Функции службы безопасности предприятия и ее структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:03, реферат

Краткое описание

В условиях нестабильной экономической ситуации процесс успешного функционирования и экономического развития российских компаний во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности предприятия. На текущий момент не все руководители предприятий готовы в полной мере оценить необходимость создания надежной системы экономической безопасности. В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………4
Функции службы безопасности предприятия и ее структура…………..5
Заключение………………………………………………………………..16
Список используемой литературы………………………………………18

Файлы: 1 файл

реферат готоый ком.безопасность.docx

— 33.70 Кб (Скачать)

2) проводят ситуационный анализ  текущего состояния финансово-торговой  деятельности с точки зрения  прогнозирования возможных последствий,  могущих привести к неправомерным  действиям со стороны конкурирующих  организаций и предприятий;

3) собирают и обрабатывают сведения  о деятельности потенциальных  и реальных конкурентов для  выявления возможных злонамеренных  действий по добыванию охраняемых  сведений;

4) определяют возможные направления  и характер злоумышленных действий  со стороны специальных служб  промышленного шпионажа против  предприятия, его партнеров и  клиентов;

5) ведут учет и анализ попыток  несанкционированного получения  коммерческих секретов конкурентами;

6) определяют платежеспособность  юридических и физических лиц,  их возможности по своевременному  выполнению платежных обязательств.

Приведенная структура службы безопасности не универсальна и должна корректироваться под определенную организацию. В частности, в нее  могут быть введены новые отделы, например отдел пожарной безопасности, группа управления персоналом или группа сопровождения грузов. Как правило, формирование или реформирование структуры  собственной безопасности осуществляется по мере понимания задач, которые  должны ею решаться на текущий момент.

К основным функциям деятельности службы безопасности можно отнести:

1. Установление обстоятельств недобросовестной  конкуренции со стороны других  предприятий. Под недобросовестной конкуренцией понимается применение в конкурентной борьбе средств и методов, связанных с нарушением действующего законодательства, регламентирующего производственную и коммерческую деятельность предприятий или норм и правил взаимоотношений между конкурентами, принятых на рынке товаров и услуг. К ней относятся: установление дискриминационных цен или коммерческих условий, ложная реклама, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, нарушения качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг и т.д.

2. Сбор сведений по уголовным  делам. Уголовные дела, к расследованию которых подключается служба безопасности, условно можно разделить на две группы: возбужденные в связи с совершением преступлений против персонала предприятия и преступления против собственности учредителя. Причем, если говорить о преступлениях первой группы, то обязательным условием сбора сведений о них является их связь с деятельностью предприятия-учредителя. Например, кража личного имущества у сотрудника фирмы сама по себе не обязывает сотрудников службы безопасности подключаться к расследованию этого преступления, однако, в том случае, если среди этого имущества окажутся документы предприятия-учредителя, то ситуация меняется противоположным образом. Возможно подключение сотрудников службы безопасности к расследованию уголовных дел, по которым работник предприятия является обвиняемым в совершении преступлений, однако, делать это необходимо только по указанию или с разрешения руководителя фирмы. К наиболее распространенным преступлениям второй группы относятся кражи, грабежи, мелкие хищения, поджоги и т.д. Весьма актуальными для сотрудников службы безопасности стали преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих организациях.

3. Расследование фактов разглашения  коммерческой тайны предприятия. Под коммерческой тайной понимается не являющаяся государственным секретом, специально охраняемая собственником (владельцем) управленческая, производственная, научно-техническая, финансовая, торговая и иная деловая информация.

4. Сбор информации о лицах,  заключивших с предприятием контракты. Предприятие обычно заключает два типа контрактов: коммерческий (документ, представляющий собой договор поставки товаров или предоставления услуг) и трудовой (вид трудового договора, заключающегося в письменной форме со своими постоянными или временными работниками). Одним из договорных условий может быть письменное согласие лица, с кем подписывается контракт, на сбор информации об его биографических и других характеризующих личность данных. При этом в контракте должно быть оговорено, что такого рода сбор информации проводится как до вступления контракта в силу (например, во время прохождения испытательного срока), так и во время его реализации, т.е. до расторжения контракта.

4. Поиск утраченного имущества предприятия Расследование фактов неправомерного использования товарных (фирменных) знаков предприятия.

Под имуществом предприятия понимается находящиеся в его ведении  или собственности материальные ценности, денежные средства в кассе, на расчетном счете и других счетах в банках, нематериальные активы (патенты, лицензии, программы, ноу-хау, брокерские места и т п.). Содержание работы сотрудников службы безопасности в  зависимости от категории утраченного  имущества носит различный характер.

5. Расследование фактов неправомерного  использования товарных (фирменных)  знаков предприятия.

6. Розыск без вести пропавших  сотрудников. Сотрудники службы безопасности подключаются к розыску без вести пропавшего сотрудника только в том случае, если есть основания предполагать, что его отсутствие на работе приведет (может привести) к реальному или потенциальному ущербу предприятию. Деятельность службы безопасности по розыску без вести пропавшего сотрудника - это комплекс мероприятий, осуществляемых при тесном взаимодействии с органами внутренних дел с целью установления фактических обстоятельств его исчезновения и фактического местонахождения.

7. Выявление некредитоспособных  партнеров. Некредитоспособным признается тот партнер, у которого для получения кредита нет предпосылок, подтверждающих способность возвратить его. Служба безопасности обязана выявлять некредитоспособных партнеров как до заключения, так и в процессе реализации договора и своевременно информировать об этом руководство предприятия.

8. Выявление ненадежных деловых партнеров. Ненадежность делового партнера может определятся большим количеством сорванных по его вине сделок с другими фирмами; несвоевременным и некачественным выполнением условий заключенных договоров; значительным количеством в фирме ранее судимых лиц; неуважительным отношением к авторскому или патентному праву и. т.д. Способность службы безопасности своевременно выявить хотя бы отдельные параметры ненадежности будущих или настоящих деловых партнеров в значительной степени может повлиять на степень экономической безопасности предприятия-учредителя.

9. Сбор сведений по гражданским делам. Сбор сведений по гражданским делам служба безопасности осуществляет во взаимодействии с представителем предприятия-учредителя на суде как до, так и во время рассмотрения их на судебных заседаниях. Необходимость в сборе информации сотрудниками службы безопасности возникает обычно в случаях:

выявления свидетелей и документов;

проверки  достоверности информации участников процесса и подлинности доказательств, представленных на суде;

возникновения необходимости проверки наличия  основания для отвода в рассмотрении дела;

оказания  помощи суду в установлении фактического местонахождения участников процесса;

выявления лиц, оскорбляющих или оклеветавших руководителей предприятия-учредителя;

поиска  утаиваемого от суда имущества процессуального  противника, необходимого для погашения  материального ущерба и т.д.

10. Сбор информации для проведения  деловых переговоров. Сотрудники службы безопасности участвуют в сборе информации как на стадии подготовки к переговорам, так и во время их проведения. Например, в процессе подготовки к переговорам сведения об участниках будущих переговоров, их сильных и слабых сторонах, их позициях и планах ведения переговоров, подготовленных материалах, конкурентоспособности и платежеспособности делового партнера и т.д. Во время проведения переговоров служба безопасности должна поставлять информацию об изменениях позиции партнеров по переговорам, о возможных попытках с их стороны шантажировать, подкупать членов делегации предприятия-учредителя, проведения разведывательных мероприятий в отношении их и т.д.

11. Защита жизни и здоровья персонала от противоправных посягательств. Защиту организует служба безопасности либо всего персонала предприятия (во время нахождения его на работе), либо некоторых его категорий (руководители, кассиры и т.д.) в рабочее и, как исключение, в нерабочее время, либо применяются оба варианта. При этом четко определяется время (круглосуточно, только в дневное время и т.д.) проведения охранных мероприятий. Охранники должны быть нацелены, прежде всего, на пресечение насильственных преступлений (покушение на убийство, рэкет) и административных проступков (мелкое хулиганство) в отношении охраняемых лиц. Должны широко применяться технические средства защиты.

12. Охрана имущества предприятия.

13. Обеспечение порядка в местах проведения предприятием представительских, конфиденциальных и массовых мероприятий. В зависимости от их типа мероприятий меняется и содержание деятельности службы безопасности. Например, при проведении закрытых совещаний основное внимание уделяется, прежде всего, защите сведений, составляющих коммерческую тайну, на выставках необходимо принимать меры к недопущению кражи или порчи имущества предприятия; при проведении концертов основное внимание уделяется физической безопасности людей и т. д.

14. Консультирование и представление рекомендаций руководству и персоналу предприятия по вопросам обеспечения безопасности. В обязанности службы безопасности входит не только консультирование и дача рекомендаций сотрудникам предприятия по вопросам обеспечения безопасности, но и ее реализация.

15. Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации.

 

 

 

 

Заключение

В заключение хочу кратко под вести  итоги проделанной работы.

Итак, основной целью службы безопасности является своевременное пресечение противоправных посягательств на экономические  интересы и персонал предприятия.

Если  говорить о структуре, численности  и составе службы безопасности предприятия (фирмы, компании и т.д.), то в первую очередь они определяются реальными  потребностями самого предприятия  и степенью конфиденциальности ее информации. Поэтому представить универсальную  структуру службы безопасности невозможно. Вместе с тем, организационно служба безопасности должна состоять из следующих  структурных единиц:

- отдел режима и охраны, в составе  сектора режима и сектора охраны;

- отдел защиты информации;

- инженерно-техническая группа;

- группа безопасности внешней  деятельности.

Служба  безопасности предприятия выполняет  следующие основные общие функции:

· организует и обеспечивает пропускной и внутри объектовый режим в зданиях  и помещениях;

· руководит работами по правовому  и организационному регулированию  отношений по защите коммерческой тайны;

· участвует в разработке основополагающих документов с целью закрепления  в них требований обеспечение  безопасности и защиты коммерческой тайны

· изучает все стороны коммерческой, производственной, финансовой и другой деятельности для выявления и  закрытия возможных каналов утечки конфиденциальной информации, ведет  учет и анализ нарушений режима безопасности, накапливает и анализирует данные о злоумышленных устремлениях конкурентов  и других организаций о деятельности предприятия и его клиентов, партнеров, смежников;

· организует и проводит служебные  расследования по фактам разглашения  сведений, утрат документов и других нарушений безопасности предприятия; поддерживает контакты с правоохранительными  органами и службами безопасности соседних предприятий в интересах изучения криминогенной обстановки в районе (зоне).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Функции службы безопасности предприятия и ее структура