Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:46, курсовая работа
Основные задачи моей курсовой работы:
1. Проанализировать правовое регулирование и основные положения, касающиеся опеки и попечительства.
2. Исследовать круг лиц, которые могут быть опекунами и попечителями;
3. Изучение причин, по которым граждане не могут быть попечителями и опекунами, а также причин прекращения опеки и попечительства.
ВВЕДЕНИЕ 4
1.История опеки и попечительства. Понятие и цели. 6
1.1 Особенности исторического развития института опеки и попечительства.6
2.Понятие и цели опеки и попечительства. 12
2.Опека и попечительство. 15
2.1 Органы опеки и попечительства.15
2.Лица, назначаемые опекунами и попечителями.19
3.Права и обязанности опекунов и попечителей.
4.Прекращение опеки и попечительства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Новокуйбышевский государственный гуманитарно-технологический колледж
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Гражданское право
тема: Институт опеки и попечительства в законодательстве РФ.
2013
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Новокуйбышевский государственный гуманитарно-технологический колледж
Согласовано
на заседании предметно-
Протокол № ____от_________
Председатель ПЦК
____________ Н.В. Баннова
ЗАДАНИЕ
для выполнения курсовой работы по дисциплине
студенту ______________________________
Курс 2, группа 24
специальность: 030912 Право и организация социального обеспечения
Курсовая работа выполняется в следующем объеме:
Введение
Основная часть курсовой работы (теоретическая)
1.
2.
Заключение
Приложения (таблицы, схемы, проекты документов, судебная практика)
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
4 |
|
6 |
1.1 Особенности исторического развития института опеки и попечительства. |
6 |
|
12 |
|
15 |
2.1 Органы опеки и попечительства. |
15 |
|
19 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА |
21 25 27 30 |
Приложение 1. Заголовок приложения Приложение 2. Заголовок приложения |
31 32 |
|
4
ВВЕДЕНИЕ
Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК). Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Он несет самостоятельную ответственность за свои действия.
Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста или психического расстройства не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки или попечительства. В дальнейшем я раскрою значения этих понятий.
Институт опеки и попечительства регулируется нормами семейного права, как, по моему мнению, подотрасли гражданского права, но гражданское право вообще, естественно, играет здесь огромную роль. Однако если Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) определяет общие положения, касающиеся опеки и попечительства, то Семейный кодекс РФ (СК РФ) уделяет внимание в основном опеке над несовершеннолетними.
Актуальность темы настоящей курсовой работы состоит в том, что в современной России особенно остро стоит проблема устройства и воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. В лишении, пренебрежении, без опеки остаются сотни тысяч детей в силу различных сложившихся обстоятельств. Согласно статистическим данным в последние годы продолжался рост численности детей, оставшихся без попечения родителей. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, имеет очень большое значение.
На сегодняшний день из более чем 40 миллионов детей, живущих в России, почти 50% находятся в зоне социального риска! И если не предпринимать усилий на государственном уровне, то большая часть этих детей в скором времени пополнит ряды социальных сирот.
Основные задачи моей курсовой работы:
1. Проанализировать правовое регулирование и основные положения, касающиеся опеки и попечительства.
2. Исследовать круг лиц, которые могут быть опекунами и попечителями;
5
3. Изучение причин, по которым граждане не могут быть попечителями и опекунами, а также причин прекращения опеки и попечительства.
6
§ 1. ИСТОРИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ
§ 1.1. Особенности исторического развития института опеки и попечительства.
Потребность в опеке как способе замены родительской власти существовала во все времена, даже в эпоху господства большой патриархальной семьи и у всех народов.
На Руси первое летописное упоминание об опеке относится к 879 г. Оно выглядело следующим образом: «Умерши Рюрикови, предаст княжение Олгови от рода ему суща, вдав ему сын своей на руця Игоря, бысть бо дщетеси вельми». Рюрик назначает опекуном сыну своему родственника. Следовательно, после смерти родителей опекунами становились те ближайшие родственники, которые занимали место умерших. То были прирожденные и законные опекуны. Иной опеки тогда не было. За неимением ближайших родственников-мужчин опека поручалась матери, как это было, например, после смерти князя Игоря, когда опекуншей над Святославом стала его мать. Опекуну предстояло заботиться о воспитании сироты, для охранения его от обид и несправедливостей. Поскольку имущество принадлежало всему роду, никаких имущественных обязанностей опекун не имел. Вместе с тем родичи ребенка-сироты осуществляли за опекуном строгий надзор, и их мнение считалось непререкаемым.
Скупые сведения об опеке далекого прошлого дополняются ст. 99 Русской Правды, где говорится: «Если после смерти отца в семье остались малые дети и мать выходила вторично замуж, то опекуном их назначался один из ближайших родственников или им мог быть отчим». Другими словами, дети после смерти своего отца отдавались тому, кто был им ближе. Но перед смертью отец мог назначить опекуном совершенно стороннее лицо. По правилам Русской Правды, опекуну в любом случае передавалось во временное пользование движимое и недвижимое имущество осиротевшего ребенка за вознаграждение из доходов с этого имущества. А о воспитании ребенка-сироты ничего не говорилось. Мало того, здесь ничего не было сказано о церковной власти над опекой. Отсюда ученые делали вывод, что опека своими корнями уходит в седую старину. В далеком прошлом опека над детьми существовала «докуды оны не измужают и не подымутцы и мне их беречь, кормить и поить собою вместе». Такая неопределенность в обозначении продолжительности опеки объяснялась главным образом отсутствием метрических записей, которые появились только в 1722 г.
Говоря о назначении, серьезности опеки в далеком прошлом, надо сказать, что термин «опека», заимствованный из литовского права, русское законодательство стало употреблять не сразу. Первоначально она называлась так: «приказать кому-либо несовершеннолетнего», «иметь его у себя на руках, в доме». Того, кому «отдавали на руки» осиротевшего ребенка,
7
называли печальником Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. - М., 2000. - С.292..
Постепенно круг вопросов, возникающих при опеке над несовершеннолетними, стал обозначаться все более и более четко. Появляется опека при жизни родителя по его завещанию, а также по назначению церковью, имеющей властные полномочия, ибо на нее уже возлагалось ведение семейных, наследственных и опекунских дел. Но родственники подопечного продолжают следить за опекуном. А его чисто нравственная обязанность возвратить имущество опекаемого, когда он станет полностью самостоятельным, превращается в сугубо правовую.
Реформы Петра I коснулись и опеки. Теперь обязанность смотреть, чтобы сироты не оставались без опекунов, возлагалась на магистраты, которым вменялось в обязанность назначать опекунов и наблюдать за ними, т.е. опека стала государственным учреждением, контролирующим деятельность опекунов. При Петре I опекун мог быть назначен либо по завещанию, либо в соответствии с законом, либо по распоряжению правительственных органов.
В период правления Екатерины II отношения по опеке подверглись серьезным изменениям, правовым основанием которых стал Указ 1775 г. «Учреждения для управления губерний». Теперь главной чертой опеки стала ее сословность. В зависимости от сословной принадлежности ребенка-сироты опекой ведали разные учреждения. Особо тщательно регламентировалась так называемая дворянская опека. При каждом верхнем земском суде существовала дворянская опека для дворянских вдов и малолетних, о которых дворянскую опеку должен был уведомлять каждый дворянский предводитель. А дворянская опека, получив эти сведения, осведомлялась о том, кто по воле родителей определены опекунами к малолетнему и не нужно ли ей самой избирать опекунов к имению и к особе малолетнего. Довольно подробно ст. 209 Указа 1775 г. формулировала требования, предъявляемые к будущему опекуну - человеку честного и порядочного поведения из числа родственников, свойственников или посторонних. Его добродетельные качества, честность, не зазорное поведение должны были подавать надежды к воспитанию малолетнего «в здравии и пристойном содержании».
Не могли быть опекунами: расточители собственности своего имения, если «ничего от оного не осталось»; находящиеся или ранее находившиеся в явных и главных пороках или под наказанием судебным; совершающие суровые поступки, известные членам дворянской опеки; находящиеся в ссоре с родителями малолетнего.
Информация о работе Институт опеки и попечительства в законодательстве РФ