Гарантия прав человека на информацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение права человека на получение информации, реализацию данного права и гарантии защиты права на информацию.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие информации, развитие и положение в юриспруденции 5
1.1. Информация в широком смысле слова 5
1.2. Информация в юриспруденции и правовое положение информации 8
1.3. Фундаментальные принципы информации в юриспруденции 14
Глава 2. Понятие, способы реализации и гарантии прав человека на информацию 16
2.1. Право гражданина на информацию 16
2.1. Способы реализации права на информацию 22
2.3. Гарантии реализации прав человека на информацию 25
Заключение 29
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовик)))))))))).docx

— 61.76 Кб (Скачать)

   Указом Президента Российской Федерации Д. Медведева от 12 мая 2008 года "Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации" было преобразовано в "Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации". Само понятие представляет собой расширенную базу для операций над информацией во всех её формах и во всех направлениях. Для обеспечения стабильности и четкости (слаженности) в работе структура Минкомсвязи выделяет 12 департаментов:

     1) Руководство Министерства;

     2) Помощники (советники) Министра;

     3) Административный департамент;

     4) Департамент государственной политики в области информатизации и информационных технологий (осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и подготовке предложений по нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий);

    5) Департамент государственной политики в области связи (осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию);

    6) Департамент государственной политики в области средств массовой информации (осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и подготовке предложений по нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации);

    7) Департамент информации и общественных связей;

    8) Департамент международного сотрудничества;

     9) Департамент научно-технического и стратегического развития отрасли (осуществляет функции по выработке и реализации научно-технической политики и стратегии развития в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации);

    10) Департамент цифрового телевидения и использования новых технологий в средствах массовых коммуникаций (осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и подготовке предложений по нормативно-правовому регулированию перехода на цифровой формат телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации, а также по использованию новых технологий в средствах массовых коммуникаций);

    11) Департамент экономики и финансов;

    12) Правовой департамент;

   Следует отметить, что каждый департамент имеет директора, а министерству подведомственны ещё и федеральные службы агентства связи, что свидетельствует о широких возможностях данного министерства.

   Несмотря на это, думается, что отдельные департаменты носят условно казуальный характер, например, "департамент цифрового телевидения", так как это одна из форм телерадиовещания, получившая особое значение для государства в связи с переходом на новый европейский стандарт, то ее, по субъективным оценкам, следовало бы рассматривать в порядке надзора Департаментом "Научно-технического и стратегического развития отрасли". Видимо, такое положение объясняется недоработкой в законодательстве, неупорядоченностью функций департаментов, так как даже на начало 2011 года цифровой формат не заменяет аналоговую телевизионную антенну, является в абсолютном большинстве случаев услугой платной и не показывает весь спектр каналов, предлагаемых бесплатной аналоговой телевизионной антенной.

   Следует подчеркнуть особую значимость  этого права: оно выступает  связующим элементом всей системы  основных прав и свобод. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Фундаментальные принципы информации в юриспруденции 

   1) Единое отношение правительства к информации на различные темы. Наиболее важный принцип, позволяющий гражданам одинаково доступно получать информацию, скажем, о новой технологии в области разработки программного обеспечения и информации о последнем заседании Государственной Думы, причем в прямом эфире.

   2) Принцип гласности и доступности.

   3) Принцип независимости информации.

   4) Принцип свободного участия граждан в создании информации

   5) Принцип использования статистики.

   Это означает, что при помощи информации государство следит за степенью информированности общества, оценивает эффективность участия граждан в делах государства.

   Максим Дубинин, автор многих научных работ и статей, создатель собственного информационного интернет - проекта "GIS - LAB", предлагает, например, свой вариант принципов информации, который подходит для любого государства5. Он выделяет 10 основных принципов:

     1) полнота;

     2) первичность;

    3) своевременность;

     4) легкость физического и электронного доступа;

     5) машиночитаемость;

     6) недискриминационность;

     7) использование общих стандартов;

     8) лицензирование;

    9) постоянство;

    10) стоимость использования.

   Все эти принципы очень правильно отражают современные проблемы, в частности пункт 9 в расшифровке означает, что информация должна быть доступной не только " в прямом эфире", но и в архивах любой формы хранения информации, зачастую информация е сохраняется и таким образом становится доступной не для всех. Не менее примечательно то, что среди этих принципов не находится такое понятие, как законность, что, по существу является и должно являться самым фундаментальным принципом создания информации для соответствия предписаниям Конституции. Вероятно, это понятие заложено в термин "лицензирование" (условия, требования, ограничения) и "недискриминированость", что, по-видимому, означает кто, каким образом и как может получить доступ к информации. Несовершенство такой системы принципов выражено еще и противоречием четвертого и десятого пунктов. Наборы данных выпускаемые государством должны быть максимально доступны, а препятствия физическому и электронному доступу включают требования личного посещения определенного офиса или соответствие некоторой процедуре (например заполнение форм или отправка запросов, трата денежных средств на для получение информации, что легализовалось с 2001 года в России). 
 
 
 
 
 

Глава 2. Понятие, способы реализации и гарантии прав человека на информацию

2.1. Понятие права человека на информацию 

      В соответствии с частью 3 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом6.

   Свободно получать информацию – значит, иметь открытый доступ к сведениям, представляющим значение для реализации прав и свобод человека и гражданина (информация о наличии вакантных рабочих мест, о состоянии окружающей природной среды, о расписании движения маршрутных транспортных средств и т.д.).

   Однако это право не безусловно – оно реализуется «законным способом», то есть в тех пределах, которые очерчены действующим законодательством. Установление таких пределов на основании федерального закона самой Конституцией Российской Федерации прямо связывается с необходимостью защиты прав и законных интересов других лиц, защиты нравственности, здоровья, безопасности государства (статья 55).

    Поэтому порядок реализации права граждан на информацию раскрывается в специальных федеральных законах, среди которых два нормативных правовых акта – Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «О персональных данных» - имеют основополагающее значение.

   В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вся информация по критерию ее доступности подразделяется на две категории – открытого доступа (общедоступная) и ограниченного доступа, для получения которой существуют те или иные условия и ограничения.

    К общедоступной относится общеизвестная и иная информация, доступ к которой не ограничен (статья 7 Федерального закона «Об информации…»). Такая информация может использоваться ее получателями свободно, по своему усмотрению, если только для ее использования не установлены специальные ограничения.

   По общему правилу, открытой является информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления – если иное не установлено федеральными законами (статья 3 Федерального закона «Об информации…»).7

   Развивая это правило, законодатель говорит о том, что любой гражданин вправе получать от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы (статья 8 Федерального закона «Об информации…»). Отказ в предоставлении такой информации, при условии соблюдения гражданином порядка обращения за получением информации, является неправомерным и может быть оспорен гражданином в суде.

   Следует отметить – при необходимости гражданин вправе в письменном заявлении на имя руководителя государственного, муниципального органа, организации просить также выдачи копий документов, необходимых для решения вопросов, касающихся его прав и законных интересов (пункт 1 Указа Президиума ВС СССР «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан» от 04.08.1983 № 9779-Х).

   В отношении нижеперечисленной информации какие-либо ограничения доступа установлены быть не могут:

     - нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовое положение организаций, государственных органов и органов местного самоуправления;

    - информация о состоянии окружающей среды;

     - информация о деятельности государственных и муниципальных органов, об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

     - информация, накапливаемая в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией.

   Закон гарантирует бесплатность предоставления информации в следующих случаях:

     -если информация о деятельности государственных и муниципальных органов размещается такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях (Интернет);

     -если информация затрагивает права и обязанности заинтересованного лица.

   Установление государственным органом, либо органом местного самоуправления, их должностными лицами платы за предоставление информации возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральным законом.

   Следует отметить, что действующее законодательство об информации предоставляет широкие полномочия обладателю информации – он вправе, в частности, разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа. При этом данное право обладателя информации не может нарушать прямо предусмотренное федеральным законом право гражданина на доступ к той или иной информации. Это означает, что установление произвольных ограничений, запретов на доступ к информации неправомерно (часть 4 статьи 29, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000 № 3-П).

   Так, не может быть признана коммерческой тайной такая социально значимая информация, как:

     - о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

Информация о работе Гарантия прав человека на информацию