Цели и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности в АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:
1) создание условий цивилизованного функционирования рынка:
• определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;
• создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;
• предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;

Файлы: 1 файл

межднчп..docx

— 34.11 Кб (Скачать)

 

1. Цели и методы  государственного регулирования  предпринимательской деятельности  в АПК.

 

Цель государственного регулирования  предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется  через три основные функции:

1) создание условий цивилизованного  функционирования рынка:

  • определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;
  • создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;
  • предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;
  • защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;
  • установление денежной системы;
  • установление стандартов и мер на продукцию.

2) стратегическое планирование  науки и научно-технического прогресса;

3) решение макроэкономических  проблем: 

  • объем национального производства;
  • пропорциональность развития экономики;
  • темпы экономического роста;
  • внешнеэкономический баланс страны;
  • уровень занятости трудоспособного населения страны;
  • социальная защита.

 

Методы государственного регулирования деятельности хозяйствующих  субъектов реализуются в следующих  формах:

  1. Убеждение;
  2. Принуждение, в том числе юридическая ответственность (уголовная и административная)

В свою очередь методы государственного регулирования делятся на:

1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям) – прямое регулирование, к которому относится:

    • налогообложение;
    • государственная регистрация;
    • лицензирование;
    • государственный контроль (надзор) и т.д.

2) экономические – косвенное регулирование, такое как:

  • налоговые льготы;
  • государственный (муниципальный) заказ;
  • поощрения;
  • льготное кредитование и т.д.

 

Следует отметить, что на современном этапе развития рыночных отношений в государстве произошел  отрыв экономических методов  от административных. Кроме того, эти два метода не реализуются, без правовой формы, так как государственное регулирование экономической деятельности хозяйствующих субъектов носит подзаконный характер.

3) морально-политические (убеждение, массовая информация).

 

2. Система объектов  и субъектов предпринимательского  права в АПК.

 

Объекты предпринимательской деятельности - это виды деятельности, которыми занимается предприниматель. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и другую деятельность, операции с ценными бумагами.

Однако для осуществления  некоторых видов предпринимательской  деятельности требуется специальное  разрешение местного органа управления. Например, согласно законодательству Российской Федерации для предпринимательской  деятельности может потребоваться  квалификационный аттестат и т. п.

В разрешении может быть указан срок его действия. В выдаче разрешения может быть отказано, если производство не соответствует установленным  законодательством Российской Федерации  экологическим или медицинским  нормам, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Отказ в выдаче разрешения, как  и в предоставлении земли и  иных природных ресурсов может быть обжалован в судебном порядке  в месячный срок.

Кроме того, предусмотрен перечень видов деятельности, выполнять которые  могут только государственные предприятия. Это - производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, пиротехнических  изделий, а также ремонт боевого  оружия, изготовление и реализация наркотических препаратов, переработка  руд драгоценных металлов, радиоактивных  и редкоземельных элементов и  т. п.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться только на основании  специальных лицензий, порядок выдачи которых, как и перечень соответствующих  видов деятельности, определяется правительством Российской Федерации или уполномоченными  органами (например, банковская, биржевая, страховая, строительная деятельность и т.п.).

Субъекты предпринимательской деятельности - это лица, которые могут заниматься данной деятельностью. Предпринимательской деятельностью может заниматься любой гражданин, не ограниченный в правах; любой иностранный гражданин и лицо без гражданства в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также объединения граждан - коллективные предприниматели (партнеры).

Статус предпринимателя  приобретается посредством государственной  регистрации предпринимателя в  порядке, предусмотренном законодательными актами Российской Федерации. Осуществление  предпринимательской деятельности без регистрации запрещается. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, регистрируется как индивидуальная предпринимательская деятельность.

Предпринимательская деятельность с привлечением наемного труда регистрируется как предприятие.

Если гражданин действует  единолично и от своего собственного имени без создания предприятия, то по связанным с предпринимательской  деятельностью обязательствам он отвечает всем своим имуществом, за исключением  того, на которое не может быть наложено взыскание согласно законодательным  актам. В случае, когда для предпринимательской  деятельности создается или приобретается  предприятие, являющееся юридическим  лицом, то предприниматель действует  от имени и под имущественную  ответственность предприятия, т. е. по обязательствам предприятия - юридического лица отвечает само предприятие (в пределах уставного капитала), а предприниматель  своим личным имуществом ответственности  не несет.

Существуют определенные ограничения в субъектах предпринимательства. Так, закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает должностным лицам (а не только руководителям) органов государственного управления заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия, самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, паев, долей участия при принятии решений общим собранием акционерного общества, товарищества, занимать должности в органах управления хозяйствующего объекта. Предприниматели наделены определенными правами и обязанностями.

Права. Предприниматель вправе создавать любые виды предприятия, организация которых не противоречит законодательным актам Российской Федерации, приобретать имущество и права у других хозяйствующих субъектов и иных лиц и участвовать в их деятельности; самостоятельно определять программу своей хозяйственной деятельности; выбирать поставщиков и потребителей; выполнять заказы для государственных нужд; нанимать и увольнять работников на условиях, определенных договорами (конечно, с соблюдением трудового законодательства); устанавливать цены и тарифы на свою продукцию (работы и услуги); открывать счета в любых банках (без разрешения банка по местонахождению); производить расчетные, кассовые и кредитные операции всех видов; свободно распоряжаться доходом (прибылью), размер которого не ограничен (после внесения налогов и иных обязательных платежей); участвовать во внешнеэкономических отношениях и осуществлять валютные операции в порядке, установленном законодательством о валютном регулировании.

Таким образом, права, предоставляемые  предпринимателям, предусматривают  создание условий, необходимых для  свободы хозяйственной деятельности - суверенитета предпринимателя. Экономический суверенитет производителя включает право и реальную возможность выбора сферы хозяйственной деятельности, принятия решения о том, что и сколько производить, кому и по каким ценам реализовывать. Экономический суверенитет потребителя - это право и реальная возможность в рамках имеющихся средств приобретать все, что покупатель сочтет нужным для производственного потребления, свобода выбора продавца, места, времени и других условий покупки.

Обязанности. Предприниматель обязан оплачивать труд лиц, работающих по найму, не ниже установленных законодательством минимальных размеров. Он не вправе препятствовать объединению работников в профсоюзы и заключению коллективных договоров; обязан вносить платежи по социальному страхованию работников; обеспечивать предусмотренные законодательством и договорами условия труда.

 

 

Права субъекта предпринимательской  деятельности

Обязанности субъекта предпринимательской деятельности

  1. Создавать любые виды предприятий
  2. Приобретать имущество и права у других хозяйствующих  субъектов и иных лиц и участвовать в их деятельности
  3. Выбирать поставщиков и потребителей
  4. Выполнять заказы для государственных нужд
  5. Нанимать и увольнять работников с соблюдением  трудового законодательства
  6. Устанавливать цены и тарифы на свою продукцию  (работу, услуги)
  7. Открывать счета в банках, производить расчетные,  кассовые и кредитные операции всех видов
  8. Свободно распоряжаться доходом после внесения  налогов и других обязательных платежей
  9. Осуществлять валютные операции
  1. Оплачивать труд лиц, работающих по найму, не ниже установленных законодательством минимальных размеров
  2. Не вправе препятствовать объединению работников  в профсоюз и заключению коллективных договоров
  3. Вносить платежи по социальному страхованию
  4. Обеспечивать работникам предусмотренные  законодательством и обусловленные договорами условия  труда, соблюдение правил техники безопасности
  5. Осуществлять меры по обеспечению экологической  безопасности
  6. Платить налоги и другие обязательные платежи

 

 

Задача.

 

Группа акционеров ЗАО "Мясоед", производящего мясопродукцию, пригласила на свое чрезвычайное общее собрание юриста для решения ряда возникших проблем. На собрании присутствовало 24 акционера, обладающих в совокупности 75,5% голосующих акций. Председательствующий объявил, что самый крупный акционер - ООО "Мост", владеющий 23,5% акций, не было приглашено на собрание, поскольку оно проводит в отношении АО неконструктивную политику и, кроме того, на собрании будут обсуждать вопросы, касающиеся санкций в отношении ООО "Мост".

Так как требуемый  по уставу ЗАО кворум - 75% голосующих акций был собран, общее собрание приступило к работе. Председательствующий предложил дополнить повестку дня  вопросом о реорганизации ЗАО "Корона", что и было единогласно поддержано акционерами.

  1. Объясните. в каком порядке должны осуществляться подготовка и созыв очередного и внеочередного собрания акционеров и какие последствия могут наступить при нарушении этого порядка.
  2. Как формируется повестка дня общего собрания акционеров?
  3. Какие способы голосования и порядок подсчета результатов голосования и его оформления?

 

 

 

1. Общее собрание – является высшим органом управление акционерного общества (п.1 ст.47 Закона "Об акционерных обществах"). Его компетенции, порядку проведения собраний и иным вопросам выражения воли общего собрания посвящена глава VII Закона "Об акционерных обществах". Отдельно необходимо выделить Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31 мая 2002 г. N 17/пс "Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров".

Общество обязано ежегодно проводить  годовое общее собрание акционеров (абз.2 п.1 ст.47 Закона "Об акционерных обществах"). Помимо очередного (годового) могут проводиться внеочередные общие собрания (абз.3 п.2 ст.47 Закона "Об акционерных обществах").

Годовое общее собрание проводится в сроки, устанавливаемые уставом  общества, но не ранее чем через  два месяца и не позднее чем  через шесть месяцев после  окончания финансового года общества. На годовом общем собрании решаются вопросы избрания совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной  комиссии (ревизора), утверждения аудитора; утверждается годовой отчет, годовая  бухгалтерская отчетность, рассматриваются  вопросы распределения прибыли  и убытков по результатам финансового  года и иные вопросы в соответствии с компетенцией общего собрания.

Информация о работе Цели и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности в АПК