Договор возмездного оказания услуг и трудовой договор: специфика правоприменения в предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной курсовой работы является рассмотрение и решение проблем, возникающих у предпринимателей в результате реализации договора возмездного оказания услуг, исходя из указанной цели, можно определить следующие задачи, которые необходимо решить в процессе работы над данной темой:
Дать общие характеристики договору возмездного оказания услуг и трудовому договору;
Сравнить два вида договоров: договор возмездного оказания услуг и трудовой договор и указать различия между ними;
Определить основные правовые последствия, возникающие при неточной реализации договора возмездного оказания услуг.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..........3
Библиография………………………………………………………………….........5
Историческая справка………………………………………………………..........8
Глава 1. Общая характеристика договора возмездного оказания услуг и трудового договора…………………………………………………………........13
Общая характеристика договора возмездного оказания услуг.…13
Общая характеристика трудового договора.………………….....20
Глава 2. Сравнительный анализ трудового договора и договора возмездного оказания услуг и проблемы их практического применения………….............26
2.1. Сравнительный анализ договора возмездного оказания услуг и трудового договора………………………………………………………...........26
2.2. Проблемы практического применения договора возмездного оказания услуг……………………………………………………………………………......31
Заключение……………………………………………………………………......36
Список использованной литературы……………………………………….......38

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая работа. Александр Дометеев.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

Необходимо отметить, что на протяжении всего периода феодализма в нашем законодательстве, в отличие от древнерусского, не было четкого отграничения договора подряда от других видов договоров о выполнении работ, поэтому исследователи рассматривают все вышеуказанные договоры в рамках общего обязательственного права.

Важной вехой в развитии российского обязательственного права и в   частности, договора личного найма, стал пореформенный период в истории нашей страны (вторая половина ХIХ века), когда основным стал принцип договорной свободы. Это привело к тому, что условия найма работников на заводы, устанавливавшиеся владельцами предприятий, ничем не ограничивались. Работники с целью получения хоть какой-то работы вынуждены были соглашаться на кабальные условия труда, в том числе и на 18-тичасов рабочий день. И здесь правительство, стремясь ограничить произвол промышленников, идет на создание новой отрасли отечественного права – фабричного, которое является предшественником современного трудового законодательства.

По новому законодательству, прежде всего, ограничивалась продолжительность рабочего времени – не более 11,5 часа в сутки, ограничивалось применение на производстве труда детей, подростков и женщин. Все эти нововведения должны были обязательно теперь отражаться в договоре личного найма. Помимо этого происходит окончательное становление Гражданского права как отдельной отрасли российского права, чему способствовала разработка правительством нового Гражданского Уложения. Предполагалось, что введение в действие этого Уложения четко отграничит области гражданских правоотношений и отношений, регулируемых другими отраслями права, в том числе и фабричного, еще раз оговорюсь, что в фабричное право тогда входили и обязательственные отношения по выполнению работ оказанию услуг и подряд. Но новое Уложение так и не было принято. [13 С. 46]

После событий февраля-октября 1917 года произошли кардинальные изменения в экономической жизни страны, вызванные широкомасштабной большевистской национализацией собственности. В результате изменений в экономических отношениях произошло изменение в статусе субъектов гражданских правоотношений, и прежде всего физических лиц. Теперь все граждане получили одинаковую гражданскую правоспособность, но граждане, ради справедливости надо отметить, мало имели возможностей для ее реализации. [13 С. 47]

Новым этапом в развитии института трудового договора и договора о возмездном оказании услуг становиться период «перестройки» в Советском Союзе, когда на смену социалистическим формам хозяйствования приходят рыночные, т.е. капиталистические. Именно в этот период начинается на законодательном уровне отделение понятий «трудовой договор» и «договор возмездного оказания услуг».

Нас в нашей работе будут интересовать два вида вышеназванных договоров – трудовой и договор возмездного оказания услуг, а также те проблемы, которые сейчас возникают у работодателей при использовании данных форм соглашений с работниками.

Делая вывод, необходимо отметить, следующие моменты:

  1. Что попытки правового регулирования договорных отношений по поводу личного найма в нашей стране были осуществлены уже в самом начале становления самой российской государственности – в Русской Правде, являвшейся первым правовым актом единого Древнерусского государства;
  2. На протяжении практически всей правовой истории Российского государства в ее законодательстве не было четкого разграничения, что является предметом договором о возмездном оказании услуг, а что, как бы сейчас сказали, трудовым договором. Хотя в законодательстве стран Европы данное разделение начало постепенно складываться уже в Средневековье, и особенно в эпоху промышленного переворота;
  3. Окончательно перейти к рыночным методам хозяйствования Россия смогла только в последнее десятилетие ХХ  в., что нашло свое отражение и в развитии институтов договора возмездного оказания услуг и трудового договора. 

Правовому регулированию отношений в результате заключения вышеуказанных договоров и будет посвящена основная часть моей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика договора возмездного оказания услуг и трудового договора

 

1.1 Общая характеристика договора возмездного оказания услуг

 

Отношения по оказанию услуг известны гражданскому праву на протяжении тысячелетий, однако за редким исключением в кодифицированных актах специальные нормы, посвященные регулированию указанных отношений, отсутствовали. В законодательстве регламентировались лишь отдельные разновидности договоров об оказании услуг, признанные в силу присущих им особенностей самостоятельными договорами: поручение, комиссия и т.п. [18 С. 632]

Исторически обязательство по оказанию услуг обязано своим происхождением договору найма. По римскому праву договор найма - консенсуальный, возмездный, синналагматический договор. В римском праве отношения найма {locatio-conductio) охватывали и наем вещей {locatio-conductio rerum), и наем услуг (loca-tio-conductio operarum), и наем работ (locatio-conductio opens). Несмотря на наличие специальных наименований, в самом римском праве, это был единый договор о возмездном пользовании вещью ли, услугами ли, работами ли, что было обусловлено крайне незначительным объемом отношений по найму услуг, которые не могли быть сравнимы с возможностями использования рабов (т. е. пользованием вещью). Римские юристы не придавали значения природе объекта пользования, поскольку особенности римского экономического быта заставляли юристов обращать внимание преимущественно на случаи договоров о возмездном пользовании вещами и лишь изредка касаться случаев, когда объектом договоров являются действия. Разделение locatio-conductio на виды произведено средневековыми юристами, положившими в основу разграничения экономические особенности объектов [14 С. 126].

В современном гражданском праве по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. [3 п. 1 ст. 779] Из определения следует, что данный договор является консенсуальным, взаимным, возмездным.

Субъектами договора по возмездному оказанию услуг являются исполнитель (услугодатель) и заказчик (услугополучатель). ГК не содержит каких-либо специальных требований к субъектному составу обязательства по возмездному оказанию услуг. Однако для оказания отдельных видов услуг устанавливаются специальные правила. Так, деятельность по оказанию услуг связи, аудиторских, медицинских и некоторых иных подлежит обязательному лицензированию. При этом лицензируется деятельность не только юридических лиц, но и физических лиц, оказывающих соответствующие платные услуги. Одним из условий получения лицензии, как правило, является наличие высшего образования в соответствующей области и стажа работы по специальности. Например, для получения лицензии на оказание платных медицинских услуг лицо должно иметь высшее медицинское образование и стаж работы [15 С. 274]. Вместе с тем наличие лицензии еще не гарантирует того, что заказчика удовлетворит та деятельность, которую ему предложит исполнитель.

Поскольку в обязательствах по оказанию услуг результат неотделим от деятельности исполнителя, а процесс потребления услуги осуществляется, как правило, в момент ее оказания. Важнейшее значение имеет и личность самого исполнителя, его индивидуальные данные, опыт, профессионализм, знания и т. п. Поэтому в виде общего правила в ст. 780 ГК предусмотрена обязанность личного исполнения обязательства по оказанию услуг. В то же время обязательство по оказанию услуг не приобретает лично-доверительного характера, поскольку в отношениях заказчика и исполнителя может и не быть никакой личной связи. Главное заключается в том, что заказчика интересует не услуга как таковая, а услуга, оказываемая именно данным конкретным специалистом. Например, больной обратился за консультацией к известному профессору, а тот поручил проконсультировать больного своему ассистенту. Независимо от качества данной консультации заказчика интересовало мнение именно профессора, а не его ассистента. Вследствие тесной взаимосвязи процесса исполнения, его результата и качества предоставляемой услуги обязанность личного исполнения носит характер общего правила. Например, Правилами предоставления платных медицинских услуг населению предусмотрено право услугополучателя потребовать оказания ему услуги другим специалистом (п. 17 Правил) [20 С. 639].

Сказанное не означает, что во всех возмездных отношениях по оказанию услуг исполнитель обязывается к личному исполнению. Существуют такие обязательства, в которых личное исполнение не имеет значения. Так, деятельность музея не может быть сведена к личному исполнению, поскольку услуга предоставляется в виде деятельности организации в целом, а не отдельного работника. Кроме того, заказчик, заключая договор с юридическим лицом, может оговорить исполнение обязательства конкретным специалистом либо согласиться с исполнением любым квалифицированным специалистом, которого выберет руководитель организации. Например, обращаясь в юридическую фирму, можно договориться о ведении дела конкретным юристом либо просто заключить договор с фирмой, тем самым допуская исполнение любым юристом фирмы [12 С. 256].

Хотя термин «личное исполнение» и связывается обычно с деятельностью физических лиц, определенные обязанности возлагаются и на юридическое лицо. При обращении за какой-либо услугой к юридическому лицу заказчик принимает во внимание степень известности, солидности и авторитетности фирмы. Таким образом, его интересует, чтобы услуга была оказана именно данным юридическим лицом. Сказанное означает, что юридическое лицо вправе прибегать к использованию любых специалистов, как собственных, так и привлеченных, однако перевод долга либо иной способ перемены лиц на стороне исполнителя в обязательствах возмездного оказания услуг, по общему правилу, не допускается [12 С. 258].

Предметом договора являются нематериальные услуги. Следует различать собственно результат деятельности исполнителя, т. е. собственно услугу, и тот результат, которого желает достичь заказчик посредством услуги. Например, родители желают, чтобы их ребенок поступил в престижное учебное заведение, и приглашают для подготовки ребенка к вступительным экзаменам репетитора. В этом случае результатом, которого желает достичь заказчик (родители), является поступление в соответствующее учебное заведение. Однако этот результат не охватывается деятельностью исполнителя. Репетитор может предоставить возможность обучаемому усвоить определенный набор знаний, необходимый для поступления в вуз, однако он не может гарантировать сам факт поступления, поскольку этот результат зависит не только от услугодателя, но и от влияния других факторов, в том числе способностей и желания самого ребенка, числа абитуриентов и т. д. Таким образом, неотъемлемым условием обязательства по оказанию услуг является невозможность гарантировать достижение полезного эффекта деятельности услугодателя. Такой результат лежит вне пределов обязательственного отношения [20 С. 640].

«Следует отграничивать от обязательств по оказанию услуг такие отношения, в которых деятельность услугодателя получает какое-либо овеществленное выражение, существующее отдельно от деятельности исполнителя. Например, консультация аудиторской фирмы, предоставляемая в устной форме, будет охватываться отношениями по оказанию услуг, а письменное заключение той же аудиторской фирмы должно регулироваться нормами о договоре подряда, поскольку наличие вещного результата — письменного заключения — определяет предмет обязательства как выполнение работы по написанию письменного заключения» [9 С.235].

Здесь стоит пояснить, что необходимо отличать обязательства возмездного оказания услуг от обязательств подрядного типа, что часто путают предприниматели. Основным отличием обязательств об оказании услуг от обязательств подрядного типа является результат осуществляемой услутодателем деятельности. Если в обязательствах подрядного типа результат выполненных работ всегда имеет овеществленную форму, то в обязательствах об оказании услуг результат деятельности исполнителя не имеет вещественного содержания. Следовательно, услуги, предоставляемые должником кредитору, носят нематериальный характер.

Цена в договоре услуг не определяется законодательными актами. Имеется ряд документов в виде прейскурантов, тарифов и т. п., которые, как правило, исходят непосредственно от исполнителя.

Срок исполнения договора возмездного оказания услуг определяется по соглашению сторон. Хотя закон не содержит специальных правил о сроке действия договора возмездного оказания услуг, его определение имеет существенное значение. Например, если не определены время и место оказания информационных услуг, способ их доведения до сведения заказчика, то услугодатель не может исполнить соответствующую обязанность, поскольку заказчик не сможет ее потребить.

Обязанности исполнителя оказать услугу, а заказчика ее оплатить составляют содержание договора. Обязанность исполнителя может быть конкретизирована путем описания той услуги, которая должна быть оказана, определением места и срока ее исполнения. Поскольку законодательством не предусмотрено специальных правил о месте и сроке исполнения обязательства по оказанию услуг, применению в соответствующих случаях подлежат общие положения обязательственного права. Без определения этих обстоятельств оказание услуг невозможно, поскольку процесс оказания услуги и ее результат неотделимы. Это подтверждается и тем, что на заказчика не возлагается обязанность принять деятельность исполнителя, ибо отдельной процедуры передачи-принятия услуги не может существовать.

Информация о работе Договор возмездного оказания услуг и трудовой договор: специфика правоприменения в предпринимательской деятельности