Доктринальные и законодательные основы услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 11:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы состоит во всестороннем анализе договора на возмездное оказание услуг информационного характера, а также разработке комплекса вопросов научно-теоретического и практического характера, формулировке новых выводов, положений и рекомендаций по исследуемой проблеме. Научные положения, содержащиеся в работе, выводы и рекомендации теоретически обоснованы, подтверждены экспериментальными исследованиями.

Оглавление

Введение
Глава 1. Доктринальные и законодательные основы услуг
1.1 Понятие услуг как объекта гражданских прав. Экономическое содержание услуг
1.2 Правовые формы реализации услуг
Глава 2. Понятие, элементы и содержание гражданско-правового договора на возмездное оказание информационных услуг
2.1 Понятие и юридическая сущность гражданско-правового договора на возмездное оказание информационных услуг
2.2 Субъекты договора о возмездном оказании информационных услуг
2.3 Форма и содержание договора о возмездном оказании информационных услуг
Глава 3. Особенности заключения, исполнение и расторжение договора об оказании рекламных услуг
3.1 Порядок заключения договора о возмездном оказании информационных услуг
3.2 Надлежащее исполнение, последствия ненадлежащего исполнения
договора о возмездном оказании информационных услуг
3.3 Изменение и расторжение договора о возмездном оказании информационных услуг
Заключение
Приложение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 98.70 Кб (Скачать)

Из сказанного следует, что услуги по маркетинговым  исследованиям и информационные услуги тесно связаны между собой  и могут оказываться как самостоятельно, так и в совокупности. Поэтому  по договору маркетинга исполнитель  осуществляет не просто сбор и обработку  данных, но и на основании имеющийся  первичной и полученной вторичной  информации проводит исследования, результатом  которых становятся выводы и рекомендации, необходимые заказчику для принятия управленческих решений, т.е. исполнитель, передает результат работ, который  выражается в форме отчета или  заключения о проведенном исследовании.

При этом следует отметить, что маркетинговый  договор не является разновидностью подряда, хотя предметом является результат, но результат иного свойства –  нематериальный, который, по словам Е.Г. Шаболовой, позволяет заказчику  правильно формировать и реализовывать  свою маркетинговую стратегию42. В этом смысле к договору на проведение маркетинговых исследований в субсидиарном порядке применяются нормы гл. 37 ГК РФ.

Для оформления договорных отношений, связанных с  проведение маркетинговых исследований, немаловажное значение имеет и анализ самих работ, которые базируются на применении специфических средств  и приемов, в том числе широкого арсенала научных методов, включая  эксперимент, методы наблюдения, экспертных оценок, методы экономико-математического моделирования (например, корреляционно-регрессионного анализа, логисчтической функции) и т.д. Поэтому следует признать, что маркетинговые услуги в своем творческом, исследовательском начале более близки к научно-исследовательским работам43, между тем они имеют и свои особенности.

В своей  работе Е. Чураева44 выделяет признаки, отличающие маркетинговые исследования от научно-исследовательских работ: во-первых, маркетинговые исследования хотя и проводятся с использованием научных методов и требуют творческого подхода, «однако в результате проведения маркетинговых исследований не возникает нового объекта интеллектуального творчества»; во-вторых, «предмет договора на выполнение маркетинговых исследований всегда четко определен, в то время как предмет договора на выполнение научно-исследовательских работ носит неопределенный характер»45; в-третьих, «как правило, результат маркетинговых исследований предназначен только для решения конкретной проблемы, а научный результат предназначен для многократного использования в определенных ситуациях».

Из всего  вышеизложенного мы видим, что в  современной цивилистической литературе сформировался подход, согласно которому договор информационных услуг (договор  маркетинга) относится к непоименованному смешанному договору46.

Следует так же указать, что непоименованные  договоры – это не единственный способ расширить перечень договорных моделей. Действующий ГК РФ предусматривает возможность заключение смешанного договора, который довольно широко представлен в судебно-арбитражной практике. Как показывает анализ конкретных судебных постановлений, встречаются смешанные договоры, сочетающие в себе элементы договоров подряда и возмездного оказания услуг47.

 

2.2 Субъекты договора о возмездном  оказании информационных услуг

 

Субъектами  договора о возмездном оказании информационных услуг являются: исполнитель (услугодатель) и клиент (услугополучатель). ГК РФ не закрепляет за собой особых требований, к субъектному составу обязательств по возмездному предоставлению услуг.

Так как  в обязательствах при предоставлении услуг результат неотделим от деятельности исполнителя, а процесс  потребления оказываемой услуги происходит, как правило, в момент его предоставления, где важнейшую  роль начинает играть личность исполнителя: его профессиональные данные, наличие  опыта, знания тенденций рынка и  т.д. Поэтому существует общее правило  на личное исполнение обязательства  по оказанию услуг, которое закрепляет за собой ГК РФ48. В то же самое время обязательство при предоставлении услуг не возникает лично-доверительного характера, так как в отношениях клиента и исполнителя может и не присутствовать никакой личной связи. Главная суть заключена в том, что заказчика начинает интересовать не просто выполненная услуга, а услуга, выполненная непосредственно тем специалистом, к которому он обратился. Например, большая часть отечественных фирм, занимающихся оказанием информационных услуг, проводят маркетинговые исследования рынка и предоставляют их результаты в виде готовых баз данных заинтересованным пользователям. Назначение баз данных во многом предопределяет стратегию формирования их содержания. Электронные базы данных целесообразно использовать для хранения больших массивов однородных данных, и в этом случае интеллектуальная собственность составляет, как правило, сравнительно небольшую часть обрабатываемой информации. Как отмечает В.О. Калятин и Е.А., Войниканис, данные оказываются востребованными не из-за своей уникальности, а в силу актуальности, при этом главным критерием ценности, по мнению авторов, «…становится обеспечение индивидуального доступа к любому из многих тысяч информационных элементов, содержащиеся в базе данных»49. По нашему мнению, это приводит к тому, что правовой институт баз данных рассматривается как особый вид интеллектуальной собственности50. Электронные базы данных обеспечивают само существование электронной коммерции и используется как для электронных он-лайн-услуг, так и для электронного заказа различных товаров с последующей их передачей. Основным объектом в данной сфере является информация, которую заказчик сам определяет для разрешения заданной проблемы. Соответственно и оплачивается услуга должным образом, в зависимости от того насколько качественно была проделана работа исполнителя.

Также стороны  могут заключать договоры о пользовании  автоматизированными системами, компьютерными  сетями, а также отдельно могут, обговорены условия передачи информации на материальных носителях и консультационные услуги. Однако, как отмечает С.В. Алексеев, отношения, складывающиеся между заказчиком и специализированной организацией по поводу проведения маркетинговых исследований, не укладываются только в рамках отношений, связанных с возмездным оказанием услуг51. В данном случае речь идет об информации, получаемой по договору маркетинга. В этом случае договором охватывается не только передача сведений, но и вопросы их получения, поскольку заказчик заинтересован в приобретении конкретной, предназначенной только для него информации. Они предполагают комплексную договорную конструкцию, для уяснения которой необходимо, прежде всего, определить и проанализировать существенные для таких исследований моменты. Речь идет, прежде всего, об имеющихся различиях между информацией, используемой в маркетинговой деятельности, и информацией, полученной в результате проведения маркетинговых исследований.

Так же примеры  взаимоотношений субъектов договора о возмездном оказании информационных услуг прослеживаются и в судебной практике. Так между ЗАО «Сани Хипо» - истцом и ООО «Лавка Жизни» - ответчиком заключен договор, согласно которому предметом является проведение маркетинговых исследований и разработка новой идеи и дизайна товара для выхода на рынок в новом качестве. По договору истец обязался оплатить разработку дизайна упаковки и маркетинговые исследования. Дополнительными соглашениями к договору стороны установили срок разработки дизайна и текст упаковки с обязательным оформлением акта приема-передачи выполненных работ. В установленный срок ответчик направил истцу результаты работ и акт выполненных работ, который истцом не был подписан. Претензией к акту приема-передачи выполненных работ истец отказался от расторжения договора.

При таких  обстоятельствах суд правильно, в соответствии с требованиями ст. 310, 421, 779 – 781 ГК РФ, отказал в удовлетворении иска, поскольку работы, предусмотренные договором, ответчик выполнил. Утверждения заявителя о том, что суд неправомерно применил ст. 782 ГК РФ, судебная коллегия считает несостоятельным52.

Отсутствие  договора об оказании маркетинговых  услуг как самостоятельного договорного  вида, тем не менее, позволяет судам  правильно квалифицировать его  правовою природу и применить  аналогию закона.

 

2.3 Форма и содержание договора  о возмездном оказании информационных  услуг

 

Договор о возмездном оказании информационных услуг является - консенсуальным, двусторонним, возмездным.

В соответствии с определением, сформулированным И.Б. Новицким, смешанным называется «договор, который порождает обязательства, входящие в состав двух либо нескольких урегулированных законом типичных договорных отношений»53. Аналогичным образом сущность смешанного договора определял и В.А. Ойгензихт, отмечая, что этот договор «порождает различные обязательства, входящие в состав нескольких урегулированных законом типовых договорных отношений»54. Конструкция смешанного договора может включить в себя различное количество договоров, которые составляют множество вариантов обязательств одинаковых и (или) различных классификационных уровней. Следовательно, можно констатировать, что смешанный договор является сложно-структурной сделкой, т.е. особой интеграционной совокупностью правопорождающих фактов, приводящих к возникновению сложной облигаторной конструкции55.

Законодательная формулировка конструкции смешанного договора представлена в п.3 ст. 421 ГК РФ, в котором указано, что смешанный  договор состоит из отдельных  элементов различных договоров, предусмотренных законом или  иными правовыми актами. При этом под элементами должны подразумеваться  «не отдельные изолированные  обязанности, включенные в содержания того или иного договора, а определенная их совокупность, характерная для  соответствующего договора»56. Как указывает Е.А. Суханов, смешанный договор представляет собой единый договор: это не конгломерат нескольких договоров (сделок), зафиксированных в одном документе, а особое системное правовое явление, сложно-структурный, но единый договор (сделка) – договор на возмездное оказание информационных услуг57. Под совокупностью элементов соответствующего договора следует признать все императивные правила, относящиеся к договору, в том числе и правила о существенных условиях и условиях, отражающих специфику договора.

С учетом вышеизложенного нам представляется необходимым воспроизвести позицию  Д.В. Огородова и М.Ю. Челышева по данному вопросу: «С точки зрения внутреннего строения смешанный  договор можно рассматривать  как гражданско-правовой договор, который  содержит разные условия нескольких договоров, но в то же время все  эти условия относятся к одним  и тем же лицам»58. Следовательно, по нашему мнению, элементы других договоров в рассматриваемом нами договоре есть не что иное, как другие сделки, входящие в структуру договора на возмездное оказание информационных услуг в качестве ее частей59.

Аналогично  понимая структуры договора на возмездное оказание маркетинговых услуг придерживается Ю. Андреев: «Этот вид договора не предусмотрен действующим российским законодательством, и в таких  случаях, суды исходят из правовой доктрины о возможности существования  непоименованных смешанных договоров (ст. 421 ГК РФ)»60.

Е.В. Орлова также отмечает, что маркетинг  может быть составной частью и  других видов деятельности: «…маркетинг  представляет собой предпринимательскую  деятельность, которая управляет  продвижением товара и услуг от производителя  к потребителю»61. Исходя из этого, напрашивается, что маркетинговые услуги могут по своей сути быть разными – это и посреднические услуги, услуги по сбыту и поставке продукции, информационные услуги, услуги по управлению производством и другое. Современная маркетинговая практика показывает, что при разработке такого комплексного соглашения стороны активно используют элементы договоров, в том числе регламентированных в указанных главах ГК РФ62.

 

Глава 3. Особенности заключения, исполнения и расторжения договора об оказании рекламных услуг

 

3.1 Порядок заключения договора  об оказании рекламных

услуг

 

В то же время отсутствие четкой правовой регламентации  и сложившейся практики составления  соответствующего договора создает  для его участников значительные сложности в порядке его заключения и исполнения.

Для оптимального правового регулирования отношений  рассмотрим особенности некоторых  условий договора на возмездное оказание маркетинговых услуг.

Исходя  из сложной по своей природе правовой конструкции, а также норм, применяемых  к договору данного вида, такими условиями являются: предмет, особые условия о конфиденциальности, срок действия договора, размер вознаграждения, порядок сдачи и приемке приведенных  исследований. Остановимся на некоторых  из них.

Предмет договора, исходя из данного нами определения, носит смешанный характер: во-первых, это работы по исследованию рынка, т.е. сама деятельность исполнителя, во-вторых, результат проведения исследований – маркетинговая информация, включая  выводы и рекомендации, оформленные  виде отчета о проведенном исследовании.

Как показывает практика, предмет договора формулируется  сторонами таким образом, чтобы  четко определить рамки исследования, а именно территорию его проведения ( район, отдельный регион, конкретно  отрасль хозяйства, вид деятельности и т.д.) и направления маркетинговой  деятельности, касающиеся получения информации о возможностях и перспективах ведения интересующей заказчика деятельности.

Информация о работе Доктринальные и законодательные основы услуг