Доктринальные и законодательные основы услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 11:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы состоит во всестороннем анализе договора на возмездное оказание услуг информационного характера, а также разработке комплекса вопросов научно-теоретического и практического характера, формулировке новых выводов, положений и рекомендаций по исследуемой проблеме. Научные положения, содержащиеся в работе, выводы и рекомендации теоретически обоснованы, подтверждены экспериментальными исследованиями.

Оглавление

Введение
Глава 1. Доктринальные и законодательные основы услуг
1.1 Понятие услуг как объекта гражданских прав. Экономическое содержание услуг
1.2 Правовые формы реализации услуг
Глава 2. Понятие, элементы и содержание гражданско-правового договора на возмездное оказание информационных услуг
2.1 Понятие и юридическая сущность гражданско-правового договора на возмездное оказание информационных услуг
2.2 Субъекты договора о возмездном оказании информационных услуг
2.3 Форма и содержание договора о возмездном оказании информационных услуг
Глава 3. Особенности заключения, исполнение и расторжение договора об оказании рекламных услуг
3.1 Порядок заключения договора о возмездном оказании информационных услуг
3.2 Надлежащее исполнение, последствия ненадлежащего исполнения
договора о возмездном оказании информационных услуг
3.3 Изменение и расторжение договора о возмездном оказании информационных услуг
Заключение
Приложение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 98.70 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Доктринальные и законодательные  основы услуг

1.1 Понятие услуг как объекта  гражданских прав. Экономическое  содержание услуг

1.2 Правовые формы реализации  услуг

Глава 2. Понятие, элементы и содержание гражданско-правового договора на возмездное оказание информационных услуг

2.1 Понятие и юридическая сущность  гражданско-правового договора на  возмездное оказание информационных  услуг

2.2 Субъекты договора о возмездном  оказании информационных услуг

2.3 Форма и содержание договора  о возмездном оказании информационных  услуг

Глава 3. Особенности заключения, исполнение и расторжение договора об оказании рекламных услуг

3.1 Порядок заключения договора  о возмездном оказании информационных  услуг

3.2 Надлежащее исполнение, последствия  ненадлежащего исполнения 

договора о возмездном оказании информационных услуг

3.3 Изменение и расторжение договора  о возмездном оказании информационных  услуг

Заключение

Приложение

Список литературы

 

 

Введение

 

Актуальность  темы. В новых рыночных условиях проблематика выбранной темы обусловлена  востребованностью отношений, опосредуемых договорами на возмездное оказание услуг  информационного характера. Нет  сомнения, что область названных  отношений постоянно расширяется, она востребована во всех слоях общества и в новых рыночных условиях имеет  большие перспективы развития, что  свидетельствует об актуальности исследования.

Цель  выпускной квалификационной работы состоит во всестороннем анализе  договора на возмездное оказание услуг  информационного характера, а также  разработке комплекса вопросов научно-теоретического и практического характера, формулировке новых выводов, положений и рекомендаций по исследуемой проблеме. Научные  положения, содержащиеся в работе, выводы и рекомендации теоретически обоснованы, подтверждены экспериментальными исследованиями.

Для достижения цели настоящего исследования ставится задача детального рассмотрения договора на возмездное оказание услуг информационного  характера. Так же охватывается задача правового осмысления информационной составляющей, присутствующей в договорах  на возмездное оказание маркетинговых, рекламных услуг, услуг связи.

Термин "информация" в виде философской  категории все стремительнее  приобретает политическое, экономическое  и юридическое значение. Так же стоит обратить внимание на то, что  в юридической науке уделялось  недостаточное внимание проблемам  изучения информации как гражданско-правовой категории. Таким образом, объектом исследования является феномен информации в рамках гражданских правоотношений. Предметом исследования выступают нормы законодательства РФ различных уровней, а также научные разработки, касающиеся правовых проблем отдельных видов и групп информационных объектов.

Большое количество подходов к определению  понятия информации, существующее в  настоящее время, бесспорно, говорит  о том, что естественнонаучные отрасли  знания в этом вопросе до сих пор  находятся в состоянии поиска. При этом следует отметить, что  имеют место комплексные исследования, посвященные широкому кругу вопросов статуса информации1 и научные разработки, которые затрагивают правовые проблемы видов и групп информационных объектов2.

В простейшем бытовом понимании с термином "информация" обычно ассоциируются  некоторые сведения, данные, знания и т.д. о чем-либо, о ком-нибудь. В переводе с латинского языка "informatio" означает сведения, разъяснения, изложение. С.И. Ожегов дает следующее определение  информации: это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным  устройством, а под сведениями он понимает познания в какой-либо области, известия, сообщения, знания, представления  о чем-либо3.

Проведенный анализ понятия "информация" позволяет  говорить о широком спектре взглядов на ее содержание - от наиболее широкого, в общесистемном, философском смысле, до весьма узкого, технократического  и прагматического смысла. В частности, информация - это: некоторые сведения, данные, знания (бытовое определение); сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (техника); обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему, и приспособления к нему наших чувств (Н. Винер); раскрытие неопределенности наших знаний о чем-то (К. Шеннон). Таким образом, информация как предмет определяется по трем параметрам: синтаксическому (количество), логико-семантическому (качество) и прагматическому (ценность), при наличии определенной формы передачи сведений. Необходимо выяснить, как понятие "информация" входит в правовой контекст.

На основании  вышесказанного представляется очевидным  необходимость закрепления понятия  информации как гражданско-правовой категории исходя из свойств, которые  должны отражать содержательную сторону  информации, определяемых характером общественных отношений, а также  методами их регулирования.

Теоретическая и нормативная база работы. Теоретическую  базу работы составили труды ученых-юристов  в области гражданского и информационного  права: Беловой Т.В., Брагинского  М.И., Витрянского В.В., Грушевой Е.П., Бугакова В.Н., Новицкого И.Б, Иоффе  О.С., Суханова Е.А., Губина Е.П., Санникова  Л.В., Ситдиковой Л.Б. , Огородова Д.В., Челышева М.Ю и др.

Нормативную базу составили: Конституция РФ, Гражданский  кодекс РФ, а также судебная практика по гражданским делам.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из трех глав, содержащих восемь параграфов, заключения и библиографического списка использованных нормативных правовых актов и научных источников.

 

 

Глава 1. Доктринальные и  законодательные основы услуг

 

1.1 Понятие услуг как объекта  гражданских прав. Экономическое  содержание услуг

 

Понимание слова «услуга» находится на стыке  двух наук – экономики и права, не имея строго научного экономического или юридического содержания. Однако разработанные в теории гражданского права определения услуги в той  или иной мере основываются на экономической  теории. Представляется необходимым  рассмотреть «услугу» прежде всего  как экономическую категорию.

С точки  зрения ученых экономистов, услуга это  экономическое отношение не по поводу результатов труда, а по поводу труда  как деятельности. Сама деятельность (труд), становится товаром, имеющим  неовеществленную потребительскую  стоимость, которая потребляется в  процессе овеществления услуги.

В экономической  литературе сложился подход, согласно которому услуги, результат которых  воплощается в товарах, называют материальными (производственными) услугами, а услуги, которые не оставляют  осязаемого результата, называют нематериальными (непроизводственными) услугами4, последнее как правило, направлены на удовлетворение личных потребностей граждан (так называемые «личные услуги»).

В основе данных постулатов лежат выводы К.Маркса, который различал два рода услуг  в зависимости от результата деятельности, «…услуга есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительской  стоимости товара, или труда, воплощенных  в товарах, другие же услуги, наоборот, не оставляют видимых результатов, существующих отдельно от исполнителя этих услуг; иначе говоря, результат их не есть пригодный для продажи товара5».

В связи  с этим представляет интерес позиция  цивилиста Н.А. Баринова о том, что  «…услуга это экономическое отношение, возникающее по поводу результатов  труда, создающего потребительские  стоимости, проявляющиеся в форме  полезного действия товара (вещи) или  самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека»6. В то время, как Е. П. Грушевая, рассматривая обязательства по предоставлению в хозяйственных отношениях, приходит к выводу, что «…услуга – это экономическое отношение не по поводу результатов труда, а по поводу труда, как деятельности»7. Как видно из сказанного, в науке нет однородности рассматриваемой проблемы.

Несмотря  на важность сферы услуг в экономике, ее теоретическая концепция в  России долгое время не получала своего развития и распространения. Такое  положение, по мнению В.Н. Бугакова, связано  непосредственно с идеологией марксистской теории, а она в свою очередь, отдавала предпочтение, прежде всего материальному  производству, а услуги почти не рассматривались как самостоятельная  сфера8. И только в середине 60-х годов XX в. Э.М. Агабабьян проводя анализ сферы услуг, приходит к выводу, что последняя представляет собой комплекс экономически детородных отраслей и видов труда, где труд по своей экономической природе является производительным, а продуктом труда является услуга, которая «…принимает нормы полезного эффекта, либо деятельности…, при этом полезный эффект есть совокупность полезных свойств, непосредственно направленных на удовлетворение той или иной потребности человека»9. В целом соглашаясь с позицией автора, в тоже время Н.А. Баринов останавливается и на спорных моментах, что полезный эффект услуги может проявляться не только в виде деятельности или воссозданной вещи, но также в форме вновь созданной вещи и «…в данном случае речь идет об овеществленном соглашении, где реальная связь между людьми выступает как «естественное свойство вещи»10.

Наряду  с точкой зрения Э.М. Агабабьяна, несколько  позже было предложено и иное понимание  услуг. Так, Н. П. Индюков под услугой  понимает потребительскую стоимость  в форме деятельности (положительный  эффект), которая способна удовлетворить  те или иные человеческие потребности, и «…положительный эффект неотделим  от деятельности»11. При этом автор из сферы услуг исключает конкретно-экономические отношения по выполнению работ в форме создания вещей, а услуги подразделяет на: материальные и нематериальные.

В зарубежной экономической литературе понятие  и сущность услуг исследуется  через призму маркетингового продукта, который также имеет свою историю12. Одной из равных моделью считается модель Д. Ратмила, выявившая проблему изучения нужд потребителей и мониторинга процесса потребления услуг13. Известный специалист по маркетингу Ф. Котлер, следующим образом определяет услугу – это «…любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо»14.

Эту же мысль  несколько другими словами выражают и российские ученые, которые услугу определяют как «…продукт труда, полезный эффект которого выступает  не в форме вещи, а в форме  деятельности, направленной на вещь и (или) на человека»15. В этой связи следует воспроизвести и позицию М.В. Кротова, что «…услуга создает определенный экономический эффект» и в продолжении сказанному автор определяет место услуги в системе общественных отношений как «элемента имущественного отношения, поскольку, как и вещь, услуга (автор не относит услугу к вещам)16 представляет по своей сути определенное содержание продукта труда и обладает всеми свойствами товара»17. Поэтому можно утверждать, что в известной мере следуя этимологическому значению термина, «услуга» - это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности, и само оказание услуг создает желаемый результат18.

Не оспаривая  справедливость сказанного, хотелось бы отметить, что в экономической  литературе услугой является целесообразная деятельность, полезный эффект труда, т.е. особая потребительская стоимость, которую доставляет сам труд, подобно  всякому товару. При этом потребительская  стоимость труда получает специфическое  название «услуги» и как правильно  отвечает А.А. Мохов «…труд оказывает  здесь услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности»19. Этим услуга принципиально отличается от работы, результатом которой является овеществленный результат, т.е. создание вещи. Учитывая, что вещь – продукт материального производства, результат соединения человека с материальным субстратом, то потребительская стоимость здесь отделена от человека, существует самостоятельно и независимо от него. В то время как при оказании услуги отсутствует по общему правилу овеществленный результат трудовой деятельности, и ценность представляет не овеществленный результат, а сама деятельность, процесс.

В итоге  следует признать, что первые исследования сущности услуг проводятся в экономической  литературе. Однако услуги следует  рассматривать не только с экономической, но и с юридической точки зрения, т.е. «услуга» должна рассматривать  и как правовая категория. Необходимо отметить, что данные категории (экономические  и правовые) не являются взаимоисключающими, скорее речь идет о взаимном дополнении, взаимной связи и взаимообусловленности.

 

1.2 Правовые формы реализации услуг

гражданский правовой договор информационная услуга

Интересным  представляется рассмотреть вопрос об услуге как правовой категории, тем  более что в правовой доктрине до сих пор существует некоторая  несогласованность по поводу того, какие критерии необходимо учитывать  при изучении такого правового явления  как «услуга».

Из истории  цивилистики известно, что понятие  «услуга», входило в качестве неотъемлемой части в состав древнеримского частного права, и было известно как договор  найма. Это был особый договорной тип, включающий в себя три разновидности  договоров, в котором основным критерием  выступало наличие или отсутствие овеществленного результата (opus)20. Подобное понимание услуги перешло из римского права в современную юридическую мысль и правотворчество.

В то же время следует признать, что в  ГК РФ отсутствует определение понятия  «услуга», а содержащиеся в ряде принятых позже законодательных  актов, легальные разъяснения соответствующей категории существенно различаются между собой. Так, более узкий смысл придавал определению услугам ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995г.,21 в соответствии с которым под услугами понималось «предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц». В то время как, новый ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» уже не дает определения «услуга»22. Легальное определение услуги приведено в ст. 38 НК РФ, где под услугой для целей налогообложения признается «деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности»23. Из-за отсутствия определений услуги как объекта гражданского права, как указывает М.Н. Малеина, данное определение в НК РФ может быть использовано и при применении гражданского законодательства24.

Информация о работе Доктринальные и законодательные основы услуг