Институт опеки и попечительства в законодательстве РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи моей курсовой работы:
1. Проанализировать правовое регулирование и основные положения, касающиеся опеки и попечительства.
2. Исследовать круг лиц, которые могут быть опекунами и попечителями;
3. Изучение причин, по которым граждане не могут быть попечителями и опекунами, а также причин прекращения опеки и попечительства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1.История опеки и попечительства. Понятие и цели. 6
1.1 Особенности исторического развития института опеки и попечительства.6
2.Понятие и цели опеки и попечительства. 12
2.Опека и попечительство. 15
2.1 Органы опеки и попечительства.15
2.Лица, назначаемые опекунами и попечителями.19
3.Права и обязанности опекунов и попечителей.
4.Прекращение опеки и попечительства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Курсовая по гражданскому.docx

— 72.89 Кб (Скачать)

   После назначения опекуна действовало примерное, или повальное, наставление опекунам. Оно состояло из 17 самостоятельных статей, входящих в текст самого Указа. Это были правила, определяющие поведение будущего опекуна, которому предстояло «быть с доброхотством, кротку, человеколюбиву, попечительну, радиву и усердну к пользе малолетнего, дабы он был воспитан в страхе божии, в познании той веры, в которой

8

родился, в правилах добронравия, в  удалении всех злых примеров, сердце и  нрав от самого детства развращающих и повреждающих...». А за труды  по охране имущественных прав подопечного  опекунам причиталось вознаграждение, не превышающее 5% годовых доходов  малолетнего.

   При каждом городовом магистрате учреждался городовой сиротский суд для установления опеки над детьми купеческих и мещанских вдов. Этот суд занимался опекой лишь по просьбе вдовы или после обращения главы города или ближайших родственников, свойственников малолетнего.

   Перечень лиц, которые могут быть опекунами детей «всякого звания городовых жителей», в принципе не отличался от существовавшего для принадлежащих к дворянскому сословию. Но он имел и свои особенности, ориентирующие на устройство малолетнего в зависимости от его состояния либо в общественное для «сирых» училище, либо к доброхотным людям, дабы он научился науке или промыслу, ремеслу, с тем чтобы стать добрым гражданином.

   Что же касается наставлений относительно воспитания опекуном своего подопечного, то они, будучи составной частью ст. 305 Указа 1775 г., имели свою направленность. Если малолетнего сироту-дворянина следовало воспитывать так, чтобы он мог «вести жизнь порядочную, сходственную с достатком, бесхлопотную от заимодавцев и безмятежную от домашнего неустройства, весьма отдаленную от расточения, разоряющего роды и поколения, и удален был бы от жизни, расстраивающей умы, истребляющей в подчиненных повиновение и от умаляющей почтение к властям, законами определенным» (ст. 305 Указа), то для воспитания малолетних сирот, происходящих из купцов и мещан, их опекуну надо было стремиться к тому, чтобы подопечный «мог воспитываться в знании приличного, его состоянию промысла или ремесла» (там же).

   Содержать малолетнего надлежало соответственно «его имуществу без излишества и без роскошных прихотей, дабы малолетний от самой юности подвержен был к большей умеренности, а через то приготовился, в каком бы состоянии быть не случилось, вести жизнь порядочную, трудолюбивую, умеренную и весьма отдаленную от мотовства и всякого рода непорядков и неистовств, кои кроме недоверия друг к другу в промыслах, торгах и ремеслах всякого рода ничего не производят, от недоверия же бывает падение промысла, торга и ремесла, а доверие или кредит есть следствие честности и порядочного ведения дел, промысла, торга и ремесла». Так более двухсот лет тому назад правила педагогики закреплялись в законе, что лишний раз подтверждало их государственную значимость. К сказанному можно добавить одну интересную деталь: через десять лет после появления Указа «Учреждения для управления губерний», т.е. в 1785 г., было установлено различие между опекой и попечительством (до 14 лет - опека, с 14 лет до 21 года - попечительство) Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. - М., 2000. - С.294..

 

9

   Довольно тщательная правовая регламентация отношений, связанных с опекой, касалась только имущих граждан. Если у осиротевшего ребенка не было имущества, опеку не учреждали. В то время у крестьян она осуществлялась только «в виде опыта», когда на старост и старшин возлагалась обязанность изыскивать средства для пропитания малолетних. С этой целью они должны были отдавать беспомощных сирот самостоятельным односельчанам во двор, с тем чтобы они кормили их, а в вознаграждение за это пользовались до совершеннолетия их трудами.

   В последующие годы опекой ведали различные учреждения, в том числе «юстицких гражданских дел департамент городского правления». Но по сути своей опека оставалась прежней и до начала XX в. подчинялась принципу сословности, сохранившему свою силу безотносительно к характеру установления опеки - по завещанию или по назначению. И хотя родитель-завещатель был свободен в выборе опекуна по закону, определенные родителями в их завещании опекуны могли быть не утверждены в этом звании.

   В конце XIX и начале XX в. в России деятельности опекуна, его правам и обязанностям уделялось много внимания. Но по-прежнему их основу составляли правила, аналогичные тем, что были записаны во времена Екатерины II. Однако положение дел с опекой, особенно над детьми-сиротами из крестьян, не соответствовало существующим потребностям. В сельской местности, если ребенок становился сиротой, сельский сход выяснял, не окажется ли в том же сельском обществе благонадежный человек, который пожелал бы усыновить сироту или добровольно принять его на воспитание. И так как чаще всего таких не находилось, дети, оставленные без надзора, бродяжничали и побиралась до тех пор, пока не находился добрый человек - «презритель», который принимал сироту на попечение. Такое случалось не только с крестьянскими детьми. Случаи уклонения от опеки были частыми, отчего масса несовершеннолетних вырастала без всяких опекунов либо под безответственной властью лиц, взявших ребенка на свое попечение. Одна из причин несовершенства опеки того времени состояла в отсутствии четкости в отношениях между опекунским учреждением и опекуном, а также четких правовых границ в деятельности опекуна Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. - М., 2000. - С.295..

   После Октября 1917 г. опека вместо сословного приняла общегосударственный характер. Правовой основой этого института стал Кодекс законов о Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве 1918 г., имеющий специальный раздел - «Опекунское право». Предметом особого внимания стала административно-правовая сторона опеки, что объяснялось стремлением избавить опеку над несовершеннолетними от влияния семьи, родственников, поскольку главным считалось обеспечение правильной постановки дела общественного воспитания осиротевшего ребенка. Поэтому в центре внимания находились

10

личные, а не имущественные права  подопечного. Опекун же назначался из числа лиц, способных выполнять  эту задачу. И лишь немногие граждане вправе были отказаться от такого назначения. Особенность опеки того времени  состояла в том, что критерии утраты родительского попечения были весьма специфическими. Опекун назначался, например, и тогда, когда родители, с обывательской  точки зрения, хорошо обращающиеся с детьми, дают им воспитание, противоречащее всем началам нового строя, внушают  детям вражду и ненависть к  советскому строю и к коммунизму, развивают в детях контрреволюционные идеи. Так общеполитические, сугубо идеологические установки влияли на судьбу осиротевших детей.

   Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1927 г. по-прежнему много внимания уделял опеке и попечительству над несовершеннолетними как одному из способов защиты их личных и имущественных прав. Но опекун (попечитель), как и раньше, назначался безотносительно к тому, хочет он или нет заменить родителей. Одновременно все уже и уже становился круг лиц, которые могли быть опекунами (попечителями). Теперь нельзя было стать опекуном (попечителем) лицу, лишенному избирательных прав. Что касается защиты имущественных прав подопечных детей, то она осуществлялась на безвозмездных началах, о чем имелась специальная оговорка в кодексе. Одновременно в кодексе перечислялись возможные источники существования подопечного, опекуну в отдельных случаях позволялось получать вознаграждение за свою деятельность за счет имущества подопечного.

   Более внимательное отношение к правовой стороне опеки (попечительства) над несовершеннолетними, попытки облегчить судьбу детей, оставшихся без родителей, сочетались с различного рода ограничениями по устройству их в семью по соображениям, продиктованным идеологическими установками тех лет, когда так называемое общественное воспитание в различного рода детских учреждениях имело приоритетный характер.

   Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. продолжил линию на более тщательную регламентацию вопросов, связанных с опекой. Четко были обозначены цели опеки (попечительства) над несовершеннолетними, компетенция органов опеки и попечительства, их обязанности по временному устройству детей, подлежащих опеке (попечительству). Этот кодекс содержал и существенные нововведения. Например, назначение опекуна (попечителя) могло состояться только с его согласия. Особое внимание уделялось опеке и попечительству над детьми, находящимися на воспитании или попечении в государственных учреждениях или общественных организациях, предусматривалась возможность получения подопечным, не имеющим достаточных средств к существованию, государственного пособия на его содержание Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. - М., 2000. - С.297..

 

 

11

   Таким образом, опека (попечительство), оставаясь по своей сути одинаковой во все времена, на каждом этапе истерического развития России имела свои особенности, продиктованные потребностями общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

§ 1.2. Понятие и цели опеки и попечительства

Что же такое опека и попечительство? Этот правовой институт связан и с  семейным, и с гражданским законодательством. Опека и попечительство тесно  связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, решением этих проблем занимаются одни и те же государственные органы - органы опеки и попечительства. Также общий порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.

В соответствии с семейным законодательством  опека или попечительство устанавливаются  над детьми, оставшимися без попечения  родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также  для защиты их прав и интересов. Одновременно с этим гражданский кодекс говорит нам о том, что опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и  признанных судом недееспособными  граждан, при которой назначенные  органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными  представителями подопечных и совершают  от их имени и в их интересах  все юридически значимые действия. Лица, не достигшие 14-ти лет, признаются в гражданском праве недееспособными. Однако 14 лет - это довольно большой промежуток времени, в течение которого сознание ребенка значительно меняется. Поэтому закон выделяет в этом периоде два промежутка: с рождения до 6 лет, дети этого возраста признаются полностью недееспособными и с 6 до 14 лет - малолетние, которые вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки (под этим понятием принято понимать сделки, направленные на удовлетворение обычных каждодневных потребностей малолетнего или членов его семьи и незначительные по сумме), сделки по распоряжению средствами, а также сделки, направленные на безвозмездное получение ими выгоды, предоставленными им родителем, законным представителем или с согласия последних третьим лицом для свободного распоряжения. Другие сделки за малолетних детей совершают от их имени представители - родители, усыновители или опекуны, которые несут имущественную ответственность за вред, причиненный малолетним, если не докажут, что вред был причинен их по вине.

Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет  и граждан, ограниченных

13

судом в дееспособности. Это те граждане, которые вследствие злоупотребления  спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое  материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. При такой форме устройства назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие на совершение таких действий как:

1.  Самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

2.  Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя.

Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность  по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.

Если основания, в силу которых  гражданин был ограничен в  дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над гражданином  попечительство.

По данным статистики, Россия сегодня  переживает третью волну социального  сиротства (первые две - после Гражданской  и Великой Отечественной войн). Даже после Великой Отечественной  войны сирот во всем Советском  Союзе было меньше (600 тысяч), чем  сейчас в России (более 800 тысяч). Причин, по которым дети становятся сиротами много... Это нерешенные социально-экономические  проблемы нашего общества, отсутствие выстроенной системы помощи семьям с детьми, с детьми-инвалидами, проблема нарко-алкогольной зависимости, хроническая бедность... Дети становятся сиротами при живых родителях и "благодаря" кризису института семьи, как такового, из-за банальной неприспособленности к жизни некоторых родителей и неумения нести ответственность за сохранение семьи - без посторонней помощи. А помощь эта приходит иногда поздно. Ведь вся социальная защита детей в России сконцентрирована на том, чтобы помочь тем, кто уже остался без попечения родителей. Между тем - необходимо раннее вмешательство - своевременная помощь кровной семье в сложные кризисные моменты - профилактика, а не борьба с последствиями.

Эксперты направления «Социальная  политика» Фонда «Институт экономики  города».

Информация о работе Институт опеки и попечительства в законодательстве РФ