Государственная политика Российской Федерации в сфере образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 04:06, реферат

Краткое описание

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В XXI веке независимыми смогут остаться лишь те государства, которые выдержат интеллектуальную и технологическую конкуренцию.
Хотя Россия в настоящее время отстаёт от многих стран в своём развитии, её богатый генетический, ресурсный и сохранившийся пока научно-технический потенциал ещё в состоянии преодолеть нынешний упадок и вывести государство на достойный уровень. Решающую роль в этом должно сыграть высшее и послевузовское профессиональное образование.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Государственная политика Российской Федерации
в сфере образования………………………………………………………..4
Заключение…………………………………………………………………8
Список литературы………

Файлы: 1 файл

Доклад Государственная политика РФ в сфере образования.doc

— 55.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию РФ

Алтайский экономико-юридический  институт

Юридический факультет

Кафедра Гражданско-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по Образовательному праву

на тему:

 

Государственная политика

Российской  Федерации в сфере образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 5 курса заочного отделения

группы ЮЗ-3-08

Иванов Константин Сергеевич

 

Проверил:

Старший преподаватель  Трепухалин Сергей Сергеевич

 

подпись___________________

 

 

 

Барнаул

2013 г.

 

Содержание

 

 

 

 

Введение……………………………………………………………………3

Государственная политика Российской Федерации

в сфере образования………………………………………………………..4

Заключение…………………………………………………………………8

Список литературы………………………………………………………...9

 

 

 

Введение

 

В современном мире значение образования  как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В XXI веке независимыми смогут остаться лишь те государства, которые выдержат интеллектуальную и технологическую конкуренцию.

Хотя Россия в настоящее время отстаёт от многих стран в своём развитии, её богатый генетический, ресурсный и сохранившийся пока научно-технический потенциал ещё в состоянии преодолеть нынешний упадок и вывести государство на достойный уровень. Решающую роль в этом должно сыграть высшее и послевузовское профессиональное образование.

Российская система образования  способна конкурировать с аналогичными системами передовых стран. Для  этого необходимо усиление активной роли государства в этой сфере, всесторонняя модернизация образования с привлечения необходимых ресурсов, созданием механизмов их эффективного использования.

Научно –  исследовательская деятельность, ведущаяся  в ВУЗах, имеет особую значимость для государства, определённую не только непосредственной заинтересованностью  в использовании новых научных результатов в различных отраслях экономики, но и необходимостью подготовки специалистов, научно - педагогических работников и повышения их квалификации.

Поэтому важное значение в настоящее время имеет  предотвращение кризисных процессов в системе образования, принятие неотложных мер по нормализации работы образовательных учреждений, совершенствование соответствующей нормативной правовой и статистической базы.

 

 

Государственная политика Российской Федерации в сфере образования

 

Правовое регулирование общественных отношений в области образования в России осуществляется на основании Конституции РФ1, международных договоров, Закона РФ «Об образовании»2, ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»3, других принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ.

Согласно Закона РФ «Об  образовании», образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов

 Конституция РФ (ст. 43) и Закон РФ «Об образовании» устанавливают конституционное право граждан РФ на образование, что обеспечивает:

- гарантию получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного положения, наличия судимости;

- общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, на конкурсной основе бесплатность получения, высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Это осуществляется на основе создания системы образования  и соответствующих социально-экономических  условий для получения образования.

Гражданам РФ гарантируется  свобода выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности). Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в промежуточной и государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

 Ограничения прав граждан на получение высшего и послевузовского профессионального образования могут быть установлены федеральным законом в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральные законы в области образования являются законами прямого действия, применяются  на всей территории страны, они: разграничивают компетенцию и ответственность  в области образования федеральных и региональных органов государственной власти; регулируют вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами РФ; вводят общие установочные нормы по вопросам, относящимся к компетенции субъектов РФ, в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Основными задачами законодательства в области образования  являются:

1) разграничение  компетенции в сфере образования  между органами управления образованием  различных уровней;

2) обеспечение  и защита конституционного права  граждан РФ на образование; 

3) создание правовых  гарантий для свободного функционирования  и развития системы образования  РФ;

4) определение  прав, обязанностей, ответственности  физических и юридических лиц в области образования и др.

Государственная политика в области высшего и  послевузовского профессионального  образования основывается на следующих  принципах (ст. 2)4:

1) непрерывность и преемственность процесса образования;

2) интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;

3) конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

4) государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Организационной основой государственной  политики в области высшего и  послевузовского профессионального  образования является Федеральная  программа развития образования5 в части, соответствующей высшему и послевузовскому профессиональному образованию. Целью и задачами Программы являются: обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации; модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития; приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Реализация Программы намечена на 2011 - 2015 годы, она направлена на обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы образования.

 

Заключение

 

Государственно-политические и социально-экономические  преобразования конца 90-х годов в  России оказали существенное влияние на её систему образования, позволив реализовать академическую автономию ВУЗов, обеспечить вариативность образовательных программ, развитие негосударственного сектора образования. Однако произошедший в тоже время общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. В современных условиях образование не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

Роль образования  на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны.

Решение задачи коренного улучшения  системы образования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи  с развитием фундаментальной и прикладной науки имеет определяющее значение для будущего страны. Оно предполагает совместные усилия академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательских кругов.

 

 

Список литературы

 

1. Конституция Российской  Федерации от 12.12.1993

2. Закон РФ «Об образовании» N 273-ФЗ от 21.12.2012

3. Федеральный Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» N 125-ФЗ от 19.07.1996

4. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» N 61- от 07.02.2011.

1 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

2 Закон РФ «Об образовании» № 273  от 21.12.2012

3 Федеральный Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» N 125-ФЗ от 19.07.1996

4 Федеральный Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» N 125-ФЗ от 19.07.1996

5 Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» N 61- от 07.02.2011.

 


Информация о работе Государственная политика Российской Федерации в сфере образования