Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 14:33, курсовая работа
Целью работы является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований.
Указанная цель достигается путем решения следующих задач:
- рассмотреть виды договоров подряда для государственных нужд;
- рассмотреть тендерную систему выбора подрядчика;
- проанализировать права и обязанности сторон при выполнении работ для государственных нужд;
- в заключении сделать выводы.
Введение
Глава 1 Общие понятия договора подряда для государственных нужд
§ 1 Виды договоров подряда для государственных нужд
§ 2 Процедура заключения государственного контракта
§ 3 Тендерная система выбора подрядчика
Глава 2 Элементы договора подряда для государственных нужд
§ 1 Содержание договора подряда
§ 2 Права и обязанности сторон при выполнении работ для
государственных нужд
Заключение
Библиография
Объем работ, имеющий непосредственное отношение к предмету договора, равно как начало и окончание сроков работ, определены в качестве существенных условий уже в общих положениях о подряде. Термин "объем", используемый ГК, не совсем точен, поскольку относится только к количественной характеристике работ. Толковать его следует расширительно, понимая под "объемом" в первую очередь перечень работ, с возможно более подробной разбивкой по видам и направлениям и только во вторую очередь - собственно количественную характеристику.
Работы по своей природе трудно поддаются измерению в количественном выражении, и такое измерение, как правило, условно, применяется для установления универсальных единиц, используемых для расчета цены договора. Наиболее распространено измерение работ в единицах трудозатрат. Трудозатраты можно измерить в человеко-часах, т.е. объеме типовых работ, которые выполняет работник определенной квалификации за один час. Другой единицей измерения являются нормо-часы. Они определяют объем типовых работ, который обычно выполняется подрядчиком за единицу времени исходя из технологии и правил работы, утвержденных в нормативных отраслевых актах или локальных актах подрядчика. Измерение объема работ в стандартных единицах распространено в договоре строительного подряда и менее характерно для проектных и изыскательских работ[5].
В отличие от общих положений о подряде, а также от содержания § 3, 4 гл. 37 ГК "Строительный подряд" и "Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ" к существенным условиям государственного контракта относится условие о способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п. 1 ст. 766 ГК).
БК (п. 3 ст. 72) требует включать в государственный контракт условие о выплате неустойки при нарушении сторонами обязательств. Основные положения предусматривают штрафную пеню в размере 1/1000 договорной стоимости за каждый день просрочки в случае нарушения подрядчиком сроков выполнения работ.
Правоотношения сторон по договорам подряда в настоящее время регулируются[6]:
- нормами ГК РФ: главы 9 ("Сделки"), 27 ("Понятие и условия договора"), 28 ("Заключение договора"), 29 ("Изменение и расторжение договора"), другими нормами части первой, регламентирующими положения о сделках, обязательствах и иные общие вопросы; главы 37 ("Подряд") части второй;
- Градостроительным кодексом РФ;
- Федеральным законом от 25.02.99 N 39-ФЗ (в ред. от 02.01.2000) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"; Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ (в ред. от 11.03.2003) "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Постановлением Госкомстата России от 03.10.96 N 123 (в ред. от 04.03.2002) "Об утверждении Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству" (в документе даются определения терминов "стройка", "очередь строительства", "пусковой комплекс", "объект строительства", "реконструкция" и т.д.)[7]; Постановлением Госкомстата России от 11.11.99 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ"[8];
- Постановлением Госстроя России от 07.08.2002 N 102 "Об утверждении Общих указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы для строительства" (в связи с изданием этого документа фактически утратили силу Временные рекомендации по определению базовых цен на проектные работы для строительства в условиях рыночной экономики с учетом инфляционных процессов);
- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н (в ред. от 24.03.2000).
Позиция Высшего Арбитражного Суда РФ (далее - ВАС РФ) по отдельным вопросам применения законодательства о подряде содержится в информационных письмах Президиума ВАС РФ: от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда"; от 25.07.2000 N 56 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с договорами на участие в строительстве"; от 18.01.2001 N 58 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов".
Исходя из того что правоотношения сторон по договору подряда столь детально регламентированы, важно дать ему надлежащую правовую оценку, точно квалифицировать отношения сторон для правильного определения норм, регулирующих эти отношения.
Глава 37 ГК РФ в § 1 содержит общие положения, которые применяются ко всем видам договора подряда. Статья 702 Кодекса в качестве общего правила устанавливает, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии со статьей 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Разновидностью договора строительного подряда выступает договор на выполнение строительных подрядных работ для государственных нужд, правовому регулированию которого посвящены нормы параграфа 5 главы 37 ГК РФ. Они также являются специальными нормами и пользуются приоритетом перед правовыми нормами, содержащимися в параграфе 3 (общие нормы по отношению к нормам параграфа 5) и параграфе 1 главы 37 Кодекса.
Актуальным для обсуждаемой темы является вопрос о юридической (правовой) природе договора строительного подряда. Договор строительного подряда представляет собой двусторонний, возмездный и консенсуальный договор.
Содержание договора образуют его условия, классификацию которых можно осуществлять по разным основаниям, но для признания его заключенным правовое значение имеет наличие в договоре существенных условий.
Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее - государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. Во-вторых, ст. 766 ГК РФ расширяет круг существенных условий, которые обязательно должны присутствовать в государственном контракте. К ним законодатель относит условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторонами.
Предварительная квалификация участников тендера - целью этого этапа является составление перечня подрядчиков, способных обеспечить здоровую конкуренцию в процессе тендера, для чего и проводится оценка их потенциала, а именно наличия необходимого количества квалифицированного персонала, трудовых ресурсов, механизмов, а также опыта выполнения подобного рода работ, соответствие лицензий и сертификатов и финансовая надежность.
Не более семи участников, прошедших предквалификационный отбор, получают пакет документов, который содержит приглашение к участию в тендере, информацию о проекте, порядке проведения предквалификации и тендера, квалификационную анкету для заполнения. Процедура отбора должна быть основана на сравнении ответов в анкете, то есть желательно использовать унифицированную форму, допускать привлечение новых организаций вследствие своей гибкости, учитывать как технические, так и финансовые аспекты проекта, позволять пользоваться информацией, полученной из других источников[9].
Приглашение к предварительному квалификационному отбору открыто, в зависимости от уровня проекта оно публикуется в газетах и журналах, содержит уведомление о последующем ограничении в количестве участников тендера. В нем также следует указывать имя заказчика, имя консультанта, расположение проекта, описание проекта и предстоящий объем работ, источник финансирования, программу проведения проекта. Рекомендуемый период времени между приглашением к предквалификации и датой подачи заполненных анкет должен быть не менее четырех недель.
Анализ предквалификационных анкет проводится заказчиком или консультантом, в процессе оценки определяется структура компании, опыт работ в этом регионе, доступные ресурсы (людские, материальные, финансовые), система качества, применяемая в компании, объем работ, привлекаемых на субподряд., финансовая устойчивость и ресурсы, необходимые для выполнения работ, арбитражная история.
Пакет тендерной документации заказчика обычно содержит: приглашение к участию в тендере, инструкции участникам, форму тендерного предложения, соглашение о неразглашении, соглашение о конфиденциальности, директивный график, техническое задание, условия контракта и формы банковских гарантий, спецификации, чертежи, ведомость объема работ или смету, дополнительную информацию о проекте.
Вообще, предполагаемый объем работ должен быть определен еще на стадии подготовки предквалификации и соответствовать отраженному в тендерной документации. Это необходимо для корректного понимания предстоящих работ подрядчиком и соответственно для правильной оценки предстоящих работ.
Если рассматривать тендерный пакет детально, то к документам предъявляются следующие требования: приглашение к участию в тендере должно содержать перечень документов, входящих в тендерный пакет, форму уведомления о получении пакета, форму письма об изменениях, произошедших в компании- претенденте после подачи предквалификационной анкеты, дата и место подачи тендерного предложения. Инструкции к участнику тендера готовятся с учетом требований определенного контракта, их целью является определение рамок, в которых действуют процессы по подготовке, подаче, оценке тендерного предложения.
Так, определив сроки подготовки тендерного предложения, заказчик должен убедиться в их реалистичности для подрядчиков. Претенденты уведомляются о количестве копий к оригинальному предложению; необходимости маркировки оригинальной («Оригинал») и прочих («Копия») версий. Если требуется доверенность, приводится инструкция по заполнению; и претенденты в обязательном порядке уведомляются о необходимости использования нотариально заверенных документов. Также оговаривается возможность подачи альтернативного предложения, в котором указывается исчерпывающая информация по внесенным изменениям в техническую часть проекта, влияющих на снижение стоимости строительства. Обязательны рекомендации касательно используемой валюты в предложении и ставке налогов[10].
Возможным вариантом обеспечения гарантии тендерного процесса со стороны заказчика является требование предоставления гарантии; желательно - на весь период действия тендерного процесса плюс время, необходимое на предоставления гарантии исполнения обязательств по заключенному контракту. Претендент должен быть уведомлен, что гарантии будут возвращены по истечении срока надобности.
В инструкции для участников определяются основные критерии оценки представленных предложений. Помимо основного фактора - цены предложения - на отбор претендентов влияют: время, необходимое на реализацию проекта, возможность использования предложенной технологии и метода выполнения работ, действие реализованного проекта на окружающую среду, возможность снижения вреда от использования вредных веществ.
Спецификации, передаваемые в тендерном пакете, определяют требуемое качество материалов, уровень квалификации рабочего персонала, требования к безопасности труда, охране окружающей среды во время производства работ. Также оговариваются возможности использования площадки подрядчиком для других участников проекта, ограничение по использованию возможных технологий производства работ и применяемых материалов. В спецификации должен содержаться перечень передаваемых чертежей. Чертежи, передаваемые в составе тендерного пакета, обязаны обеспечивать претендента необходимой для точного понимания объема работ информацией.
Ведомость объемов работ должна отражать предстоящий объем работ. При заполнении ведомости единичными расценками, подрядчик инструктируется о недопустимости внесения каких-либо изменений в структуру, так как это затруднит последующий анализ тендерных предложений.
Ответственность за подачу вовремя и корректно оформленного предложения полностью лежит на претенденте. Претенденты должны быть проинструктированы о надлежащем виде предложения - в двойном конверте, с надписью, определяющей название тендера и пометкой «Тендерный пакет - не вскрывать до официального открытия». Заказчик отмечает на конверте дату и время получения. Предложения, полученные по истечении срока тендера, отправляются обратно с уведомительным письмом. Вскрытие тендерных пакетов производится строго в установленное время представителем заказчика, который предварительно проверяет конверты на сохранность. После чего объявляются названия компаний, цена, цена альтернативного предложения, гарантии тендера и имена компаний, дисквалифицированных по тем или иным причинам. Для этого существует специальная форма, которая подписывается участниками процедуры.
После получения тендерного предложения производится его проверка на наличие арифметических ошибок. В случае обнаружения таковых, производится корректировка предложения. Необходимо произвести также оценку альтернативных предложений с точки зрения разумности применяемых технических решений и конечной цены. Вся процедура оценки строится на соответствии предложения трем основным требованиям, указанным в инструкциях, - техническим, финансовым и контрактным.
Информация о работе Договор на выполнение подрядных работ для государственных нужд