Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:27, контрольная работа
О внешнеэкономической деятельности мы говорим, когда имеем в виду деятельность российских хозяйствующих субъектов на мировом рынке и деятельность зарубежных предпринимателей на территории России. Во-первых, к внешнеэкономической деятельности относится международная торговля. Во-вторых, международные инвестиции. В целом, можно определить все это одной фразой - международный бизнес.
1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Литература
Исходя из перечня мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, оно осуществляется либо в целях стимулирования деятельности ее участников, либо для установления защиты российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому меры государственного регулирования классифицируются на стимулирующие и защитные. Рассмотрим основные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности более подробно.
Квотирование и лицензирование представляют собой нетарифный метод государственного регулирования экспортно-импортных операций.
По общему правилу, экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляются без количественных ограничений. Такие ограничения могут вводиться Правительством РФ в исключительных случаях в целях обеспечения национальной безопасности, выполнения международных обязательств, защиты внутреннего рынка Российской Федерации.
Количественные ограничения экспорта и импорта осуществляются через квотирование. Постановление Правительства РФ о введении количественных ограничений должно быть принято и официально опубликовано не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие. Помимо этого, в силу ст. 19 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», запреты и ограничения экспорта и (или) импорта товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности могут вводиться исходя из национальных интересов федеральными законами и международными договорами РФ. Федеральные законы об ограничениях экспорта и (или) импорта товаров, принимаемые в таких случаях, вступают в силу не ранее 30 дней со дня их официального опубликования.
Режим квотирования и лицензирования, действующий на территории РФ, был определен Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. № 854 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории РФ», Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1994 г. № 758 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг» и другими актами.
Установление квот экспорта товаров осуществляет Минэкономразвития РФ. Распределение квот осуществляется, как правило, путем проведения конкурса или аукциона в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. № 1299 «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в РФ». Данным актом утверждено Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством РФ количественных ограничений. Способ размещения квот (конкурс или аукцион) определяется Правительством РФ при принятии решения о введении количественных ограничений экспорта или импорта. Организация проведения конкурсов и аукционов возложена на Межведомственную комиссию, которая действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. № 1299.
Лицензирование представляет собой выдачу компетентным государственным органом разрешения на ввоз или вывоз какого-либо товара, т. е. на оборот товара. Лицензирование может применяться и наряду с квотированием, и в качестве самостоятельной меры. Следует иметь в виду, что при регулировании внешнеэкономической деятельности лицензируется не сама деятельность, а оборот товара. Положение о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации было утверждено Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. № 1299.
Методические указания о порядке приема заявлений, выдачи экспортных и импортных лицензий, ведения федерального банка лицензий были утверждены приказом МВЭС РФ от 11 июля 1997 г. № 367 (в редакции от 12 октября 1999 г.). В Приложении к данному акту определена номенклатура лицензируемых товаров. Выдача лицензий осуществляется, как правило, путем проведения конкурса или аукциона. Лицензии могут быть разовыми и генеральными. Они выдаются Министерством экономического развития и торговли РФ. При этом генеральная лицензия выдается на конкретный вид товара с указанием его количества и качества, но без определения конкретного покупателя или продавца. Срок ее действия устанавливается Правительством РФ. Разовая лицензия действует в течение одного года и распространяется на совершение экспортных или импортных операций по одному контракту с одним видом товара.
2.2 Валютное регулирование
Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства.
Валютное регулирование указанной деятельности осуществляется в соответствии с Законом РФ от 26 ноября 2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Этот Закон определяет статус субъектов валютных правоотношений и делит их на две группы: резидентов и нерезидентов. Законом определен правовой режим объектов валютных правоотношений, под которыми понимаются валюта РФ, ценные бумаги в валюте РФ, иностранная валюта и валютные ценности. Большое внимание законодательством уделено порядку осуществления валютных операций, к которым относятся:
- операции, связанные с переходом прав собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
- ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;
- осуществление международных денежных переводов;
- расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ.
Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте делятся на операции, связанные с движением капитала, и текущие.
К валютным операциям, связанным с движением капитала, в частности, относятся: прямые инвестиции; «портфельные», инвестиции; переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг; предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней.
Совершение текущих операций связано с переводом в Россию и из России иностранной валюты для осуществления расчетов по экспорту и импорту товаров без отсрочки платежа, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней.
Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрены особенности осуществления валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ. В частности, установлено:
- право на осуществление резидентами текущих валютных операций без ограничений;
- право на осуществление резидентами валютных операций, связанных с движением капитала, в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ;
- право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил;
- обязанность продажи 50 процентов валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к валюте РФ на внутреннем валютном рынке РФ не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления указанной валютной выручки.
Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля в РФ являются Правительство РФ, ЦБ РФ, федеральные органы исполнительной власти. К агентам валютного контроля относятся уполномоченные банки, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством РФ.
Литература
1.Нормативно правовые акты
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с послед. изм. и доп.26.06.2007)//СЗ РФ 5.12.1994 с.3301
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (с послед. изм. и доп.26.06.2007)//СЗ РФ 19966
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть третья) от 3.06.2006г № 146-ФЗ (с послед. изм. и доп.26. 12.2006) //СЗ РФ 2006г
4. Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (с послед. изм. и доп. 5.12.2006) //СЗ РФ 18 ноября 2002 №46
5.Ф.З. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164 ФЗ (ред. 22.08.2004 №122-ФЗ от22.07.2005 №117-ФЗ от 02.02.2006) //РГ РФ 2006№19
6.Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о наблюдении за экспортом и или импортом отдельных видов товаров» от 09.06.2005 №363 //СЗ РФ 2005 №363
2.Судебно- арбитражная практика
2.1 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 мая 2000г №52 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле»
2.2 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда ФЗ 1999г №8 «О действии международных договоров РФ применительно к вопросам арбитражного процесса».
2.3 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 1998г №29 « Обзор судебно-арбитражной практики решения споров по делам с участием иностранных лиц»
3.Специальная литература
3.1 Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. М.: Юриспруденция, 2002, С 379-389.
3.2 Белов А.П. Освобождение от ответственности за нарушение внешнеторговой сделки: право и практика // Право и Экономика - 2002 - № 11 - С. 57-64
3.3 Белов А.П. Злоупотребление правом во внешнеэкономической деятельности // Право и Экономика - 2006 - № 3 - С. 51-59
3.4 Новокшонов И.Б. Таможенно-банковский экспортный валютный контроль: актуальные вопросы правоприменительной практики // Право и Экономика - 2001 - № 11 - С. 57-64
3.5 Шелють М.Л. Гражданско-правовая защита деловой репутации юридических лиц // Журнал Российского права - 2004 - № 12 - С. 33-42
3.6 Горлов А.П. Ответственность за нарушение условий договора международной купли продажи товаров // Право и Экономика - 2000 - № 6 - С. 12-15
3.7 Тихомиров Ю.А. Юридические режимы государственного регулирования экономики // Право и Экономика - 2000 - № 5 - С. 3-6
3.8 Белов А.П. Основы правового регулирования внешнеэкономической деятельности на современном этапе // Право и Экономика - 2000 - № 4 - С. 59
3.9 Морозов А.Д. Денежное взыскание как способ обеспечения обязательства // Хозяйство и право- 2006 - № 12 - С. 76-79
3.10 Реут А.В. Статус резидента особой экономической зоны // Современное право, 2006, №5.
Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности