстанции входят несколько судей, имеющих определенную специализацию. В области уголовного права трибуналы малой юстиции именуются полицейскими судами. В полицейском суде рассматриваются уголовные дела о правонарушениях, т.е. наименее опасных деяниях, запрещенных уголовным законом, но им неподсудны дела о проступках и преступлениях.

Особенность американской правовой системы  заключается в том, что на паритетных началах существуют две самостоятельные  правовые системы: 1) федеральная; 2) штатов. На территорию каждого штата распространяется действие не только его собственной  правовой системы, но и федеральной. На низшем уровне судебной системы  штатов находятся суды ограниченной юрисдикции, представляющие аналог мировых  судов. Эти мировые суды (магистратские, районные, городские или муниципальные  суды, суды общих сессий и т.п.) входят в судебную систему штатов.7 Рассмотрение института мирового судьи в историческом аспекте позволяет убедиться в том, что мировые судьи как орган правосудия присущи многим правовым системам (контитентально-европейской, англо-американской, смешанной). В рамках романо-германской системы права (Франция, Испания), англо-американской (США, Великобритания), смешанной (Канада, Австралия) мировые судьи осуществляли правосудие раньше и продолжают успешно функционировать до сих пор. При этом мировые судьи, появившись впервые в Англии, где отсутствовала строгая логика, систематизация, научность и рациональное начало в системе права, были восприняты доктринальной, систематизированной, научно организованной, логичной и теоретичной континентально-европейской системой права. В то же время, этот правовой институт не свойствен для социалистического (квазизападного) права. Мировых судей не было в СССР, Китае, КНДР, Кубе и т.п.

В научных исследованиях, посвященных  мировым судьям, принято выделять три типа (модели) мировых судов:

1) классический (английский), когда  мировой судья выполняет административно-судебные  функции и судебный состав  формируется на полупрофессиональной  основе;

2) французский, когда мировой  суд выполняет чисто судебные  функции, существует полупрофессиональный  состав мировых судей;

3) смешанный, когда суд составляет  профессиональный состав, выполняющий  не только судебные, но и административные  функции (США).

В научных исследованиях и публикациях, посвященных данной проблеме, принято  подразделять историю формирования института мирового суда в России, действовавшего до революции 1917 г., на три этапа.

Первый этап характеризуется учреждением  и деятельностью аналогов классической модели мировой юстиции, обсуждением  проектов судебной реформы (XII в. - начало 1860-х гг.).

Второй этап - это учреждение и  деятельность института мировых  посредников, также по классическому  образцу, но со специальными функциями, связанными с переходным периодом в  освобождении крестьянства (1861-1874 гг.), причем последние 10 лет - параллельно с мировыми судьями.

Третий этап представляет собой  учреждение и деятельность института  мировых судей (1864-1917 гг.), в эволюции которых также можно выделить два периода: 1) период становления (1864-1881 гг.) и 2) период ревизии Судебных уставов (1881-1917 гг.).8

В настоящий момент следует дополнить  эту классификацию развития института  мировых судей в России, как  единого исторического процесса, четвертым этапом, который начался  в 1998 г. принятием Закона "О мировых  судьях в Российской Федерации" и  продолжается до сих пор. Этот этап характеризуется созданием мирового судьи, признаваемого судьей субъекта Федерации, но одновременно включенного  в единую судебную систему Российской Федерации. Его основными задачами являются обеспечение, охрана и защита прав, свобод и интересов физических и юридических лиц по делам  и спорам, не представляющим большой  общественной опасности. Возрождение  института мирового судьи в России обусловлено тем, что население  страны нуждалось в суде скором, правом, справедливом.

С учетом положения мировых судей  в судебных системах различных государств, задач, поставленных перед ними, можно  сделать вывод, что в истории  европейских стран мировые суды и их аналоги возникали в основном для охраны государственного и общественного  порядка на местном уровне. При  этом они были достаточно самостоятельными, действующими автономно, либо входящими  в состав единой судебной системы  страны.

Сравнительный анализ законов о  судоустройстве и судопроизводстве позволяет сделать вывод, что  все многообразие форм, которые принимал мировой суд в различных государственно-правовых системах, способствует вычленению наиболее общих признаков, характеризующих  его как государственно-правовой институт.

 

2. Цели и задачи мировых судей

 

Издавна предпринимались попытки  определить сущность мирового судьи. К  сожалению, смысл термина "мировой  судья" до сих пор непонятен  многим гражданам, особенно тем, кто  не имеет отношения к юриспруденции. Они воспринимают термин "мировой" как синоним слову "всемирный", полагая, что речь идет о каком-то международном органе. Не могут похвастать точными представлениями о его  формах и содержании даже юристы-профессионалы, поскольку мировой судья был  на протяжении десятилетий обделен  вниманием российских ученых. Тем  более что для обозначения  одного явления в мире используется несколько терминов: justice, magistrate (мировой  судья); Justice of the Реace, Lay justice (мировая  юстиция); magistrates court (мировой суд). 9Чаще всего эти термины употребляются как синонимы, хотя и имеют свои индивидуальные смысловые оттенки. Так, например, в Англии термин magistrate противопоставляется термину justice как, соответственно, платный мировой судья - мировому судье, выполняющему свои обязанности без вознаграждения. В юридической литературе также правомерно утверждалось, что термин "мировой" следует считать производным от понятия "мир" в значении "порядок, спокойствие" (английское peace, французское paix).10 В действующем законодательстве сформулировано определение термина "мировой судья": мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую отечественную судебную систему, осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Постановленные ими и вступившие в законную силу постановления, законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. 11

Информация о работе История становления и развития институтов мировых судей