Гарантия прав человека на информацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение права человека на получение информации, реализацию данного права и гарантии защиты права на информацию.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие информации, развитие и положение в юриспруденции 5
1.1. Информация в широком смысле слова 5
1.2. Информация в юриспруденции и правовое положение информации 8
1.3. Фундаментальные принципы информации в юриспруденции 14
Глава 2. Понятие, способы реализации и гарантии прав человека на информацию 16
2.1. Право гражданина на информацию 16
2.1. Способы реализации права на информацию 22
2.3. Гарантии реализации прав человека на информацию 25
Заключение 29
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовик)))))))))).docx

— 61.76 Кб (Скачать)

    - о численности и составе работников предприятия, о системе оплаты и об условиях труда, об охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест;

     -о загрязнении предприятием окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и населения в целом;

     -сведения, содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности (статья 5 Федерального закона «О коммерческой тайне»)8.

   Важное требование к обладателям информации ограниченного доступа, которым она стала известна в связи с исполнением должностных обязанностей – соблюдение конфиденциальности такой информации (она не может быть передана третьим лицам).

   Особой категорией охраняемой законом информации являются персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации гражданину, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая соответствующая информация (статья 3 Федерального закона «О персональных данных»).

   Такая информация, по общему правилу, должна оставаться конфиденциальной для третьих лиц (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона «О персональных данных»)9, за исключением случаев, когда:

    1) сам гражданин – субъект персональных данных – дает согласие на ее разглашение, в том числе для определенных (ограниченных) целей использования (например, включение данных о сотрудниках организации в общедоступные справочники);

     2) законом установлены обязательные требования для предоставления персональных данных (например, обнародование государственными служащими сведений о своих доходах и имуществе);

     3) информация о гражданине обезличивается, то есть не позволяет достоверно установить его и, по существу, теряет характер персональных данных (например, гражданин Б., сотрудник коммерческой фирмы).

   Также, по общему правилу, не допускаются любые действия по обработке персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных и философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (статья 10 Федерального закона «О персональных данных»). Исключение из этого правила закон устанавливает, в частности, для целей отправления правосудия, оказания медицинской помощи, безопасности, оперативно-розыскной деятельности.

   Наконец, в ряде случаев закон устанавливает запрет на распространение информации – так, статьей 10 Федерального закона «Об информации…» установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

2.2 Способы реализации права на информацию

 

     Ещё одной важнейшей особенностью права на информацию является его реализация, то есть возможность донесения сути права до граждан РФ и обеспечить его неукоснительное соблюдение. Еще при Петре I осознавалась необходимость не просто изложения прав и обязанностей граждан, но обеспечение условий их соблюдения для нормального функционирования и общества, и государства10 . Задача процесса правореализации - эффективно, без всяких отклонений (в режиме законности) переводить предписания правовых норм в правомерное поведение, максимально полно реализовывать возможности, предоставленные правом, и всецело выполнять его требования. Поэтому реализация права на информацию должна происходить в ходе информатизации общества, опубликованием Нормативно - правовых актов (обнародованием) посредством СМИ и других уже рассмотренных ранее способов распространения информации. Таким образом, можно сказать, что правовая норма реализуется тогда, когда она воплощается в фактическом правомерном поведении субъектов.

   Реализация права может выражаться четырьмя способами:

     -соблюдение (добровольное подчинение субъекта права (общества) требованиям административно-правовых норм, при этом в данном случае субъект не вступает ни в какие административно - правовые отношения, так как просто воздерживается от запрещенного противоправного действия);

     -исполнение (активные правомерные действия субъектов права по выполнению предписаний этих норм, при этом субъект становится причастен к правовым отношениям, так как в определенных случаях активное и пассивное поведение (действие и бездействие) может рассматриваться как неправомерное поведение);

       -использование (добровольное совершение субъектами права правомерных действий, связанных с осуществлением субъективных прав в сфере управления, при котором является обязательным вступление субъекта в правовые отношения, так как немыслимо использование этого способа реализации права иначе как посредством совершения юридически значимых действий);

     -применение - особая форма правореализации. Всегда носит активный государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами в установленном законодательством процессуальном порядке.

   Применение всегда относят к особой форме реализации права, учитывая вмешательство государства, которое в данном случае выступает как аппарат принуждения. Остановившись подробнее на этом способе, можно качественнее уяснить, какие принципы права на информацию применяются на практике с использованием уже перечисленных методов реализации права.

   Применение права, как определенный процесс, распадается на ряд стадий. Вообще стадия - это отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную задачу, и в силу этого приобретающий относительную самостоятельность и завершенность. В качестве основных можно выделить три стадии:

     1) установление фактических обстоятельств дела;

     2) формирование юридической основы дела; (зачастую проходит параллельно с другими стадиями)

     3) решение дела.

   Используя данную сжатую структуру реализации права, применим ее к конституционному праву на информацию.

     1) Использование субъектом данного права означает, что управомоченный извлекает из процесса реализации необходимые ему полезные свойства, блага, удовлетворяет свой интерес в информации. Использование может осуществляться как активным поведением, так и пассивным. Это может означать, что непосредственно субъект права своими активными действиями добивается его или пользуется (пассивно) предоставляемым ему информационным ресурсом, удовлетворяя при этом потребность в информировании.

     2) Исполнение: реализуются обязывающие нормы, требующие активного поведения от субъекта (действий). Так, для достижения определенного результата, необходимо следовать предписаниям нормативно - правовых актов, то есть в ходе исполнения этих норм, получается информационный ресурс (или реализуется право на него).

     3) Соблюдение: реализуются запрещающие нормы, требующие пассивного поведения (воздержания от неправомерных действий). Соблюдение - один из самых категоричных способов реализации права. Для того, чтобы получить от этого выгоду заинтересованному субъекту достаточно не прибегать к тому, что является противоречащим НПА.

     4) Применение права на информацию также широко практикуется, государство при этом не должно (и не может) оставаться безучастным: оно должно создавать условия для реализации права и обеспечивать его защиту, а также выступать в роли санкционирующего органа (используя методы поощрения или принуждения)

   Основной способ реализации права на информацию - это СМИ. 

2.3 Гарантии реализации прав человека на информацию. Понятие и виды. 

   В правовом положении личности все составляющие ее элементы не только тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга, но вместе с тем каждый из них имеет свое назначение, выполняет определенную функцию. Это в полной мере относится и к гарантиям11.

   В рамках целого, системы назначения гарантий состоят в том, что они призваны обеспечить такую возможно более благоприятную обстановку, в атмосфере которой записанные в конституциях и законах юридический статус личности и, особенно, ее права становились фактическим положением каждого отдельного человека и гражданина.. Реализация  прав человека и гражданина на информацию требует не только благоприятных условий, но и подкрепленной эффективными средствами активной деятельности, как государства, его органов, общественных объединений, так и самих граждан. Вопрос о гарантиях возникает каждый раз, когда осуществляется переход от должного к сущему. Гарантии - один из вопросов проблемы правильного применения правовых норм, законности и многих других процессов правовой деятельности. Назначение гарантий состоит как в обеспечении, так и в охране прав. Более полное претворение в жизнь права гражданина на информацию зависит от множества самых разнообразных по характеру факторов, каждый из которых выступает в качестве гарантий данных прав.

   В широком плане понятием «гарантии» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или не подлежащего осуществления и защиту от далеко не редких в наши дни нарушений. Хотя эти факторы и весьма разнообразны, но по отношению к процессу реализации данного рода прав они выступают в качестве условий, средств, способов, приемов и методов правильного его осуществления. То есть под гарантиями понимается условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав каждого на получение достоверной и своевременной информации.

   Первая группа гарантий - условия - направлена на создание благоприятной обстановки для пользования данными правами. Вторая же группа - средства, выступающие в качестве способов, приемов и методов охраны и обеспечения права личности на информацию - вооружает органы государства, органы местного самоуправления, общественные объединения, самих граждан эффективным инструментом в борьбе за надлежащее осуществление этих прав.

   Исходя из ныне действующей Конституции, все гарантии выражаются в юридических средствах и способах защиты прав на получение информации гражданина и, прежде всего, в судебном обеспечении. В системе условий и средств охраны, обеспечения и защиты конституционных прав граждан России важное место принадлежит юридическим гарантиям. Все виды гарантий по своему важны, и лишь все вместе они могут обеспечить полноту и всесторонность прав человека и гражданина. Отсюда значение юридических гарантий так велико, как и других гарантий. Более того, чем прочнее становятся основы конституционного строя, тем сильнее возрастает роль юридических, а равно и других гарантий прав.

   Под юридическими гарантиями понимаются те правовые средства и способы, с помощью которых в обществе обеспечивается гражданам реализации их прав. Юридические гарантии конституционных прав многочисленны и весьма разнообразны. Но их объединяет одно присущее всем им свойство. Все они выражены, закреплены в законодательстве. Юридические гарантии выражаются прежде всего в нормах федерального законодательства, которые раскрывают и конкретизируют указанные права и в, особенности, устанавливают порядок их осуществления. Однако отнюдь не все без исключения правовые нормы являются юридическими гарантиями прав граждан, а лишь те из них, которые содержат определенные средства и способы, при помощи которых достигается беспрепятственное пользование правами, защита прав и восстановление их в случае нарушения. Поскольку все отрасли права имеют нормы, закрепляющие те или иные средства и способы охраны, обеспечения и защиты права человека на информацию, постольку можно говорить о конституционно- правовых, административно-правовых, уголовно-правовых и процессуальных гарантиях.

   Юридические гарантии прав непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в правовой деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, самих граждан. В качестве правовых гарантий выступает не любая их деятельность, а только та, с которой закон связывает наступление определенных юридических последствий.

   Абсолютное большинство гарантий в виде условий обеспечивает благоприятную обстановку в атмосфере которой гражданин может эффективно пользоваться своими конституционными правами. Такие условия образуют внешнюю среду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его воли и желания, ибо они имеют корни в общественном и государственном строе. Гарантии в виде средств и способов обеспечения и охраны конституционных прав человека на информацию также создаются не каждым отдельным гражданином, а обществом, государством, коллективом и используются ими для претворения указанных прав  в жизнь. Однако вместе с этим существуют и такие условия и средства обеспечения охраны данных прав граждан формирование и пользование которыми во многом зависит от них самих, их воли и желания.

Информация о работе Гарантия прав человека на информацию