Механизмы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 14:23, контрольная работа

Краткое описание

Хозяйственную деятельность (производственную или коммерческую) в условиях рыночной экономики характеризуют такие понятия как предпринимательство (предпринимательская деятельность), или по-другому - бизнес. Предпринимательство представляет собой экономическую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг. Для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд, как самого предпринимателя, так и привлечённые со стороны. Нет гарантий, что затраченные средства окупятся, что произведённое будет продано с прибылью. С этим связан риск потерь всего или части имущества.

Файлы: 1 файл

Бабич Алёна УПЭТ-13а СРС№1.docx

— 31.68 Кб (Скачать)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

имени Михаила Туган-Барановского

 

 

Институт экономики и управления

 

Кафедра прикладной экономики

 

Самостоятельная работа студента № 1

по дисциплине «Предпринимательство и бизнес культура»

на тему: «Механизмы государственного регулирования предпринимательской деятельности»

 

 

 

 

 

Студентки группы УПЭТ-13а

Бабич Алёны Михайловны

Руководитель:

Кравченко Юлия Александровна


 

 

 

 

г. Донецк – 2014

Введение

Хозяйственную деятельность (производственную или коммерческую) в условиях рыночной экономики характеризуют такие понятия как предпринимательство (предпринимательская деятельность), или по-другому - бизнес. Предпринимательство представляет собой экономическую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг. Для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд, как самого предпринимателя, так и привлечённые со стороны. Нет гарантий, что затраченные средства окупятся, что произведённое будет продано с прибылью. С этим связан риск потерь всего или части имущества. Предприниматели несут полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности и подчиняются законодательству страны. Как правило, большую часть чистой прибыли предприниматели тратят не на личное потребление, а вкладывают в дальнейшее развитие наиболее перспективных направлений хозяйственной деятельности.

Рынок создает реальные стимулы к самореализации возможностей людей, повышению трудовой и хозяйственной активности, резкому ускорению научно-технического прогресса. Свойственные рынку механизмы саморегулирования обеспечивают наилучшую координацию деятельности всех хозяйствующих субъектов, рациональное использование производственных ресурсов, сбалансированность экономики. Рынок обладает не только механизмами принятия обществом решений о распределении имеющихся ресурсов, товаров и услуг, но именно с помощью рынка эти решения реализуются на практике. При этом определяющую роль играет государственное регулирование предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование – воздействие государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для формирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем. Исходя из определения термина «государственное регулирование», можно сказать, что государство должно оказывать содействие становлению предпринимательской экономики, а, следовательно, и национальному предпринимательству и национальному капиталу.

 

Государственное регулирование бизнеса - это влияние государства на деятельность предпринимательских структур, субъектов бизнеса и рынок с целью обеспечения нормальных условий их функционирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

- осуществление структурной перестройки  производства, что предполагает  создание новых отраслей, ориентированных  на экспорт, модернизацию традиционных  отраслей и приспособление их  продукции к требованиям мирового  рынка, переориентацию отдельных  видов производств на мировые  рынки в рамках международной  специализации;

- повышение конкурентоспособности  продукции экспортных отраслей  и отдельных видов производств;

- поиск и использование возможностей  долгосрочного обеспечения производства  гарантированными источниками поступления  сырья, топлива, полуфабрикатов;

- укрепление положения в приоритетных  и наиболее прогрессивных отраслях  экономики, ориентация их на обслуживание  экспортного производства;

- пересмотр форм связей между  краткосрочными и долгосрочными  мерами правительственной политики, традиционное воздействие на  конъюнктуру, основанное на регулировании  спроса, которое все теснее переплетается  с мерами государственного регулирования  внешнеэкономических связей;

- использование мер воздействия  на процесс концентрации в  ведущих отраслях экономики, в  том числе специализированных  на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной  структуры крупных фирм, развитие  новых форм связей между ними.

- стабилизация экономики, то есть устойчивое развитие экономики, в частности рынка.

Рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого государственно-правового воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо для общества.

Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство. Сюда относятся: система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.

Регулирование предпринимательской деятельности представляет государственно-правовое воздействие в отношении субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной деятельности или поддержания ее в соответствующем состоянии. Например, запрет определенных видов хозяйственной деятельности (в виде запрета строительства экологически вредных объектов).

Предпринимательская деятельность осуществляется с учетом большого числа актов, определяющих регулирующие возможности органов государственной власти и управления. Необходимо, чтобы государственное воздействие проводилось только на основании соответствующей правовой нормы.

Все виды государственного воздействия имеют правовую форму акта, т. е. облеченного в установленную форму действия органа власти или управления, с которым связываются правовые последствия. Эти акты имеют свои наименование, назначение, содержание. Вне такой правовой формы государственного воздействия не существует.

Среди актов-разрешений можно выделить систему лицензионных разрешений. Лицензии как разрешительные акты применяются в целом ряде видов предпринимательской деятельности.

Государство осуществляет контроль за состоянием и развитием экономики с помощью различных способов: фискальных, а также путем прямого вмешательства.

Фискальная политика — это управление экономикой посредством налогов и государственных вложений.

Налоги — это обязательные безвозмездные платежи (взносы), установленные законодательством и осуществляемые в определенном размере и в определенный срок.

Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим они отличаются от всевозможных сборов, которые, хотя тоже зачисляются в бюджет, но должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.

Прямое воздействие государства на экономику осуществляется через дотации.

Дотации — денежные суммы, выделяемые из государственного бюджета для преодоления отраслевых кризисов. Дотации предоставляются предприятиям, продукция которых имеет социальное, народнохозяйственное или оборонное значение, но траты на ее изготовление делают производство нерентабельным. За счет дотаций государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные виды товаров.

Основной целью государственной поддержки бизнеса является создание равных условий для всех субъектов бизнеса, а также выравнивание предпринимательских структур по сравнению с другими сферами общественного производства.

Особенно такой поддержке нуждается малый и средний бизнес, так как эти формы выступают фактором, который создает структуру новой экономики. Крупные предприятия, которые являются стержнем любой отрасли, всегда воплощают результаты структурных изменений и олицетворяют стабильный, "консервативный" начало экономики.

Малые и средние предприятия бизнеса, готовя почву для становления новых видов производств и рынков новых изделий, продвигают инновационные процессы соответственно в сочетании с предприимчивостью деловых людей.

Украина как самостоятельное, суверенное государство гарантирует ныне всем предпринимателям, независимо от избранных ими форм предпринимательской деятельности, равно равные права и создает условия для функционирования, доступа к материально-технических, финансовых, трудовых, информационных, природных и др. ресурсов.

Поддержка предпринимательства в Украине государством осуществляется на основании Закона "О предпринимательстве". Согласно этому закону государство:

* На условиях, предусмотренных  законодательством, предоставляет  земельные участки, передает предпринимателю  государственное имущество, необходимые  для осуществления предпринимательской деятельности;

* Способствует организации  материально-технического обеспечения  предпринимателей, подготовке кадров;

* Стимулирует с помощью  экономических рычагов модернизацию  технологий, инновационную деятельность, освоение новых видов продукции.

Однако вместе с тем сегодня в Украине нет действенного механизма развития и защиты бизнеса. Свидетельством этого являются недостатки и трудности, которые встречаются в процессе функционирования предпринимательского бизнеса.

В заключении можно выразит  те  аспекты,  развитие

которых    позволит    государству    наиболее    эффективно    регулировать

предпринимательство  и  создаст  оптимальные  условия  для  его  развития  в

Украине.

1. Формирование  инфраструктуры развития предпринимательства;

2. Нормативно - правовое  обеспечение предпринимательства;

3. Развитие прогрессивных  финансовых технологий;

4.  Научно  -  методическое  и  кадровое   обеспечение   предпринимательства (организация подготовки, переподготовки и повышения  квалификации  кадров для малых предприятий), взаимодействие со средствами массовой  информации и пропаганда предпринимательской деятельности;

5. Создание льготных  условий  использования  субъектами  предпринимательства государственных  финансовых,  материально-технических  и   информационных ресурсов, а также научно-технических разработок новых технологий ;

6.    Установление     упрощенного     порядка     регистрации     субъектов предпринимательства,  лицензирования  их  деятельности,  сертификации  их продукции, представления государственной статистической  и  бухгалтерской отчетности;

7. Международное  сотрудничество  в  сфере  предпринимательства  -  поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов  предпринимательства,  включая содействие развитию их  торговых,  научно-технических,  производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

 

 

Выводы

Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей и, в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое дестимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

Проблема регулирования возникла сравнительно недавно, с момента перехода от административно-командной системы к рыночной. В последнее время, в связи с повышающимся ростом предпринимательской деятельности, все более насущней становится потребность в регулировании предпринимательства и предпринимательской деятельности. Но данное регулирование должно исходить из требований и потребностей предпринимателя, а не из «возможностей» государства. На данном этапе развития предпринимательства, у государства существует огромное количество способов и методов воздействия на предпринимательскую деятельность. И взаимодействие власти и предпринимательских структур приобретает все более важное значение как в экономическом так и в политическом контексте. Предпринимательство видит в устойчивости власти, в стабильности общества главную гарантию своего развития. А государство приобретает в их лице экономическую поддержку и эффективное содействование государству в достижении им социальных задач. Но экономические проблемы как предпринимателей, так и государства должны решаться не путем установления необдуманных и нерациональных «правил игры» одной стороной для другой, а путем нахождения компромиссов.

Информация о работе Механизмы государственного регулирования предпринимательской деятельности