Права и свободы человека и гражданина на информацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 14:01, контрольная работа

Краткое описание

Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.
Наряду с категорией права употребляется термин свободы: свобода совести,
свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. Также используются такие термины как “права гражданина” и “права личности”.

Файлы: 1 файл

ргр.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Марийский государственный  технический университет 
 
 
 

                           Кафедра БИ 
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Расчетно-графическая  работа по дисциплине

«Правовые основы информационной безопасности» 

на тему «Права и свободы человека и гражданина на информацию». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Права человека – это естественные возможности  индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

     Наряду с категорией права употребляется термин свободы: свобода совести,

свобода вероисповедания, свобода мысли  и свобода слова и т.д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. Также используются такие термины как “права гражданина” и “права личности”.

     Права человека имеют естественную природу и неотъемлемые от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и тоже время лишь основными (  коренными  )      правомочиями,      необходимыми      его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства оно становятся и правами гражданина данного государства.

     Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно – правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных а ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно – организованного сообщества.

     Основные  права и свободы человека и  гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права.

     Существование человечества на планете Земля, формирование и развитие общества и государства связаны с информацией и обусловлены ею.

     Формирование  новой отрасли права – достаточно сложный процесс. Начиная с 70-х  гг. ХХ в. постепенно накапливались  научные аргументы для решения проблемы выделения информационных отношений как самостоятельной сферы правового регулирования. Компьютерное право, коммуникационный менеджмент, информационное законодательство, а главное – развитие реалий в области информации, информатизации, защиты информации – вот аргументы за выделение отрасли информационного права в системе Российского права.

     Российское  законодательство определяет информацию как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». Многообразие форм представления информации (письменная, устная, волновая, биологическая, визуально воспринимаемая объектная и т. д.) возможно бесконечно. Важно, чтобы эта информация воспринималась и адекватно вливалась в знания о мире, нас окружающем и нами создаваемом, чтобы она была функционально значимой и востребованной.

     Наиболее  социализированной формой информации является знаковая и прежде всего  письменная форма представления  информации. Поэтому первый закон, специально посвящённый информационным проблемам - Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», принятый в 1995 г., предметом своего регулирования имеет документированную информацию, на основе которой формируются информационные ресурсы разных субъектов. Зарубежное законодательство, как правило, говорит о документе в качестве предмета регулируемых отношений.

     Предметом информационного права является не только сама информация, но и процессы, связанные с её получением (созданием, снятием), обработкой, хранением, передачей, распространением и т.д. Совокупность этих действий, связанных с информацией, называется информатикой. А создание условий для внедрения новейших технологий в работе с информацией – информатизацией. Таким образом, информация, информатизация, коммуникация информации по различным типам сетей и отношения, возникающие в этой связи, в совокупности составляют предметную область информационного права.

     Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

     От  имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

     Обладатель  информации, если иное не предусмотрено  федеральными законами, вправе:

     1) разрешать или ограничивать доступ  к информации, определять порядок  и условия такого доступа;

     2) использовать информацию, в том  числе распространять ее, по своему  усмотрению;

     3) передавать информацию другим  лицам по договору или на  ином установленном законом основании;

     4) защищать установленными законом  способами свои права в случае  незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

     5) осуществлять иные действия с  информацией или разрешать осуществление  таких действий.

     Обладатель  информации при осуществлении своих  прав обязан:

     1) соблюдать права и законные  интересы иных лиц;

     2) принимать меры по защите информации;

     3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена  федеральными законами.

     Специфика методов информационного права  – сочетание конституционного регулирования, административных способов обеспечения особенностей информационной деятельности, привлечение всего арсенала регулирующих, контрольных, принудительных, карательных и стимулирующих мер в процессе обеспечения соблюдения законодательства и реакции государства на правонарушения – объясняет и проблему места информационного права в системе права в целом. Информационное право – отрасль, которая находится в тесном контакте и взаимодействии со всеми другими отраслями права.

     Конституция РФ содержит ряд норм, непосредственно  связанных с информации в разных формах: мысль, слово, мнение, почтовые, телеграфные отправления, массовая информация,  документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы граждан, федеральная информация; закрепляет содержание права на информацию; устанавливает основные требования к правовой информации, выражаемой в форме закона и иных нормативно-правовых актов, гарантирует защиту личной, семейной тайн, государственной тайны. Связь конституционного законодательства с проблемами информации прослеживается на основе ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», на базе всего массива законодательства о выборах.

     Базовой отраслью права для  регулирования отношений, связанных с информационной деятельностью, - отношений в области связи и коммуникаций является административное право,  и на этом основании выделяемое в самостоятельную область информационное право следует отнести к семейству административного права, что не исключает его связи с другими отраслями публичного права (уголовным, финансовым, экологическим и т.д.).

       Проблемы права на информацию  – в поле зрения и международного  права. Содержание и защита  права на информацию человека  и гражданина, проблемы обмена  информацией, защиты и обмена  культурных ценностей, включая  документы; защита персональных  данных и многие другие вопросы информационного характера являются предметом внимания международного публичного права. В ряду актов по защите персональных данных в информационных системах возможно упомянуть о Директивах (рекомендациях) Комитета Министров ЕС для государств-членов по защите информации в Интернете, принятых 23 февраля 1999 г. Этот акт подчёркивает, что настало время обратить внимание на важность контроля, разработку кодексов поведения, определить обязанности поставщиков услуг, учёт рисков для защиты личной тайны; учесть, что Интернет не безопасен (шифрование, электронные следы от сделок могут использоваться без ведома субъекта). Необходимо придать должное внимание юридической ответственности за нарушение прав других субъектов, требовать от поставщика услуг точных данных о нем, учитывать разницу в законодательстве стран. 

     Источники информационного  права. 

     Источники информационного права ничем  не отличаются от источников любой  другой отрасли права и охватывают все их разнообразие. Особенным для  данной отрасли права является приоритетность тех или иных источников в зависимости от специфики предмета информационных отношений, круга лиц по конкретному правоотношению и содержанию последних.

     В структуру источников информационного  права  включаются: обычаи, законодательные акты и нормы Российской Федерации и субъектов РФ; подзаконные правовые акты субъектов нормотворчества; акты Конституционного суда РФ, внутригосударственные договоры; акты и нормы международного права, а также двусторонние и многосторонние договоры Российской Федерации.

     В связи с развитием глобальных информационных систем типа Интернет, которые основаны на паутине сетей  и циркуляции больших массивов информации национальной и частной принадлежности, но интернационального пользования, немаловажное значение приобретают такие источники, как обычай и прецедент, стандарт, рекомендации в силу отсутствия правовых норм, регулирующих на межгосударственном уровне указанные отношения. Следует иметь в виду, что все чаще встает вопрос о значении не только международных, но и наднациональных отношений и, следовательно, о необходимости иметь адекватные правовые механизмы правового регулирования.

     Что касается ранжировки источников внутреннего, национального информационного  права, то теория и практика выделяет следующие уровни нормативной основы:

  • международные акты, включаемые на основе ст. 15 Конституции Российской Федерации в систему законодательства России;
  • общие для всех отраслей права законы- Конституция РФ, конституционные федеральные законы;
  • специальные федеральные законы по проблемам информации, информационных ресурсов, средств массовой информации и телерадиовещания, по вопросам связи и коммуникации в информационных системах и сетях, по вопросам использования глобальных, государственных, локальных информационных сетей, о праве на информацию, об отдельных видах информации и т.п.; специальные законы по данной проблеме субъектов РФ; постановления Конституционного суда РФ по отраслевому законодательству;
  • отдельные нормы по информационной проблематике в федеральных законах по разным отраслям права РФ;
  • специальные акты подзаконного характера различных органов государственной власти и местного самоуправления, администраций государственных и негосударственных организаций;
  • обычаи в области информационной деятельности;
  • стандарты.

     Специфика нормативно-правовых источников данной отрасли права состоит еще и в том, что вся их совокупность формирует особый вид информационных ресурсов – нормативно-правовую информацию в структуре правовой информации, которая включает и индивидуальные правовые акты и акты правоприменения. Нормативно-правовая информация является важным сегментом в составе всего национального информационного ресурса. 

     Статья 8. Право на доступ к информации

     1. Граждане (физические лица) и организации  (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

     2. Гражданин (физическое лицо) имеет  право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Информация о работе Права и свободы человека и гражданина на информацию