Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:00, курсовая работа
Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.)......
Введение…...……………………………………………………………...……….3
1. Понятие и система источников финансового права…….…………………...8
1.1 Нормативный правовой акт - основной источник финансового права…..10
1.2 Пределы действия, применение и толкование нормативных финансово-правовых актов…………………………………………......................................16
2. Действие финансово – правовых актов во времени………………………...16
2.1 Действие нормативных финансово-правовых актов в пространстве и по кругу лиц…………………………………………………………………………21
2.2 Нормативный договор и судебный прецедент как источники финансового права……………………………………….……………………………………...26
Заключение.............................................................................................................28
Список использованной литературы………………….………......……………31
2.2
НОРМАТИВНЫЙ ДОГОВОР И
25В качестве источника российского права в последние годы в теории права все чаще признается судебный прецедент. Судебный прецедент - это правило поведения, сформулированное судом при рассмотрении конкретного дела в судебном решении, имеющее общеобязательное значение. Судебный прецедент как источник финансового права представлен главным образом решениями Конституционного Суда РФ. В настоящее время вынесено более 10 решений Конституционного Суда РФ по вопросам, касающимся государственных финансов.
26Общеобязательность решений Конституционного Суда РФ выражается в том, что в соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу. Таким образом. Конституционный Суд РФ формулирует для всех обязательное правило не применять эти акты.
Кроме того, Конституционный Суд РФ часто в ходе рассмотрения дела формулирует правило поведения общего характера, которое ранее не было зафиксировано в каком-либо нормативном акте.
27Более
того, многие из этих правоположений затем
находят свое закрепление в нормативно-правовых
актах. Например, в решении Конституционного
Суда РФ по делу о проверке конституционности
п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г.
«О федеральных органах налоговой полиции»
было впервые сформулировано правоположение
о том, что бесспорный порядок взыскания
штрафов в случае несогласия налогоплательщика
с решением органа налоговой полиции является
превышением конституционно допустимого
ограничения права собственности, поскольку
никто не может быть лишен своего имущества
иначе, как по решению суда. Это правоположение
было воспринято законодателем и закреплено
в ст. 104 Налогового кодекса РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства. Отсюда и другая их особенность — они представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов, денежных средств. Это — финансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государство или его орган.
Своеобразие
предмета регулирования обусловливает
и особенности метода регулирования,
свойственного финансовому
Основным
методом правового
28Финансовое право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения его задач и функций методом «власти и подчинения», как правило, не основанным на субординации. Нормы финансового права носят, как правило, императивный характер, т. е. содержание такой нормы не может быть изменено по соглашению участников общественного отношения, как это имеет место при диапозитивных нормах, содержащихся, например, в Гражданском кодексе РФ.
В
зависимости от характера воздействия
на участников финансового отношения
нормы финансового права
Источниками финансового права являются различные нормативные акты. 29Основополагающие нормы финансового права содержатся в Конституции РФ. например, в ст. 57 Конституции РФ закреплено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статьей 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; в ведении Российской Федерации находятся федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Источниками финансового права являются также многочисленные федеральные законы, регулирующие различные виды финансовых отношений, значительное количество федеральных законов принято для регулирования налоговых отношений. Нормы финансового права содержатся в Указах Президента РФ, регулирующих финансовые отношения, в соответствующих Постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации.
Особое значение для регулирования финансовых отношений имеют инструкции, письма и т. д. Министерства финансов Российской Федерации, Центрального Банка России; при регулировании банковских отношений значительную роль играют обычаи делового оборота.
Совокупность
нормативных актов, содержащих нормы
финансового права, принято определять
как финансовое законодательство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ