Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 12:22, курсовая работа
В структуре гражданского общества выделяется пять систем (институтов): социальную (в узком смысле слова), экономическую, политическую, духовно-культурную, информационную, Конституция Российской Федерации в полной мере закрепляет положения, направленные на обеспечение единства экономического пространства, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ч.1.ст. 8), защиту частной собственности, в том числе и на землю (ч.2. ст. 8, ст. 9)1. В то же время, есть недостаточность конституционно-правовых основ для активного участия государства в регулировании экономических процессов в стране.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что современная экономическая и политическая ситуация в Российской Федерации самым настойчивым образом требует разработки взвешенной и продуманной стратегии развития государства. Отмечается несовершенство системы государственной власти и гражданского общества.
Введение
Глава 1. Историко-правовые аспекты формирования гражданского общества
Глава 2. Гражданское общество: понятие, структура, признаки
1.1 Понятие и структура гражданского общества
1.2 Признаки гражданского общества, их содержание
Глава 3. Перспективы развития гражданского общества в России
Заключение
Библиография
- самоуправляемость;
- конкуренция образующих
его структур и различных
- свободно формирующееся
общественное мнение и
- всеобщая информированность,
и, прежде всего реальное
- жизнедеятельность в
гражданском обществе
Существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу. По-видимому, можно сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании, которое построено из материала, не известного традиционному обществу, хотя некоторые его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества.
В свою очередь, гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей. Но в то же время, добиваясь этой цели, в гражданском обществе не всегда удается достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, т.к. большинство из нас хотят в основном одного и того же, "но для себя и добиваются желаемого по-своему". Однако гражданское общество стремится оберегать людей от всякого рода столкновений, тем самым избегая различных конфликтов. Все это постепенно приводит к выделению, в качестве самостоятельной ценности в обществе, гражданских прав и свобод каждого индивида, в частности речь идет о таких правах как право на жизнь, на личную неприкосновенность, на свободное выражение своих мыслей, на частную собственность, право на свободное объединение в союзы, партии.
Уже говорилось о том, что общество специально не создается, оно возникает на определенном основании, но в свою очередь нельзя упускать из вида тот факт, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом, общественной для общественной пользы и выгоды, для государственной целесообразности.
Исходя из вышеуказанного,
можно дополнить к
- возникновение гражданского
общества на определенных
- недопустимость гражданским
обществом конфликтов между
Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
Как быстро может завершиться процесс
формирования гражданского общества в
нашей стране? В условиях низкого уровня
гражданской культуры и отсутствия длительное
время у россиян возможности играть решающую
роль в общественно-политической жизни
резкий переход от тоталитарно-авторитарного
общества к демократическому неизбежно
привел бы к охлократии, развалу государства
и парализовал бы деятельность формирующегося
гражданского общества (во многом мы имеем
возможность это наблюдать и сегодня).
Поэтому в течение длительного
времени неизбежен переходный период
тесного, часто противоречивого
взаимодействия и взаимовлияния
демократически сформированных органов
правового государства и
Постепенно по мере повышения
культурного уровня, приобретения управленческих
навыков, компетенции в суждении
о важнейших общественно-
Процесс формирования гражданского общества у нас имеет свои особенности и сложности. В стране, особенно в ее центральных районах, в последние десятилетия разрушены вековые органичные связи общественной жизни, во многом утрачены народные традиции. В то же время горизонтальные связи иного типа гражданского общества) только начинают складываться. Государственные структуры, пронизывающие все общество сверху донизу, оказались в этой ситуации единственным соединяющим его основанием.
В таких условиях форсированная
перестройка экономики на рыночной
основе, ослабление вертикальной регулирующей
роли государственных структур, демократизация,
федерализация и
Нельзя не учитывать, что
отчуждение от собственности, от власти,
психология социального иждивенчества,
получившая широкое распространение
в годы уравнительного "социализма",
привели к появлению
Рыночная экономика неизбежно ведет к обострению конкуренции между работниками, чего многие боятся. Но страх порождает и то, что, как показал опыт 90-х годов в России и странах Восточной Европы, процесс перехода к рынку часто приобретает неуправляемый характер, ведет к возникновению "дикого" рынка, чреват резким повышением цен, ослаблением социальной защищенности простых тружеников, ростом значительной имущественной дифференциации между различными социальными слоями общества и другими негативными явлениями. В этих условиях проблемы социальной защищенности, социальной справедливости независимо от чьей-то воли выступают, во всяком случае в нашей стране, на первый план.
Не просто идет процесс формирования многочисленных новых общественных организаций и движений. К естественным трудностям их становления добавляется и сознательное стремление придать им полугосударственный статус и тем самым под видом обновления сохранить старую систему. Примером здесь может служить созданный еще в СССР Крестьянский союз, который фактически объединил многих руководителей колхозов и совхозов, а не простых сельских тружеников. В то же время не всегда оправданно стремление некоторых независимых профсоюзов (например, профсоюзов горняков) добиться путем организации многочисленных забастовок, а не диалога с правительством, все новых уступок без ущемления прав и интересов рабочих других отраслей.
При отсутствии нормальной
налоговой системы тактика
Серьезным препятствием на пути формирования гражданского общества является российская бюрократия. В ходе длительного исторического развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее не только как внутригосударственная, но и общественная структура, заменяющая собой настоящие общественные образования экономического и социального порядка.
Присвоив себе общественные функции, государственная бюрократия тем самым узурпировала их роль в качестве контрагента высшей государственной власти. Без ликвидации подобного противоестественного положения вещей развитие гражданского общества будет невозможно. Принимая во внимание все вышеперечисленное, можно предположить, что процесс формирования гражданского общества в нашей стране будет длительным и во многом болезненным.
Из мировой практики основные направления его развития известны: становление демократического механизма политической власти на основе четкого разделения ее функций, выражающего интересы разнообразных слоев населения; создание необходимых условий для перехода к рыночной экономике как основе гражданского общества; подчинение всех государственных, хозяйственных органов, структур всех политических партий закону, обеспечение его верховенства; разгосударствление собственности в самых разных формах и образование различных равноправных экономических субъектов; достижение необходимого уровня гражданской культуры, постепенное формирование навыков социально-политической деятельности в демократических условиях жизни.
Без последнего, думается, основная часть населения страны окажется неспособной воспринять ценности гражданского общества, не поймет необходимости его становления и развития.
Развал старой тоталитарной
системы общественного
В условиях внерыночной экономики и низкой гражданской культуры новые корпорации (концерн, общественно-политические объединения и др.) с их нередко встречающимся максимализмом и нетерпимостью способны привести общество к конфронтации, обострению социальных конфликтов.
Чтобы сделать конфликты
наименее болезненными для общества
(если не удастся избежать их вообще),
необходимо прийти к гражданскому согласию,
исходя из тех общественных идеалов,
которые выдвигались и
Речь идет о таких понятиях,
как "гуманизм", "демократия",
"справедливость", которая в
современных условиях должна пониматься
как равенство всех граждан в
правах и возможностях, а отнюдь
не как уравниловка во всем. Несмотря
на широчайший плюрализм мнений, позиций
и взглядов на перспективы нашего
дальнейшего общественного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гражданское общество определяется в курсовой работе как целостная общественная система, характеризующаяся развитостью рыночных отношений, наличием социальных классов и слоев, имеющих собственные, независимые от государства источники существования; экономической свободой производителей, наличием политических, социальных и личных свобод граждан, демократизмом политической власти, верховенством права во всех областях общественной деятельности, включая государственную.
В гражданском обществе возрастает
ответственность каждого члена
общества за принимаемые им решения,
повышается значение гражданской культуры.
Без гражданской культуры говорить
о гражданине как самоценной личности
в современном смысле этого слова,
а значит и о гражданском обществе,
бессмысленно. Гражданская культура
является отражением всего многообразия
общественной жизни, гражданских прав
и оказывает решающее влияние
на утверждение социального
В настоящее время в
России многие черты гражданского общества
находятся в стадии формирования.
Современная экономическая и
политическая ситуация в Российской
Федерации самым настойчивым
образом требует разработки взвешенной
и продуманной стратегии
Причем, проявляется это несовершенство прежде всего в "недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях", в "ослаблении системы государственного регулирования и контроля", в "ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами". Сегодня этот процесс осложняется также замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. Сегодня гарантированность прав и свобод, она ослабла, особенно в том, что касается социально-экономических прав. Это отражается на многократном падении уровня жизни населения. Законности и конституционности в нашей жизни практически нет. Провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью является чисто декларированным, во многом определяется стихийностью процессов, связанных с разрушением тоталитарного государства, отсутствием чётких представлений о характере новой государственности, неподготовленностью общества к произошедшим переменам, что привело к расколу общества и политической конфронтации.