Гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

В структуре гражданского общества выделяется пять систем (институтов): социальную (в узком смысле слова), экономическую, политическую, духовно-культурную, информационную, Конституция Российской Федерации в полной мере закрепляет положения, направленные на обеспечение единства экономического пространства, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ч.1.ст. 8), защиту частной собственности, в том числе и на землю (ч.2. ст. 8, ст. 9)1. В то же время, есть недостаточность конституционно-правовых основ для активного участия государства в регулировании экономических процессов в стране.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что современная экономическая и политическая ситуация в Российской Федерации самым настойчивым образом требует разработки взвешенной и продуманной стратегии развития государства. Отмечается несовершенство системы государственной власти и гражданского общества.

Оглавление

Введение
Глава 1. Историко-правовые аспекты формирования гражданского общества
Глава 2. Гражданское общество: понятие, структура, признаки
1.1 Понятие и структура гражданского общества
1.2 Признаки гражданского общества, их содержание
Глава 3. Перспективы развития гражданского общества в России
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Работа.docx

— 52.04 Кб (Скачать)

Структуру современного гражданского общества можно представить в  виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

В социальной сфере институтами  гражданского общество являются семья  и различные коллективы людей: трудовые, служебные, коллективы, основанные на взаимной дружбе, коллективы по интересам (клубы, охотничьи, рыбаловецкие коллективы, садоводческие товарищества и т.д.), детские, молодежные организации, не носящие политического характера (например, организации бойскаутов). Следует отметить, в данном случае имеется в виду социальная сфера – это сфера всей общественной жизни, включая экономическую, политическую, духовно-культурную, информационную сферы.

В экономической сфере  институтами гражданского общества являются организации, предприятия, учреждения, занимающиеся производством материальных благ, оказанием различного рода услуг, как материального, так и нематериального  характера (банковско-кредитные учреждения, туристические фирмы, организации  по возмездному оказанию юридических  услуг).

В политической сфере институтами  гражданского общества являются политические партии, организации, движения различной  политической ориентации (правые, левые, центристские, религиозные), преследующие политические цели, участвующие в борьбе за государственную или муниципальную (публичную власть). Сюда же входят молодежные политические организации (например, коммунистические союзы молодежи).

Важнейшим институтом гражданского общества в политической сфере является местное самоуправление, органы которого совместно с органами государства  представляют систему публичной  власти и являются связующим звеном между гражданским обществом  и государством. Все вышеуказанные  институты совместно с государством составляют политическую систему общества. Своеобразием отличается такой институт гражданского общества, как профессиональные союзы (профсоюзы). Они действуют  как в политической, так и в  экономической сфере.

В духовно-культурной сфере  институтами гражданского общества являются учреждения культуры, творческие организации и союзы, образовательные  учреждения, физкультурные и спортивные клубы, союзы (федерации), церковь и  религиозные (конфессиональные) организации, не носящие политического характера.

В информационной сфере институтами  гражданского общества являются средства массовой информации (газеты и журналы, радио и телевидение, информационные страницы Интернета). В тоталитарном государстве все вышеуказанные  сферы общественной жизни оказываются  либо полностью огосударствленными, либо находятся под жестким, всеобъемлющим контролем органов государства, а в идеологизированном государстве, каковым был бывший СССР, и под контролем организаций правящей партии (в СССР – Коммунистической партии Советского Союза - КПСС).

Наиболее огосударствленными в бывшем СССР оказались экономическая и политическая сферы. В экономической сфере признавалась только социалистическая (государственная и колхозно-кооперативная) форма собственности на средства производства. Частная собственность была запрещена, была предусмотрена уголовная ответственность за частнопредпринимательсткую деятельность и коммерческое посредничество (ст.153 УК РСФСР 1960 г.).11 Вследствие этого организации, предприятия, учреждения, занимающиеся производством материальных благ, оказанием различного рода услуг как материального, так и нематериального характера, были в основном государственными. Колхозной формой собственности являлись коллективные хозяйства (колхозы), занятые преимущественно в сфере сельского хозяйства. Фактически колхозы пользовались никакой самостоятельностью, их деятельность полностью контролировалась государственными органами и КПСС. Производственные кооперативы представляли ничтожно малый процент в экономической системе советского общества.

Политическая сфера советского общества характеризовалась жесткой однопартийностью. Никакие иные политические партии, кроме КПСС, не действовали. Единственной молодежной политической организацией являлся Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ) – комсомол. Политический характер носила даже детская организация – Всесоюзная пионерская организация – Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина.

Местное самоуправление в  бывшем СССР отсутствовало – местные  Советы входили в систему органов  государственной власти и полностью  подчинялись вышестоящим государственным  органам.

Профессиональные союзы  имели централизованное руководство  в лице Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС). Юридически профсоюзы считались  общественной организацией. Однако фактическое  огосударствление профсоюзов началось еще в первые годы Советской власти. Они были объявлены "школой коммунизма" и фактически вошли в механизм советского государства, причем профсоюзы  первоначально даже отводилось второе место после коммунистической партии. По поводу В.И.Ленина в работе "Детская жизнь "левизны" в коммунизме" писал: "Партия непосредственно опирается на профсоюзные органы, которые насчитывают теперь, по данным последнего (апрель 1920 г.) съезда, свыше 4 миллионов человек. Фактически все руководящие учреждения громадного большинства союзов... состоят из коммунистов и проводят все директивы партии... Затем, разумеется, вся работа партии идет через Советы, которые объединяют трудящиеся массы без различия профессий... Таков общий механизм пролетарской государственной власти, рассмотренной "сверху", с точки зрения практики осуществления диктатуры".

Духовно-культурная сфера  советского общества также подвергалась сильному огосударствлению, а информационная система полностью находилась в  руках государства. За пределами  государства оставалась только церковь  и религиозные организации, напротив, антирелигиозная, атеистическая пропаганда составляла значительную часть государственной  идеологии, а сами религиозные институты  и их представители периодически подвергались преследованиям, в том  числе и уголовного характера.

В современной Российской Федерации, одновременно с провозглашением  ее правовым государством, стали формироваться  и институты гражданского общества, функционирующие более или менее  свободно и автономно от государства.

В экономической сфере  признано многообразие форм собственности (ч.2 ст.8 Конституции Российской Федерации), действуют многочисленные коммерческие организации, находящиеся в частной, муниципальной и иных формах собственности.

В политической сфере реально  существует многопартийность. Минимальным  стало огосударствление духовно-культурной сферы. Так, например, большинство дошкольных учреждений и школ в настоящее  время являются не государственными, а муниципальными; действуют многочисленные частные и иные негосударственные  образовательные учреждения. В информационной сфере действуют как государственные  и муниципальные, так и иные (независимые) средства массовой информации.

Можно сделать вывод, что  при характеристике структуры гражданского общества следует иметь в виду три обстоятельства.

Во-первых, изложенная классификация  предпринята в учебных целях  и носит условный характер. В действительности названные структурные части, отражающие сферы жизнедеятельности общества, тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Объединяющим фактором, эпицентром многообразных связей между ними выступает человек (гражданин) как совокупность общественных отношений и мера всех вещей.

Во-вторых, при изучении социальной, экономической и других систем как  относительно самостоятельных явлений  нельзя недооценивать и другие структурные  составляющие (идеи, нормы, традиции).

В-третьих, надо видеть то, что  связующим, упорядочивающим фактором структуры и процесса жизнедеятельности  общественного организма служит право с его естественной общегуманистической природой, подкрепленной прогрессивным, демократическим законодательством, что логика развития гражданского общества неизбежно приводит к идее правовой государственности, правового демократического общества.

 

2.2 Признаки Гражданского  общества, их содержание

Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у  него комплекса существенных признаков. Отсутствие или неразвитость некоторых  из них позволяет определить состояние "здоровья" социального организма  и необходимые направления его  самосовершенствования. Рассмотрим эти  признаки подробнее.

Гражданское общество —  это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное  означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального  существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии  и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане  принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может  существовать самостоятельно, имеет  право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой, существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя. Гражданское общество суть открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права.

Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе.

Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах: в экономической — это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной); в социальной и политической — наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной — обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.13

Гражданское общество —  это саморазвивающаяся и самоуправляемая  система. Индивиды, объединяясь в  различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные  интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства  как политической властной силы. Гражданское  общество имеет свои внутренние источники  саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.

Гражданское общество —  правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе, благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в  том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального  функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком  взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного  поступательного развития общества.

Гражданское общество —  это свободное демократическое  правовое общество, ориентированное  на конкретного человека, создающее  атмосферу уважения к правовым традициям  и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Таким образом, исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, Основными  признаками гражданского общества являются:

- наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина;

Информация о работе Гражданское общество